Институт гражданства отрасль права

Информация, релевантная "2. Институт гражданства". Ж.-П. Жакке. Конституционное право и политические институты, 2002.  Если отрасль права регулирует род общественных отношений, то институт — лишь их вид.

Нормы конституционного права РФ закрепляют и регулируют, главным образом, важнейшие общественные отношения, составляющие основы конституционного строя, правового положения личности, государственного устройства, организации и деятельности органов государства и местного самоуправления. При этом нормы конституционного права могут одновременно входить и в другие отрасли права в качестве основы, на которой строится соответствующая отрасль. Например, ст. 37 Конституции РФ, закрепляющая свободу труда и право на труд, содержит, прежде всего, нормы конституционного права, но в то же время представляет собой основу отрасли, именуемой «трудовое право». Отсюда – ведущая роль конституционного права РФ в системе российского права.
Рассматривая же предмет конституционного права РФ, следует иметь в виду, что нормы конституционного права, в отличие от других отраслей права, охватывают практически все сферы общественных отношений, поэтому важно понять, что критерий, позволяющий выделить этот предмет, заключается главным образом в значимости регулируемых отношений. Однако встречаются и такие нормы конституционного права, которые регулируют менее значимые отношения (например, между депутатами в парламенте), не регулируемые нормами иных отраслей права.
Предметом конституционного права являются конституционные отношения, возникающие в связи с закреплением и регулированием:
1. Основ конституционного строя РФ, суверенитета народа и форм его осуществления, принципов государственного устройства и разделения властей, социального и светского характера государства, идеологического многообразия, верховенства конституции в государстве;
2. Взаимоотношений между государством и личностью, правовых основ статуса российских граждан, лиц без гражданства, иностранных граждан, находящихся на территории России, прав и свобод человека и гражданина и гарантий их реализации;
3. Федеративного устройства России, состава и компетенции ее субъектов, исключительной компетенции Федерации и предмета совместного ведения Федерации и субъектов, верховенства федеративных законов над правовыми актами субъектов и т. д.;
4. Организации и функционирования системы органов власти Российской Федерации: Президента, Федерального Собрания, Правительства, органов судебной власти, органов власти субъектов Федерации, а также местного самоуправления.
Следовательно, конституционное право Российской Федерации можно определить как ведущую отрасль российского права, нормы которой закрепляют и регулируют конституционные отношения в сферах конституционного строя, правового положения личности, устройства государства, а также организации и деятельности органов государства и местного самоуправления.

§ 2. институт гражданства. Физические лица и основы их правового статуса.  права, наука, учебная дисциплина Читать: § 1. конституционное право — отрасль права Читать: § 2. наука о конституционном праве зарубежных стран Читать: § 3

Конституционно-правовые нормы – это общеобязательные правила поведения, установленные или санкционированные государством в целях охраны и регулирования определенных общественных отношений, которые осуществляются через конкретные права и обязанности и обеспечиваются принудительной силой государства.
Конституционно-правовые нормы можно классифицировать по следующим основаниям:
1. По характеру содержащихся предписаний их разделяют на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. Управомочивающие нормы – это нормы, закрепляющие право субъектов осуществлять предусмотренные в них действия и определяющие рамки их полномочий. Обязывающие нормы закрепляют обязанности субъектов соотносить свое поведение, свои действия с установками данных норм. Запрещающие нормы – это нормы, содержащие запреты на совершение определенных действий, в них предусмотренных.
2. По степени определенности содержащихся в них предписаний различают императивные и диспозитивные нормы. Императивные нормы – это нормы, которые не допускают свободы усмотрения субъекта в применении установленного ими правила. Диспозитивные нормы – это нормы, которые предусматривают возможности выбора варианта действия субъекта с учетом указанных в норме условий и обстоятельств.
3. По назначению в механизме правового регулирования различают материальные и процессуальные (процедурные) нормы. Материальные нормы – это нормы, предусматривающие содержание действия по правовому регулированию общественных отношений. Процессуальные нормы – это нормы, определяющие порядок, в котором они должны быть реализованы.
Особенностью норм конституционного права является то, что они не всегда содержат гипотезу, диспозицию и санкцию. Это так называемые «нормы-принципы» и «нормы-цели». Примером в этом отношении может служить норма, которая содержится в п. 1 ст. 19 Конституции РФ («Все равны перед законом и судом»).
Нормы, которые регулируют однородные конституционные отношения, объединяются в конституционно-правовые институты – например, в институт гражданства.
Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права. Их содержание составляют права и обязанности сторон, т. е. участников правоотношения.

Конституционное право РФ. 1. Понятие конституционного права как отрасли российского права.  - Институт основ правового статуса личности. - Институт гражданства РФ.

Конституционно-правовые отношения можно классифицировать прежде всего по субъекту и объекту. Субъектами конституционных правоотношений являются государство, его части, органы и должностные лица, депутаты всех уровней и их группы, общественные объединения, органы и должностные лица местного самоуправления, граждане, лица без гражданства и иностранцы. В определенных случаях – народ и этносы Российской Федерации (например, в процессе референдума). Объектами конституционных правоотношений могут служить территория государства, гражданство, иные неимущественные, иногда и имущественные блага.
Критерием для образования системы конституционного права являются не его источники, а институты, т. е. группы норм, регулирующие относительно самостоятельные сферы конституционно-правовых отношений. Каждый конституцион­но-правой институт включает несколько различных источ­ников. Например, институт президентства состоит из норм, закрепленных в Конституции, законах, постановлениях Кон­ституционного Суда, а институт исполнительной власти ­из тех же источников плюс указы Президента и т. д. Система конституционного права объективно обуслов­лена самим характером этого права, она разделяет нормы по институтам, но не устанавливает непроницаемые пере­городки между институтами – напротив, создает принципы их взаимодействия между собой, чем обеспечивается един­ство конституционно-правового регулирования. Система пра­ва, говоря образно, наводит своеобразный порядок в много­этажном и многоквартирном здании конституционного пра­ва, располагая правовые институты и нормы по этажам и квартирам, а, кроме того, устраивая лифты, коридоры, ле­стницы для сообщения между ними. И сколь бы ни были сложны и разнообразны размеры квартир и внутренние ком­муникации, здание все же стоит на одном фундаменте, ка­ковым выступают единые принципы конституционного пра­ва: суверенитет народа, естественное право, приоритет ох­раны прав и свобод, разделение властей, независимое пра­восудие, правовое государство.
Первичное и самое общее деление правовых норм на институты устанавливает Конституция. Ее разделы – это первооснова для создания системы конституционного права. В ходе исторического развития появляются все новые пра­вовые институты, однако они обязательно имеют в каче­стве исходной ту или иную конституционную норму. В нутрии же основных институтов образуются подсистемы, состоя­щие из еще более узких институтов. В Конституции РФ, например, нет раздела об избирательной системе, что свой­ственно многим зарубежным конституциям, но это, безус­ловно, один из основных институтов конституционного пра­ва. Таким образом, система конституции и система консти­туционного права полностью не совпадают, система консти­туционного права при определенных условиях может сло­житься и развиваться даже без писаной конституции, как это имеет место в Великобритании.
Система российского конституционного права включает следующие основные правовые институты с их основными внутренними подразделениями (подсистемами):
· основы конституционного строя;
· права и свободы человека и гражданина;
· федеративное устройство;
· избирательная система (избирательное право);
· президентская власть;
· законодательная власть;
· исполнительная власть;
· государственная власть в субъектах РФ;
· судебная власть и прокуратура;
· местное самоуправление;
· порядок внесения поправок и пересмотр Консти­туции.
Система науки в своей основе соответствует системе отрасли, однако она является более широкой, так как наука не может сосредоточить свое внимание только на конкретных конституционно-правовых институтах, а исследует и общие характеристики отрасли, ее специфику, место и роль в системе права.
Формулируя теоретические выводы, наука конституционного права опирается на широкую систему источников, под которыми подразумеваются факторы, составляющие основы научного познания.
К таким источникам относятся труды отечественных и зарубежных ученых. Источниками науки являются и правовые акты, содержащие конституционно-правовые нормы. Наука выявляет и теоретически обосновывает заложенные в них концепции, основные понятия, раскрывает взаимосвязи.
Источником научного познания является практика, то есть те процессы, которые происходит в жизни на базе действия конституционно-правовых норм и институтов. Поэтому в качестве источников науки выступает и конкретная практическая деятельность государственных органов, всех субъектов правовых отношений.
Наука конституционного права использует различные методы научного познания: исторический, сравнительно-правовой, системный, статистический, конкретно-социологический и др.

Конституционное право КП – отрасль права, регулирующая общественные отношения, которые охватывают основы конституционного строя  — Транслит: Слайд 1. Институт гражданства РФ «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан…»


3) в государственном праве – институт гражданства  Виды правовых институтов. Правовые институты делятся по отраслям права: 1) на гражданские

Гражданство как правовой институт. - Теория государства и права. бесплатно.  Вместе с тем, в каждой отрасли права существуют свои особенные, присущие именно им права и обязанности.


Министерство финансов московской области непосредственно подчиняется

В своей деятельности Центр качества образования руководствуется федеральным законодательством, законодательством Московской области, приказами, распоряжениями Министерства образования Московской области

Лицевые счета, открываемые Учреждением в Управлении исполнения бюджета Министерства финансов Московской области и  1.2 Отделение непосредственно подчиняется директору Учреждения. 1.3 Отделение возглавляет заведующий

Подробнее...

Про защиту персональных данных

Для практического оснащения ИС средствами защиты можно рекомендовать продукты, специально адаптированные для защиты персональных данных и имеющие необходимые разрешительные документы (сертификаты и заключения).

В 2000 году в Хартии ЕС об основных правах право на защиту персональных данных было сформулировано в качестве самостоятельного фундаментального права.

Подробнее...

Материальная ответственность медсестры

Трудовые правонарушения. Материальная ответственность. Виды.  Роль главной медсестры в их использовании. Материальная ответственность.

Прошу вас ответить на вопрос: медсестра отделения на период отпуска ст. мед  Должен ли в договоре о полной индивидуальной материальной ответственности

Подробнее...

Места лишения свободы ссср

(Извлечение из ст. 32 "Самодеятельные организации в местах лишения свободы" "Основ исправительно-трудового законодательства Союз СССР и союзных республик".18 декабря 2015

Поэтому независимо от места осуждения и отбывания назначенного лишения свободы, если это происходило на территории СССР (за исключением прибалтийских республик, которые не являются странами-участницами СНГ)

Подробнее...