Институт главы государства в конституционном праве россии

Конституционно-правовой статус института главы государства в России. дипломная работа [73,4 K], добавлена 19.09.2012.  2. Баглай М.В. Конституционное право России.4-е издание, Москва, «НОРМА»,2003

Главное меню
Главная
Авторское право
Аграрное право
Адвокатура
Административное право
Арбитражный процесс
Банковское право
Бюджетное право
Водное право
Всемирная история
Гражданское право
Гражданский процесс
Договорное право
Жилищное право
Избирательное право
История права
Конституционное право
Корпоративное право
Криминалистика
Международное право
Налоговое право
ОБЖ
Охрана труда
Политология
Право
Прокурорский надзор
Психология
Римское право
Семейное право
ТГП
Трудовое право
Уголовное право
Уголовный процесс
Финансовое право
Хозяйственное право
Экологическое право
Учебные материалы
Кодексы
Военное право
Страница 1 из 3
§ 1. Место и роль главы государства в государственном механизме зарубежных стран
Общая характеристика института главы государства
Институт главы государства является неотъемлемой составной частью механизма осуществления власти во всех современных го­сударствах. Главой государства принято называть официальное лицо (орган), занимающее, как правило, формально высшее мес­то в иерархии государственных институтов и осуществляющее вер­ховное представительство страны во внутриполитической жизни и в отношениях с другими государствами. Юридически санкциони­рованные исключения из этого правила встречаются крайне ред­ко (например, в законодательстве Ирана).
Во всех развитых демократических государствах осуществ­ление государственной власти основано на принципе разделения законодательной, исполнительной и судебной властей. Каждая ветвь власти отличается определенной самостоятельностью, и в то же время все они взаимодействуют между собой в процессе осуществления власти. Место, занимаемое главой государства в этой триаде, не всегда прослеживается достаточно ясно и отчет­ливо. В некоторых странах, например в США, на главу государ­ства возложено осуществление функции исполнительной власти. Однако в большинстве развитых государств глава государства этих функций не выполняет. Так, среди 15 государств — членов Евро­пейского Союза только в одной стране (Франция) глава государ­ства участвует в осуществлении исполнительной власти и в этом своем качестве входит в состав высшего руководящего органа ЕС — Европейский Совет. В этом случае вряд ли оправдано рассматри­вать главу государства как составную часть исполнительной ветви власти. Вопрос о правовом статусе главы государства должен ре­шаться каждый раз конкретно в зависимости от особенностей кон­ституционного строя, урегулированности положения главы госу­дарства действующей Конституцией, национальным законодатель­ством и практикой функционирования государственных институтов. Априорная оценка места и роли главы государства, его отнесение к той или иной ветви власти неоправданны. Здесь необходим конк­ретный анализ.

Введение 3 1. Механизм политической власти 4 2. Институт главы государства в РФ 6 Задачи 8 Список использованной литературы 22.  – 329с. 23. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: учебник. 3-е изд., перераб. и доп.

Конституционно-правовая доктрина многих стран рассматри­вает институт главы государства в качестве гаранта националь­ ного единства, обеспечивающего одновременно преемственность и стабильность государственной власти, взаимодействие раз­личных ее ветвей. В этих условиях ассоциирование главы госу­дарства с какой-либо одной ветвью власти может нарушить ба­ланс государственных властей, а следовательно исказить приме­нение самого принципа разделения властей.
Правовой статус главы государства и его реальная роль в процессе осуществления власти зависят от формы правления и характера политического режима. В странах, где глава государ­ства наделен одновременно широкой правительственной властью, он осуществляет реальное руководство государственными дела­ми, формулирует политический курс и обеспечивает его вопло­щение в жизнь. При парламентарных формах правления глава государства непосредственного участия в управлении государствен­ными делами не принимает. Однако и в этих странах он оказывает зачастую существенное влияния на политический процесс, а в случае возникновения кризисных или чрезвычайных ситуаций его активность и степень воздействия на другие государственные орга­ны могут заметно возрастать.
В современных зарубежных странах главой государства по общему правилу выступает либо выборный президент, либо на­ следственный монарх. Весьма редко встречаются монархи, заме­ щающие свой пост на основе выборов (например, в Малайзии и Объединенных Арабских Эмиратах). Коллегиальный глава госу­ дарства почти исчез из конституционной практики (в какой-то мере таковым выступает Федеральный совет Швейцарии). В некоторых странах Латинской Америки, Азии и Африки лица, занимающие пост главы государства и именуемые президентами, не избира­лись, а были назначены военными кругами или иными политичес­кими группировками в результате государственных переговоров (пронунциаменто).
В значительной части развитых государств единоличным гла­вой государства остается монарх. Почти половина всех западно­европейских стран сохраняет монархическую форму правления (Великобритания, Бельгия, Нидерланды, Дания, Швеция, Нор­вегия и др., в 1947 г. реставрирована монархия в Испании). Свое­образен институт монархического главы государства в бывших доминионах (Канада, Австралия, Новая Зеландия и др.). Главой государства здесь формально является британский монарх, пред­ставленный генерал-губернатором, хотя условия назначения (из­брания) и объем полномочий последнего определяются нацио­нальным законодательством и зависят от расстановки полити­ческих сил в стране.

Работа на тему «Президент РФ - глава государства» в категории «Право».  1. Введение 2. Конституционно-правовой статус Президента России.  В России институт президентства был введен 24 апреля 1991года законом «О Президенте

Преобладающая тенденция в освободившихся странах — от­каз от монархической формы правления и замена наследственно­го главы государства выборным президентом. По этому пути по­шло подавляющее большинство бывших британских доминионов в Азии и Африке (Индия, Пакистан, Шри Ланка, Кения, Нигерия и др.)- Ликвидированы монархии в Ливии, Южном Йемене, Эфиопии, Афганистане и других странах.
Вместе с тем институт монархического главы государства продолжает играть значительную роль во многих странах Востока. Для этих стран характерна активная роль монарха в руководстве и управлении делами государства. В его руках сосредоточена ис­полнительная власть. Он обладает большими полномочиями в за­конодательной и судебной областях. Таково, в частности, положе­ние главы государства в дуалистических монархиях (например, в Марокко, Иордании, Кувейте). Неограниченной властью распола­гает глава государства в абсолютной монархии. Иногда монарх яв­ляется не только светским, но и религиозным главой подданных (теократическая монархия в Саудовской Аравии).
Сохранение монарха в качестве единоличного главы государ­ства в ряде зарубежных стран отражает заинтересованность их правящих кругов в использовании института, который в наимень­шей степени подвержен влиянию конъюнктурных изменений в расстановке сил и формирование которого не связано с риском проведения выборов.
Несмотря на высокую степень приспособляемости, монархия в современном мире все больше утрачивает свои позиции. В стра­нах, в которых антифеодальные революции прошлого приобрета­ли наиболее радикальный характер, а также в странах, в кото­рых последующее общедемократическое или национально-осво­бодительное движение достигало большого подъема, институт наследственного монарха обычно уступал свое место институту выборного президента. В настоящее время выборный президент является главой государства в подавляющем большинстве зарубеж­ных стран (США, Франция, ФРГ, Италия, Португалия, Брази­лия, Мексика, Венесуэла, Индия, Шри Ланка и др. Институт еди­ноличного главы государства получил распространение в странах Восточной Европы и в странах СНГ).
Сохранение монарха в качестве единоличного главы государ­ства в значительной части стран мира обусловлено конкретно ис­торическими причинами. Очень важную роль в сохранении этого института единоличного и наследственного правления играют ис­торические традиции, особенности национальной культуры и национального правосознания. Речь в данном случае идет о при­верженности не столько определенной личности, нередко сама особа монарха может и не пользоваться большой популярностью, а о приверженности институту, который рассматривается как один из атрибутов национальной государственности. Немаловажную роль играет и то обстоятельство, что монарх нередко рассматривается общественным мнением как политически нейтральная фигура, сто­ящая выше столкновений различных политических сил или даже как своего рода арбитр при конфликтах между законодательной и исполнительной властями. Определенную заинтересованность в сохранении института монарха проявляет и политическая элита, особенно в тех случаях, когда это позволяет исключить риск по­литической борьбы и политических неожиданностей при замеще­нии института главы государства.
Вместе с тем преобладающей тенденцией в развитии инсти­тута главы государства остается сокращение числа монархий и увеличение числа стран с республиканской формой правления. Причины тому могут быть самые разные. В ходе освободительных антифеодальных революций одной из главных целей являлась лик­видация абсолютистской власти и порождаемого ею произвола. В тех случаях, когда революционные выступления носили особенно радикальный характер, они завершались, как правило, ликвида­цией монархии и появлением выборного коллегиального или еди­ноличного главы государства, который избирался на определен­ный срок. В существовании подобного института усматривали одну из важных гарантий от реставрации абсолютизма и произвола. В тех случаях, когда антифеодальные освободительные выступле­ния носили менее радикальный характер, они нередко заверша­лись сохранением монархии при одновременном резком ограниче­нии власти и полномочий монарха.
Тем не менее в общественном мнении многих стран, а в опре­деленной мере и в конституционно-правовой теории сохраняется точка зрения, в силу которой наиболее последовательным и де­мократическим решением вопроса об организации государствен­ных властей является не сохранение единоличного монарха, а создание института выборного главы государства. Вместе с тем опасения, порождаемые существованием единоличного главы го­сударства, привели к тому, что во многих странах, где этот ин­ститут был учрежден, на уровне конституционно-правовом были установлены весьма значительные ограни

Он является главой государства России как демократического правового государства с республиканской формой  1. [22] Баглай М.В. Конституционное право РФ. М., 1999 год. [23] Сахаров Н.А. Институт президенства в современном мире.


Конституционно-правовой статус Президента РФ как главы государства. Дата добавления: 2014-10-15; просмотров: 421; лекция была полезна: 0 студентам(у); не полезна: 1 студентам(у); Нарушение авторских прав? Статус Президента России в

Глава государства – единоличный высший государственный орган  3. Буянский С.Г. Правовое государство в конституционном праве  3. Бирюков Н.И., Сергеев В.М. Становление институтов представительной власти в современной России.


Срок исковой давности по завещанию на недвижимость

Сроки исковой давности. Признать завещание ничтожным или обратиться в суд с целью оспаривания прав на наследство можно в течение ограниченного времени, которое установлено ст. 181 ГК РФ.

Обмен недвижимости. Оформление любой сложности документы. Юридические услуги, представительство в суде.  "Срок исковой давности по делам о вступлении в наследство, оспариванию завещаний и прочих подобных споров составляет 3 года.

Подробнее...

Роль министерства финансов россии

Современные задачи и функции Министерства финансов РФ определены в соответствии с Указом Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О  Среди основных функций Минфина России в соответствии с указанными задачами можно назвать

Министерство финансов РФ (МФ РФ)  На Министерство финансов возложены следующие функции  2.2 Органы управления финансами. В России главными властными структурами по управлению финансами являются Федеральное

Подробнее...

Лишение свободы по статье 116 уголовного кодекса

согласно 4 частям статьи, уголовный кодекс предусматривает ответственность в виде лишения свободы от 8 до 15 лет. Решение судебных органов. Судебная практика по уголовным делам, направленным по ст. 116 УК РФ в большей части

Часть 1 статьи 116 УК РФ вообще не предусматривает такое наказание, как лишение свободы, поэтому свободы вашего мужа не лишат. Самое строгое наказание, которое ему грозит — это арест сроком до трех месяцев.

Подробнее...

Юридическая компания ооо правопорядок отзывы сотрудников

Отзывы о работе в Международная юридическая компания.  Невзирая на то, что компания юридическая, сотрудники с радостью проявляют свое творчество в выступления на них, это очень сплачивает коллектив.

Профессиональная юридическая компания "Балтика" Популярно. Меня зовут Олег, не так давно мне пришлось воспользоваться  Детали. Написать отзыв Нашли ошибку? Отметка на карте. Отзывы (71). Автор отзыва: Елена. December 9, 2015.

Подробнее...