Институт медиации и права детей

Опубликовано 15.10.2014 | Автор: admin. Директор Центра медиации Юридического института НИУ «БелГУ» Ольга Костина и Владимир Синенко к.ю.н., заведующий кафедрой трудового и предпринимательского права НИУ «БелГУ

Нарушение законных прав и свобод человека, принадлежавших ему от рождения и подтвержденных государством, с древних времен строго карается институтами государственной власти.
В Российской Федерации задачами уголовного судопроизводства являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений [2].
Однако, в целом, потерпевший, попадая в ситуацию, когда против него совершается преступление, в дальнейшем также попадает в целую систему уголовного правосудия, где ему присваивают статус жертвы преступления. При этом сам потерпевший практически теряет контроль над ситуацией, так как на защиту его прав и интересов встает государственная машина, первичной целью которой является наказание виновного.
Для практики российского законодательства не характерно говорить о примирении сторон в сфере уголовного судопроизводства. Однако в данной статье речь пойдет о посредничестве в ювенальной юстиции, где по нашему мнению, медиация, как альтернативный метод разрешения конфликта между правонарушителем и потерпевшем имеет наивысшую целесообразность.
Минимальный возраст несовершеннолетнего определяется ст.20 УК РФ, которая предусматривает, что уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления 16 лет. За некоторые преступления, перечень которых установлен в ч.2 ст.20 УК РФ, установлен пониженный возраст уголовной ответственности — четырнадцать лет. Психологически к этому моменту личность еще окончательно не сформирована, она еще ищет себя, поэтому медиация, а в данном случае может стать той рукой помощи, которая позволит подняться оступившемуся подростку.
Институт примирения в уголовном процессе предусмотрен ч.2 ст.20 УПК РФ по делам частного обвинения, а также по делам о преступлениях небольшой и средней тяжести – ст.25 УПК РФ [3] в случаях, предусмотренных ст.76 УК РФ. Однако, напрямую в Федеральном законе от 27.07.2010 № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» пока не указана возможность применениямедиации в сфере уголовных правоотношений. И, несмотря, на положительный опыт, как зарубежный, так и российский, применения посредничества в уголовных делах частного обвинения, дискуссия о целесообразности данного подхода в современной правовой науке не прекращается.

В реализации основной цели нашей организации (АНО «МЕДИАЦИЯ, ПСИХОЛОГИЯ, ПРАВО») — популяризации медиации, в том числе и в институтах ГО, применяется набор методов, каждый из которых имеет свое назначение и свои цели.

Действующие сегодня нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства позволяют освобождать от уголовной ответственности как до передачи дела в суд, так и в процессе судебного разбирательства. Эти нормы закрепляют право государства в установленных законом случаях отказаться от уголовного преследования. Собственно, условия такого отказа практически совпадают с теми, которые позволяют обычно прибегнуть к средствам восстановительного правосудия: раскаяние, возмещение вреда, признание возможности исправить ситуацию возникшего правового конфликта средствами общественного воздействия и общественной поддержки.
Если говорить о несовершеннолетних нарушителях закона, то надо понимать, что еще до совершения преступления будущий правонарушитель психологически отделен от общества. Попадая в ситуацию государственного разбирательства, несовершеннолетний может окончательно начать причислять себя к криминальным слоям общества. В этот момент важно, чтобы общество, в лице медиаторов, учителей, правоохранительных органов донося до него всю суть его преступления, при этом не оценивало его как личность, которую уже не исправишь.
Школа – это зеркальное отражение «большого» общества. Школа является мини-социумом, и от того, как научатся дети взаимодействовать с ровесниками и представителями других поколений на территории школы, зависит, как они смогут это делать в реальном взрослом социуме.
Школьные службы медиации или примирения, как их чаще называют – это служба, в которой медиаторами выступают, прежде всего, сами учащиеся, обученные для этого сертифицированными тренерами-медиаторами. Что дает такой направление деятельности в школе? Прежде всего, учащиеся учатся уважать других и себя, общаться, в том числе и в конфликтной ситуации, причем не с позиции силы, а принимая и понимания своего оппонента. Таким образом, школьные службы примирения с упехом реализуют политику восстановительного правосудия, о котором, в последнее время в России говорят все больше.
Но следует сразу оговориться, что «школьная медиация» — понятие, а не термин. Речь здесь идет не только о разрешении конфликтов в школьной жизни. Понятие «школьной медиации» значительно шире. Оно подразумевает и создание взаимопонимания между взрослыми (например, между родителями и учителями), а также между взрослыми и детьми, между группами детей и так далее [4]. Безусловно, охватывая такую широкую сферу человеческих взаимоотношений, медиация может стать альтернативой государственным механизмам разрешения уголовно-правовых споров, где задействованы несовершеннолетние.

Заглавие. Соотношение уголовно-правовой медиации с институтом деятельного раскаяния.  2000. № 1. С. 125. Головко Л. В. Альтернативы уголовному преследованию в современном праве. СПб.

Идея восстановительного правосудия состоит в том, что всякое преступление должно повлечь обязательства виновного по возмещению и заглаживанию вреда, нанесенного потерпевшему. Государство и социальное окружение потерпевшего и преступника должны создавать для этого необходимые условия. Восстановительный подход предполагает вовлечение и активное участие потерпевшего и виновного в деятельность по разрешению возникших в результате совершенного преступления проблем.
Восстановительным правосудием был назван целый ряд разнообразных мер, в том числе извинения, возмещение вреда и признание причинения вреда и повреждений; а также другие усилия по исправлению и реинтеграции правонарушителей в общество, с дополнительным наказанием или без него. Восстановительное правосудие как правило связано с прямым общением, часто с посредником между потерпевшим и правонарушителем, порой в присутствии части или всей затронутой социальной общности, чтобы создать обстановку для признания вины правонарушителем и дать возможность какого-то возмещения вреда, включая искреннее извинения и материальный обмен или выплату, а также и новое взаимопонимание и прощение, и новые согласованные шаги для улучшения поведения.
В самой идеальной форме существуют четыре «В»: восстановительного правосудия: выправить, восстановить, вернуть мир, воссоединить правонарушителей и потерпевших между собой и их социальной общностью [5].
Чтобы оценить эффективность и целесообразность восстановительного подхода, необходимо ответить для себя на следующие вопросы: должно ли исправление правонарушения ориентироваться на прошлое (наказание и юридическая справедливость) или на будущее (примирение, восстановление и социальная справедливость)? Особенно, если речь идет о несовершеннолетних правонарушителях.
Обычные правовые процессы (уголовные и международные трибуналы, и даже гражданские процессы) часто неэффективны из-за бюрократической оторванности правонарушителя от самих последствий деяний, из-за огромного времени любых восстановительных действий (задержка из-за лишения свободы и других наказаний), из-за невнимания к тому, что противоправное действие индивидуально по своей природе (в том, что касается и реабилитации правонарушителя, и восполнение конкретного вреда, нанесенного потерпевшему), не говоря уже о их неспособности предотвратить или сократить преступность [6].
Уровень удовлетворенности для потерпевших часто относят на счет нематериальных или гуманных аспектов процесса – способности объяснить обычным языком (не судебным стилем показаний, допустимых в качестве доказательств в суде), что означал для потерпевшего нанесенный ему вред, выяснить факты, относящиеся к правонарушению, и узнать немного о том, почему правонарушитель поступает плохо [7].
Восстановительное правосудие – это, скорее, идея, философия, система ценностей или самосознание, нежели конкретный однородный набор методов или процессов.
В странах, где восстановительное правосудие пользуется большей популярностью, нежели в России, в некоторых условиях оно применяется только к потерпевшему и правонарушителю, обещая безопасность, конфиденциальность и персонализированные, восстановительные и примиряющие результаты. В других обстоятельствах очень важно большее общественное участие (тех, кого затронуло противоправное поведение, членов семей, друзей, специалистов-участников). Таким образом, видно, что восстановительное правосудие предполагает в своем применении достаточную гибкость [8].
К сожалению, на данный момент восстановительное правосудие в России находится в стадии становления, отсутствует достаточная правовая регламентация этой формы разрешения уголовно-правовых конфликтов.
Повышенная импульсивность, жестокость, интенсивность и ситуативность групповых преступлений, совершаемых подростками, достаточно часто существенно отягощает последствия таких преступлений. Легкость быстрого неформального объединения, привычки к групповому общению, повышенный интерес к конфликтным ситуациям, потребность в самореализации, стремление к оригинальности и уникальности, неустойчивость идейных, нравственных и правовых убеждений при определенных, особенно критических обстоятельствах, за короткий промежуток времени способны многократно увеличить опасность умело спровоцированных антиобщественных действий несовершеннолетних. Все это может довести их негативные последствия до уровня более высокого в сравнении с тем, который наблюдается в результате противоправных действий взрослого населения.
Государственная политика предупреждения преступности несовершеннолетних — это основанная на определенных идеях деятельность системы государственных и негосударственных институтов по формированию и реализации основных задач, принципов, направлений и средств предупреждения явления преступности несовершеннолетних с целью защиты человека общества и государства от преступных посягательств.
Разноплановый характер деятельности по предупреждению правонарушений и преступлений несоверше

Анонсы/События. Институт. + Об институте.  ЖУРНАЛ «Медиация и право. Посредничество и примирение» — первое в России специализированное издание о медиации.


на сайте кафедры медиации и право по адресу Медиация.Москва. Пишите makarov@irdpo.ru.  Продвижение медиации и этические нормы в медиации. Предпосылки и препятствия для формирования института медиации в России.

Подготовка профессиональных медиаторов, преподавателей и тренеров по медиации и АРС, а также поддержание их  В России институт медиации активно развивается с середины 2000-х гг. В 2005 году был основана АНО «Центр медиации и права».


Трудовые споры неискового характера

Трудовые споры подразделяются на исковые и неисковые, на индивидуальные и коллективные.  Так, КТС подведомственны все индивидуальные трудовые споры искового характера, за исключением тех, которые могут быть разрешены

Трудовые споры- это споры, которые возникают между субъектами трудовых отношений. Различают два вида трудовых споров: · · Индивидуальные трудовые споры могут быть искового характера и неискового характера.

Подробнее...

Законом определено место исполнения обязательства

Если при заключении договора стороны не определили место его исполнения, применяются правила, установленные ст. 316 ГК.  Не было законов, позволяющих наказать тех, кто уклонялся от исполнения обязательств, да и сейчас не всегда

2. Место исполнения обязательства.  Закон различает обязательства с определенным сроком исполнения и обязательства, в которых срок определяется моментом востребования.

Подробнее...

Правопорядка в лице полицейского на

Символично, что само понятие «полиция» дословно означает «должностное лицо в городе» и исторически в Российской  Развитие децентрализации полицейских структур является общей закономерностью систем правопорядка в мире исходящей12 июня 2013

Хотя полицейские в любом случае являются должностными лицами по поддержанию правопорядка, в большинстве стран существуют органы, не связанные с полицией, которые следят за соблюдением законов

Подробнее...

Финансово экономическое управление министерства обороны рф

Главного финансово-экономического управления Министерства обороны РФ 394 395 Глава 6 Заместители начальника Главного

1. Утвердить прилагаемое Положение о Департаменте финансового обеспечения министерства обороны Российской Федерации. 2. Заместителю Министра обороны Российской Федерации по финансово-экономической работе в 2 октября 2010

Подробнее...