Естественные права человека в философии это

Философия права и естественное право - раздел Право, Общая теория права. Том первый. Часть теоретическая Литература: Saleilles, Ecole Historigue Et Droit Naturel (R.

Главное меню
Главная
Авторское право
Аграрное право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Бюджетное право
Водное право
Всемирная история
Гражданское право
Гражданский процесс
Договорное право
Жилищное право
Избирательное право
История права
Конституционное право
Корпоративное право
Криминалистика
Международное право
Налоговое право
ОБЖ
Охрана труда
Политология
Право
Прокурорский надзор
Психология
Римское право
Семейное право
ТГП
Трудовое право
Уголовное право
Уголовный процесс
Финансовое право
Хозяйственное право
Экологическое право
Учебные материалы
Кодексы
Военное право
Страница 1 из 2
По вопросу об отношении нравственности к эволюции нам пришлось считаться с двумя воззрениями: с воззрением нравственного идеализма, который признает существование вечного закона добра, и с воззрением современных эволюционистов, рассматривающих нравственность как продукт истории. Мы видели, что оба эти воззрения заключают в себе долю истины и поэтому могут быть примирены друг с другом. Тезис идеализма, утверждающего существование вечного закона добра, вполне может быть согласован с тезисом учения эволюционного, которое утверждает, что человеческие понятия о добре развиваются, прогрессируют. Оба эти философские воззрения нашли в себе выражение в философии права. Здесь также мы встречаемся с тезисом идеализма, который утверждает, что. кроме права положительного, существует еще право естественное — существует вечная идея права, которая должна лежать в основе всего права положительного; представители исторического направления и современной эволюционной школы в праве учат, что нет вообще другого права, кроме права положительного: все право в целом его составе есть продукт истории, результат развития человека и человеческого общества.
Вопрос о естественном праве есть центральный, жизненный вопрос философии права, о котором философы и ученые спорят с самого момента его зарождения. Но прежде чем дать то или иное его разрешение, необходимо познакомиться хотя бы в самых общих чертах с самой историей спора.
Еще в Древней Греции философы спорили о том, коренится ли право в самой природе вещей, в вечном, неизменном порядке мироздания, или же оно составляет результат произвольного соглашения людей, человеческое установление, возникшее в определенный момент времени. Софисты учили, что в основе права кет ничего неизменного, вечного; все, что мы называем правом или правдой, составляет результат соглашения людей, искусственное изобретение человеческого ума. Первоначально люди жили врозь, не руководились во взаимных отношениях никакими началами права и правды. Каждый делал, что хотел, и при таких условиях, разумеется, сильные порабощали слабых. Чтобы положить конец такому порядку вещей, который угрожал безопасности всех и каждого, слабые соединились в общества, установили законы — нормы права и правды, которыми они и сковали произвол сильных.

ЕСТЕСТВЕННЫЕ ПРАВА (natural rights) Права (rights), которыми люди обладают от природы, т.е. без каких-либо договоренностей, или при отсутствии каких-либо политических или юридических институтов.

Против этого учения софистов восстали глубочайшие философы древности: прежде всего Сократ,12 а за ним — Платон и и Аристотель.14 С точки зрения этих философов, право не во всем своем составе является искусственным изобретением людей; в основе права лежит вечный, незыблемый божественный порядок, который господствует не только в человеческих отношениях, но и во всем строе мироздания: рядом с законами, изобретенными людьми, существуют вечные, неписаные законы , вложенные в сердца людей самим божественным разумом.
Точка зрения, сходная с изложенной только что, господствовала и в римской юриспруденции. А именно: среди римских юристов было чрезвычайно распространено воззрение, что рядом с подвижным и изменчивым правом положительным (jus civile) существует вечное естественное право (jus naturale), которое коренится в самой природе человеческого разума и человеческих отношений. Понятие о естественном праве у римских юристов было довольно сбивчивым и шатким: они то отличали естественное право (jus naturale) от общенародного (jus gentium), то отождествляли то и другое: они то рассматривали jus naturale как идеал, к которому должно стремиться положительное, действующее право, то видели в первом — часть последнего. Некоторые юристы представляли себе естественное право как совокупность вечных норм правды: положительное право далеко не соответствует этим нормам; во многом даже прямо им противоречит; так, например1, с точки зрения естественного права все люди свободны и равны; с точки зрения естественного права не должно существовать различия классов, не должно быть ни рабов, ни господ: между тем у всех народов существуют различия классов, существует и рабство. В этом ряд римских юристов видели основное отличие jus naiurale от jus gentium, т. е. от права общенародного: с точки зрения jus naturale все вообще должны быть свободны, между тем как jus gentium закрепляет свободу только за некоторыми классами. Воззрение это разделялось, однако, далеко не всеми юристами: некоторые из них рассматривали естественное право как совокупность норм права, всюду принятых, всюду действующих, без различия рода и племени, места и времени, — словом, отождествляли jus naturale и jus gentium. Определяя понятие естественного права то шире, то уже, римские юристы сходились, однако, в том, что нормы естественного права коренятся в самой природе человеческого разума, а потому — столь же вечны и неизменны, как и законы логики.

Идея естественных прав есть тот предел, за которым начинается разрушение общества, деградация личности.  Коркунов Н.М. История философии права. СПб., 1908. Кузнецов Э.В. Философия права в России. М., 1989.

Также и среди средневековых схоластиков господствовало убеждение, что существует вечное естественное право — вечные естественные законы, которые вложены Богом в сердца людей и составляют самую природу разума. В философии права Нового времени учение о естественном праве получает уже совершенно иную окраску. Во-первых, оно освобождается от богословского элемента, который примешивался к нему у средневековых писателей; во-вторых, самое понятие естественного права определяется несравненно яснее и точнее, нежели у римских юристов. Мыслители Нового времени уже не смешивают естественного права с правом общенародным, как это делали некоторые римские юристы.
Сторонники естественного права до начала прошлого столетия видят в нем уже не часть положительного права, а совокупность тех вечных идеальных норм, которые должны послужить прообразом для всякого законодательства. Основатель естественной школы — Гуго Гроций учил, что законы естественного права коренятся в самой природе разума, а потому имеют такое же вечное, незыблемое значение, как и самый разум, необходимы, как законы логики. Поэтому нормы естественного права совершенно независимы от воли Божией: они существовали бы, даже если бы Бог не существовал (etsi daretur, Deum non esse); Бог не может изменить их, так же как он не может изменить законов логики и математики. Как Бог не может сделать, чтобы дважды два равнялось пяти, так точно он не может сделать, чтобы правда стала неправдой, чтобы нормы естественного права стали неправом.
При той формулировке, которую дала понятию естественного права основанная Гроцием естественная школа, оно грозит совершенно заменить собою право положительное. Дело в том, что Гроций и его продолжатели не считались ни с окружающею их исторической действительностью, ни вообще с историей: для них действительность имела право на существование лишь постольку, поскольку она вытекала из требований разума, т. е. поскольку она могла быть логически выведена и логически оправдана с точки зрения естественного права. Мыслителям этим естественное право представлялось в виде целого кодекса правил, которые могут быть выведены a priori, причем все то, что не согласуется с этим кодексом, должно быть упразднено как противоречащее разуму.
При таком отношении к исторически сложившемуся учение о естественном праве должно было принять характер революционный. В частности, оно послужило оправданием и лозунгом Французской революции, восставшей против королевского деспотизма и против феодально-аристократического строя во имя "прирожденных прав человека". Теоретической формулой для этого революционного движения послужили некоторые мысли и изречения Руссо,16 который довел учение естественной школы до крайних ее последствий. Сопоставляя идеал естественного права с окружающей его действительностью, Руссо пришел к полному и всестороннему осуждению последней. По природе, учил он, человек рождается свободным; между тем мы видим его повсюду в оковах. По природе все люди равны; между тем контраст богатства и нищеты составляет явление повсеместное; по природе все люди братья; между тем мы всюду можем наблюдать ожесточенную борьбу сословий. Словом, в учении Руссо можно найти все элементы знаменитой формулы "свобода, равенство и братство", послужившей лозунгом Французской революции.
Попытка Французской революции пересоздать исторически сложившееся на началах разума вызвала в начале XIX века повсеместную реакцию, которая нашла себе выражение как в действительной жизни, так и в философии. Представительницей этой реакции в философии права явилась историческая школа, зародившаяся в Германии в начале XIX столетия.
Виднейший из представителей этой школы — Савиньи — восстал прежде всего против того отрицательного отношения к историческому прошлому, которое отличало естественную школу. Теоретики вроде Руссо рассматривали все современное им и предшествовавшее законодательство, как проявление человеческого неразумия, эгоизма и произвола. Савиньи, наоборот, совершенно основательно стал доказывать, что положительное право вовсе не есть произвольное установление людей, искусственное изобретение законодателя: положительное право составляет необходимый результат постепенного закономерного процесса исторического развития; право каждого народа представляет собою исторически необходимое выражение его самосознания, народного духа на той или другой ступени его развития. С этой точки зрения Савиньи восстает против всяких попыток вывести a priori из человеческого разума такой кодекс права, который был бы годен для всех времен и для всех народов. По учению исторической школы, не существует права вечного, универсального; право во всем его составе есть продукт истории.
Словом, Савинь

1. Философия права Нового времени.  Они вытекают из естественного права (jus naturale) как свободы человека делать всё, что заблагорассудится.  Абстрактное право – это право свободной, правоспособной личности.


Естественное состояние это - полная свобода действий и распоряжения своим имуществом и личностью.  Философия права. Норма. Москва 2001.C.466 [3] Локк Д. Избранные философские произведения.

неотчуждаемые права человека - "субъективные права человеческой личности" [ Бердяев Н. А. О назначении человека.  Основы философии права"), да и ее содержание показывают, что Гегель, не отвергая самой идеи естественного права


Инструкция ответственного за делопроизводство

Примерная инструкция ответственного за делопроизводство в структурном подразделении таможенного органа. Приложение 2 к п. 1.4 Типовой инструкции по делопроизводству и работе архива в таможенных органах

- должностной инструкцией. 1.5. Ответственный за делопроизводство должен знать структуру таможенного органа, правила эксплуатации пишущих машин и ПЭВМ. 2. ПРАВА.

Подробнее...

Защита чести и достоинства президента

© Исаков В.Б., Парламентский дневник-1990, 1995-2012 ДОКУМЕНТ СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК ЗАКОН О защите чести и достоинства Президента СССР Признавая недопустимость нанесения ущерба чести

Отражение вопросов защиты чести и достоинства граждан Российской Федерации в ежегодном послании Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации и в докладах высших должностных лиц государства.

Подробнее...

Пожизненное лишение свободы видео новые серии

Это тюрьма для тех, кто лишен свободы пожизненно, там сидят  3-я серия: Есть еще первая и четвертая серии, но их вы найдете самостоятельно.  Вообще мысль, высказанная на видео одним из заключенных, заслуживает размышлений.27 июня 2010

Название материала: Секс-видео знаменитостей / Celebrity Sex Tapes (2005).  Главная » Статьи » ТВ Передачи » Криминал » Пожизненно лишенные свободы (1 - 4 серии из 4, 2010).

Подробнее...

Международные документы по правам человека понятие

Международно-правовые документы в области прав и свобод человека стали приниматься только после Второй мировой войны.  Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина (1).

Существенным отличием международных правовых документов от прочих международных соглашений является  Возникновение понятия «права человека», т. е. осознание этой проблемы как научной, неразрывно связано с появлением и

Подробнее...