Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой

Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности 107016, Москва, ул. Неглинная, 12 от 17.04.2015 №56-26/575.

Начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ РФ Михаил МАМУТА рассказал обозревателю Банки.ру о том, сколько микрофинансовых организаций останется на рынке, какие проблемы возникают при сдаче ими отчетности и в чем он видит свои задачи на новом посту.
— Михаил Валерьевич, 28 февраля этого года вы стали начальником главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России. Какие организации будет курировать это управление?
— Cегодня это микрофинансовые организации (МФО), кредитные потребительские кооперативы (КПК), включая КПК второго уровня и саморегулируемые организации (СРО) кредитных кооперативов, сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы, а также жилищные накопительные кооперативы.
— Какие основные задачи вы ставите перед собой как начальник главного управления рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Центробанка?
— Я бы разделил их на два концептуальных блока. Первый блок — это предметная область. Нам необходимо построить эффективную модель регулирования и надзора на рынке небанковских профессиональных кредиторов (НПК). В соответствии с законом о потребкредитовании так можно обобщенно назвать всю их совокупность, хотя это название и не в полной мере отражает заемно-сберегательный характер кредитных кооперативов. Но в любом определении есть доля условности, так что примем его как рабочее. При этом в своей деятельности мы будем исходить из нескольких базовых постулатов.
Во-первых, есть достаточно хорошо проработанные международные рекомендации, в том числе Базельского комитета по банковскому надзору, которые специализированы по отношению к микрофинансовой отрасли. Существует также рамочный подход, применяемый в отношении небанковских кредиторов в ОЭСР. Кроме того, глубокий анализ был несколько лет назад проведен CGAP (группа Всемирного банка) и WOCCU (Всемирный совет кредитных союзов). Во-вторых, есть реальность, в которой находится российский рынок, определяемый балансом спроса и предложения на различные услуги микрофинансовых институтов, а также особенностями российского законодательства.
Поэтому прежде всего мы хотим тщательно проанализировать все разумные подходы, сопоставить их с нашей спецификой. А затем на этой базе выстроить адекватное, пропорциональное регулирование и надзор. Пропорциональность означает, что регулирование и надзор должны соответствовать рискам, которые несет деятельность тех или финансовых организаций, и быть соразмерными им. Риски МФО отличаются от банковских, риски кредитных кооперативов отличаются от МФО и так далее. Эту специфику необходимо учитывать.

Банк России Контакты 12 Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России + 7 (495) 213-07-31 Электронная почта media@cbr.ru.17 февраля 2015

Регулирование должно быть организовано так, чтобы своевременно выявлять ключевые риски. И формировать такие условия для деятельности НПК, чтобы эти риски не накапливались. То есть задача регулирования — помочь рынку двигаться в направлении эффективного здорового роста. Чтобы он рос не произвольно, как дерево, во все стороны, а оптимально для потребителя, для добросовестных участников рынка. Достичь такого результата можно только в процессе совместной работы с самими участниками и их профессиональными объединениями. Определенная база для этого была заложена Федеральной службой по финансовым рынкам, но в силу малого времени сделаны только начальные шаги. Системно все еще только предстоит построить.
Вторая главная задача управления — методическая. Когда мы развиваем те или иные финансовые институты, важно понимать, зачем в конечном итоге мы это делаем. Какие функции они будут выполнять для обеспечения населения и предпринимателей финансовыми услугами, насколько они востребованы, как будет обеспечиваться их качество. В конце концов, достаточно ли потребитель понимает суть оказываемой ему услуги и вытекающие из отношений с кредитором последствия. Все это входит в методологию финансовой доступности (financial inclusion), нового важного измерения, которое появилось в деятельности центральных банков и финансовых регуляторов относительно недавно, но сейчас быстро набирает вес и растущее признание значимости. В рамках «группы двадцати» (G20) финансовой доступности уделяется большое внимание. Есть ряд инициатив и обязательств в этой области, которые выдвинула и приняла на себя Россия в период председательства в G20, создан даже специальный рабочий орган — Глобальное партнерство G20 за финансовую доступность (Global Partnership for Financial Inclusion, GPFI), где Россия выступает одним из сопредседателей.
Если переводить эту задачу на уровень Центрального банка как мегарегулятора и дальше на уровень нашего управления, мы, прежде всего, попробуем сформировать базовый набор индикаторов уровня финансовой доступности, которые можно будет внедрить в оценку эффективности деятельности НПК.
В этот же функциональный блок также входит оценка рисков существующих и перспективных технологий обеспечения доступности финансовых услуг, создание благоприятных регулирующих и правовых условий для повышения прозрачности, качества работы и инноваций в сегменте некредитных микрофинансовых институтов.

О запросе СРО "Кооперативные Финансы" в Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности Банка России.

С системной точки зрения financial inclusion — очень важное направление деятельности, которое придаст усилиям мегарегулятора по развитию финансовых рынков новое измерение эффективности.
— На сколько в среднем каждый год прирастает количество МФО?
— Сегмент МФО — один из самых быстрорастущих на финансовых рынках. Ежегодно он прибавляет в объеме 60—80%, и это говорит о все еще заметной незанятой нише. В государственном реестре микрофинансовых организаций сейчас насчитывается свыше 4 тысяч компаний. Причем две трети из них образовались после принятия закона «О микрофинансовой деятельности и микрофинансовых организациях».
Однако наступил момент, когда количеству пора переходить в качество. Например, почти половина МФО сдают отчетность с грубыми ошибками, что всерьез заставляет задуматься об их профессиональной компетентности. Впрочем, это еще можно исправить, если у самих организаций есть такое желание и готовность развиваться. А вот четверть организаций, как выясняется, не сдают отчетность вообще. Но если компания не сдает отчетность или не исправляет выявленные нарушения, то она, очевидно, или не ведет реальной деятельности, либо ведет такую, о которой лучше не рассказывать регулятору. От таких «мертвых душ» и псевдо-МФО реестр нужно очистить, в нем должны присутствовать только профессиональные кредиторы, те, кто работает по установленным правилам. Думаю, в течение 2014 года мы будем исключать такие компании из реестра, причем в массовом порядке. Правовые основания для этого есть. Это не создает никаких угроз для добросовестных участников рынка. Наоборот, как мне кажется, действия регулятора здесь больше направлены на их поддержку, поскольку «плохие» участники создают проблемы, прежде всего, хорошим.
— Как растет рынок КПК?
— Кредитно-потребительские кооперативы делятся, говоря юридически, на две ветки. Первая — КПК, работающие по 190-му федеральному закону «О кредитной кооперации». Их примерно полторы тысячи, если брать тех, кто в соответствии с законом представлен в одной из десяти саморегулируемых организаций. Сектор развивается довольно успешно, хотя не такими быстрыми темпами, как МФО, но прирастает на 25—35% в год. Это и понятно, ведь КПК — по своей природе организации, которые должны быть более консервативными и осмотрительными, поскольку основным источником их пассивов являются средства населения.
Вторая ветвь — это сельскохозяйственные кредитные потребительские кооперативы (СКПК), которые регулируются отдельным федеральным законом «О сельскохозяйственной кооперации». Для нас в настоящее время это самый новый сегмент регулирования. Мы пока не можем назвать даже точное количество таких кооперативов, поскольку финансовый надзор за ними до недавнего времени не велся. СКПК были переданы Центральному банку в ходе реформы по созданию мегарегулятора. По предварительной оценке, здесь чуть более тысячи работающих кооперативов, это данные ревизионных союзов СКПК (все сельскохозяйственные кооперативы, включая кредитные, объединены в ревизионные союзы, а те, в свою очередь, — в саморегулируемые организации).
Хочу отметить, что сельскохозяйственные кредитные кооперативы играют важную роль в развитии малых форм хозяйствования на селе, обеспечении доступности финансовых услуг для сельского населения. В отсутствие развитой банковской инфраструктуры в удаленных районах, кредитные кооперативы на таких территориях зачастую являются единственными источниками финансирования потребительских нужд и развития предпринимательской инициативы. Кроме того, сельская кредитная кооперация способна мобилизовать значительные ресурсы для местного развития за счет вовлечения в экономику территорий средств, привлеченных от членов кооперативов.
Банк России поддерживает подход к разумной унификации регулирования СКПК и КПК, действующих сегодня по двум разным федеральным законам, в том числе и в части саморегулирования. Однако такая унификация должна проводиться с обязательным учетом существующей специфики каждого из секторов, сложившихся отношений и сформировавшейся экосистемы. Наша политика исходит из необходимости бережного отношения к существующей инфраструктуре, совместного поиска решений с представителями рынка и профильными госорганами. При этом главное, чего мы как регулятор не должны допустить, — это выраженного арбитража в деятельности кредитных кооперативов, чтобы исключить переток субъектов регулирования, в том числе и для легализации преступных доходов, из области более проработанных регулирующих и надзорных требований в область, где уровень регулирования пока более низкий.
Поэтому в ближайшее время в ЦБ будет создана рабочая группа с участием представителей Министерства сельского хозяйства, саморегулируемых организаций ревизионных союзов СКПК, Союза сельских кредитных кооперативов и экспертов, чтобы ответить на три основных вопроса: какими нормативами должна регулироваться деятельность СКПК, какой должна быть их отчетность для целей надзора и как выстроить опти

В Главное управление рынка. микрофинансирования и. методологии финансовой. доступности ЦБ РФ. Начальнику Главного. управления. М.В.Мамута. О реализации невостребованных вещей.


Письмо в Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности О порядке применения кредитными кооперативами п.4, ст. 5 закона № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)».

В Главное управление рынка микрофинансирования и методологии финансовой доступности ЦБ РФ Начальнику Главного управления М.В. Мамуте. О реализации невостребованных вещей.


Договор проката отличают

В-четвертых, договор проката в отличие от договора аренды имущества (общие положения) ни при каких условиях не может носить характер бессрочного

Предметом договора проката, в отличие от договора аренды, могут быть только движимые непотребляемые вещи

Подробнее...

Иск о признании завещания недействительным вправе подавать

Иск вправе подавать граждане, интересы которых тем или иным образом нарушает данное завещание.  Именно они полномочны инициировать судебный процесс, возможным итогом которого будет признание завещания недействительным.

Так как исковое заявление о признании завещания недействительным, образец которого можно  Но это того стоит, по словам опытных истцов, так как правильно поданные документы позволят вернуть причитающееся вам наследство или его долю.

Подробнее...

Сообщение по категориям преступления

Категории преступлений — деление всех преступлений в зависимости от их общественной опасности на различные категории. Критериями разделения преступлений на категории выступают форма вины и общественная опасность

За преступления первой категории санкции конструировались с указанием нижнего предела, не подлежащего смягчению. В санкциях за преступления второй категории, напротив, указывались верхние пределы наказания.

Подробнее...

Законность курсовая работа тгп

Вид работы: Курсовая работа (п). Предмет: Другое.  Законность в широком аспекте означает требование соблюдать законы всеми субъектами права.

Теория государства и права. Рефераты, курсовые, дипломные, контрольные (предпросмотр). Тип: Курсовая работа.  2. законность в деятельность госаппарата. 3. законность в деятельности самого государства (нужно отличать законность от

Подробнее...