Федеральные конституционные законы как источник трудового права

4. федеральный закон от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» как источник права  Федеральный закон состоит из 7 глав (32 статей). Глава 1 «Общие положения»: 1) дает понятия: – трудовой пенсии17 декабря 2001

ГЛАВА IV. ИСТОЧНИКИ ТРУДОВОГО ПРАВА § 1. Понятие и виды источников трудового права
1. Теоретические представления об источниках права в формальном (юридическом) смысле базируются на идее формы права. Под источником права обычно понимают внешнюю форму права [48], форму установления и выражения правовых норм [49], объективированный в документальном виде акт правотворчества [50]. Приведенные определения исходят из того, что право может существовать исключительно в виде правовых норм, хотя в настоящее время все большее число представителей теории права отходят от этой доктрины [51]. Применительно к конкретной отрасли уместнее говорить не об источниках права (форме права), а об источниках правовых норм, регулирующих соответствующие общественные отношения, или об источниках позитивного права.
2. Обычно выделяют четыре группы таких источников: нормативный правовой акт, нормативный договор, судебный прецедент, обычай. Некоторые ученые добавляют к числу источников принципы права [52], юридическую доктрину, религиозный памятник, естественное право [53].
В теории трудового права долгое время к источникам относили лишь нормативные правовые акты (при этом нормативным актом считался и коллективный договор). В последние годы активно формируется широкий подход к определению источников трудового права. Нет сомнений относительно существования в системе источников трудового права нормативных договоров, причем отдельные ученые относят к их числу и трудовой договор [54]. Авторы некоторых учебников и учебных пособий, изданных после принятия Трудового кодекса, к источникам трудового права относят судебный прецедент [55]. С определенной долей осторожности признается и роль обычая (обыкновения правоприменительной практики) [56].
В связи с этим первый вопрос, на который необходимо ответить: что можно (и нужно) отнести к источникам трудового права?
¦ Начнем с нормативных правовых актов, включение которых в систему источников трудового права является очевидным и сомнений не вызывает.
Понятие нормативного правового акта охватывает все акты, принятые органами государственной власти или санкционированные государством и содержащие нормы трудового права. В иерархии источников трудового права нормативный правовой акт занимает ключевые позиции, это самый важный регулятор общественных отношений в сфере труда, во-первых, в силу качественного разнообразия и количественного превосходства над другими источниками, во-вторых, по причине того, что нормативные акты регулируют (в той или иной мере) все общественные отношения, входящие в состав предмета трудового права.

Например, Федеральный закон от 27 июля 2004 г. N 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" *(10) предусматривает, что  Тема 3. Источники трудового права. 1. Цели и задачи трудового законодательства.

Нормативные правовые акты весьма разнообразны, их можно классифицировать по различным основаниям. Наиболее общее деление — это деление на акты, принимаемые органами государственной власти, и акты, принимаемые иными субъектами с санкции государства.
¦ Акты, принимаемые государством, в свою очередь, делятся на законы и подзаконные акты.
Среди законов надо выделить Основной закон Российской Федерации — Конституцию РФ, федеральные конституционные законы, базовый акт отрасли — Трудовой кодекс РФ, иные федеральные законы, содержащие нормы трудового права и законы субъектов РФ (включая конституции и уставы) [57].
В строгом смысле слова только к законам применим термин «трудовое законодательство». Подзаконные нормативные акты различаются по своей юридической силе и месту в системе источников. Высшей юридической силой обладают указы Президента РФ [58], за ними следуют постановления Правительства РФ, акты федеральных органов исполнительной власти, подзаконные акты субъектов РФ (указы, постановления, положения и т.п.) [59], акты органов местного самоуправления [60].
Нормативные правовые акты, принимаемые работодателем в установленном законом порядке, именуются локальными нормативными актами . Трудовой кодекс впервые прямо закрепляет право работодателя принимать такие акты и определяет их место в системе источников трудового права [61].
¦ Следующий вид источников трудового права — нормативный договор.
К нормативным договорам относятся международные (многосторонние и двусторонние) договоры, заключенные Российской Федерацией [62], и акты социального партнерства (нормативные соглашения или коллективно-договорные акты) — коллективные договоры и соглашения [63].
Нормативные договоры (нормативные соглашения) характеризуются тем, что они заключаются в договорном порядке, т.е. путем проведения переговоров, их условия определяются соглашением сторон, их юридическая сила также обусловлена взаимным волеизъявлением сторон, однако в отличие от обычных договоров их содержание составляют не обязательства (или не только обязательства) сторон, а правовые нормы.
Нормативные договоры, как международные, так и заключенные социальными партнерами, приобретают все большее значение. Высказываются даже предположения о том, что соглашения и коллективные договоры призваны нести основную нагрузку по регулированию трудовых отношений [64].
В последнее десятилетие отдельные представители науки трудового права стали относить к источникам права и трудовой договор [65].

§5. Судебное решение как источник трудового права. Заключение. Список использованной литературы.  Ст. 890., Федеральные законы от 23 ноября 1995 года № 175-ФЗ "О порядке разрешения коллективных трудовых споров"

Эта позиция основана на широком представлении о праве, включении в понятие права не только позитивного права в виде системы правовых норм, но и субъективного права.
Безусловно, трудовой договор можно признать источником субъективного права, т.е. актом, устанавливающим субъективные права и обязанности работника и работодателя. Однако норм права он не содержит. Если исходить из широкой трактовки права, то правильнее говорить не об источниках, а о формах существования права, и рассматривать все формы, включая, например, правоотношение и правосознание. Этого в указанных работах не делается, чем, на наш взгляд, совершается методологическая ошибка: источник права «в широком смысле» указывается в одном ряду с источниками позитивного права.
¦ Что касается обычая и судебного прецедента , то надо подчеркнуть, что указанные источники включаются в ту или иную национальную систему права в зависимости от признания (санкционирования) их государством. Поскольку ни конституционное, ни трудовое законодательство РФ не указывает на возможность отнесения обычая и судебного прецедента к источникам права, последние в российской правовой системе таковыми не являются. Кроме того, роль судебного прецедента в его классическом понимании даже в странах обычного права серьезно меняется. На первое место выходит так называемый прецедент толкования, т.е. интерпретация статутного права. Как совершенно справедливо отмечают исследователи, в России речь идет не о развитии судебного прецедента как источника права (что было бы шагом назад и отступлением от идеи верховенства закона), а об усилении позиции судов в толковании закона [66]. Именно в этом направлении развивается судебная практика, которая играет существенную роль в правильном понимании и применении закона. Особое значение имеют постановления Конституционного Суда РФ, которые, по существу, отменяют или изменяют нормы права, а иногда и нормативные акты и руководящие разъяснения Пленума Верховного Суда РФ [67].
§ 2. Система источников трудового права
1. Источники трудового права образуют систему , единство которой обусловлено наличием единого предмета и метода отрасли, принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Система источников трудового права по сравнению с другими отраслями права обладает серьезной спецификой.
Прежде всего, надо подчеркнуть, что трудовое законодательство отнесено к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (ст. 72 Конституции РФ), и соответственно массив нормативных правовых актов делится на акты федерального и регионального уровня.
Особенность системы источников трудового права заключается в наличии наряду с нормативными правовыми актами, принятыми органами государственной власти, актов органов местного самоуправления, нормативных соглашений, заключаемых сторонами трудовых отношений, и локальных нормативных актов, которые утверждаются работодателем единолично или с учетом мнения представительного органа работников.
Существенным отличием системы источников трудового права от системы источников других отраслей права является действие принципа неухудшения положения работника : каждый акт меньшей юридической силы не может ухудшать положение работника по сравнению с вышестоящим актом. Этот принцип — основа построения всей системы источников трудового права, отражение социальной (защитной) функции трудового права. Он легально закреплен по отношению к некоторым видам источников трудового права. Так, нормативные соглашения не могут содержать условий, снижающих уровень прав и гарантий работников, установленный трудовым законодательством (ст. 9 ТК); законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принятые по предметам совместного ведения Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральному законодательству (ст. 6 ТК); локальные нормативные акты не могут ухудшать положение работников по сравнению с трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями (ст. 8 ТК).
Существование сложной системы источников трудового права актуализирует проблему организации системных связей между различными видами источников и разрешения коллизий между нормами различного уровня. В первую очередь — это соотношение нормативных и коллективно-договорных актов.
В юридической литературе последнего десятилетия, в том числе в учебных изданиях, наметилась тенденция выделять коллективнодоговорные акты (коллективные договоры и соглашения) как основной источник трудового права и подчеркивать их ведущую роль в регулировании трудовых отношений [68].
Такая позиция представляется несколько преувеличенной. Как справедливо отмечается некоторыми исследователями, нормативные акты преобладают в большинстве правовых систем мира, а также в основных отраслях права, включая трудовое [69].
Вероятно, в ближайшей перспективе необходимо исходить, во-первых, из того, что трудовые отношения в России регулируются как нормативными правовыми, так и коллективно-договорными актами. Во-вторых, сложившееся между ни

Источники трудового права подразделяются на федеральные и локальные.  2. Федеральные законы, содержащие нормы трудового права; 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря2001 г. (ФЗ РФ №197-ФЗ)30 декабря 2001


Ключевые слова: источник права, источник законодательства, система нормативных актов о труде, федеральные законы, законы  С. 55; Миронов В. И. Источники трудового права Российской Федерации: теория и практика: Дис.  д. ю.н. М., 1998.

Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации как источники трудового права : диссертация  3 Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации


Является ли договор источником гражданского права

Законы, являющиеся источниками гражданского права, делятся на два вида  Нормы международного права и международные договоры также применяются в регулировании гражданских правоотношений.

«Источники гражданского права». 1. Понятие и особенности источников права.  Обыкновения, заведенный порядок, как и условия конкретных договоров, не являются источниками права, т.е. формой выражения общеобязательных правовых норм.

Подробнее...

Правовое регулирование труда работников международных организаций

Международные организации в системе регулирования мирового рынка труда.  прав работников и трудящихся-мигрантов; • применение детского труда в  Институционально-правовая система регулирования мирового рынка труда

Международно-правовое регулирование труда можно определить как регулирование трудовых отношений на базе ратифицированных норм международных организаций и международных договоров.

Подробнее...

Исполнение определение места жительства ребенка

Глава. Исполнение решений суда об определении места жительства ребенка.  Процесс исполнения судебных решений, касающихся судьбы детей, является сложным и весьма неоднозначным.

И тут возникает вопрос можно ли оспорить это определение и возможно ли его немедленное исполнение.  В просительной части иска нужно указывать, что нужно не только определить место жительства ребёнка у родителя, но и провести его 2 октября 2012

Подробнее...

Положение о министерстве финансов украины

Приказ Министерства финансов Украины от 31.12.99 г. № 318. Об утверждении положения (стандарта) бухгалтерского учета. Зарегистрировано в Министерстве юстиции Украины 19.01.2000 г. под № 27/4248.

Поскольку в соответствии с пунктом 3 Положения о Министерстве финансов Украины, утвержденного Указом Президента Украины от 08.04.2011 № 446

Подробнее...