Основные институты муниципального права рф

Институты муниципального права в России и за рубежом (УМК, ФОС / выписка из протокола заседания кафедры).  РФ.

Большинство населенных пунктов в России имеет местные органы власти, которые обладают достаточно широким кругом полномочий в аспекте реализации направлений социально-экономического развития. Есть отдельная отрасль законодательства, которая регулирует данный процесс - муниципальное право. Каковы его особенности и структура? Определение
Прежде чем говорить о том, что представляют собой методы муниципального права, определимся с основным предметом изучаемой нами темы. Термин, о котором идет речь - достаточно новый для российской юридической науки. И потому, чтобы понять его природу, сначала будет полезно узнать, что означает слово "муниципальный". Оно имеет латинское происхождение: municipium - это, если следовать распространенной трактовке, община, которая управляет собой сама. Таким образом, муниципалитет - это некое общественно-политическое образование (город, сельское поселение, район), наделенное функциями самоуправления.
Понятие муниципалитета практически не было распространено в советской юридической науке. Местное самоуправление так или иначе осуществлялось в рамках системы советов, которая была достаточно строго вертикализирована. Локальных полномочий у городов и районов было не так много. Поэтому муниципальное право РФ, как полагают многие исследователи, все еще претерпевает стадию становления. Хотя, как отмечают многие эксперты, наша страна - если говорить о развитии соответствующих политических институтов - в этом направлении делает значительные успехи. В России есть муниципальные бюджеты и законодательства. Локальные общественно-политические образования в РФ обладают в целом значительной самостоятельностью в принятии ключевых решений в аспекте самоуправления.
Что же такое муниципальное право? Сразу отметим - понимать этот термин можно в нескольких трактовках. В рамках первой его можно понимать как отрасль права, регулирующего отношения субъектов на локальных уровнях, то есть в процессах, отражающих механизмы самоуправления. Другая трактовка термина предполагает понимание под ним учебной дисциплины. Третья - соответственно, научного направления - в юриспруденции. Вместе с тем все три трактовки взаимосвязаны. Дело в том, что их объединяет основной предмет муниципального права - общественные отношения, которые возникают в ходе реализации административной единицей функции самоуправления. В каждой из интерпретаций данный аспект так или иначе затрагивается. Предмет
Перед нами стоит задача подробно изучить муниципальное право именно в первой трактовке. Чем оно отличается от других отраслей законодательного регулирования? Прежде всего, есть особый предмет и специфические методы муниципального права как отрасли права. Рассмотрим соответствующие категории более подробно.

(В)Источниками муниципального права являются УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА РФ содержащие муниципально-правовые нормы.  4. Муниципально-правовые нормы и институты: понятие и виды.

Сущность предмета мы, в принципе, изложили выше - это комплекс социальных отношений, возникающих в процессе реализации функций местного самоуправления. Вместе с тем можно несколько структурировать данное определение. Дело в том, что понятие "предмет", "метод муниципального права" - явления сложносоставные. В чем это проявляется? На примере предмета можно сказать, что его формируют несколько базовых структурных единиц. Во-первых, это субъекты муниципального права - люди, должностные лица, коллективы, организации и т.д. Во-вторых, это действия лиц, участвующих в процессе самоуправления. В-третьих, это предметы взаимоотношения субъектов муниципального права. Некоторые эксперты выделяют также и четвертый структурный элемент предмета соответствующей отрасли права - общественные события, которые формируют собой факторы возникновения взаимоотношений на уровне местного самоуправления.
Метод
Метод отрасли муниципального права, так же, как и аналогичный компонент других сфер законодательного регулирования, представляет собой способ, с помощью которого некий субъект воздействует на подконтрольный ему объект или взаимодействует на аналогичную себе структурную единицу. Таким образом, как таковых отдельных методов, задействуемых в муниципальном праве, на практике достаточно много. Поэтому перечислять их все не слишком целесообразно. Мы выделим только основные их категории. Диспозитивный и императивный методы
В частности, базовые методы муниципального права - императивный, диспозитивный. Какой из них в соответствующей отрасли законодательного регулирования преобладает? Есть мнение, что, поскольку местное самоуправление в целом публичный институт, то для него в большей степени свойственны императивные методы. Их сущность в том, что, во-первых, предполагается неравенство между субъектами, формирующими взаимоотношения, а во-вторых, имеют место правила и нормы, обязательные к исполнению - обычно на уровне законов.
Как правило, система муниципального права включает следующие основные императивные методы. Во-первых, это предписание. Его сущность - в установлении норм и алгоритмов действий, адресованных субъектам правоотношений, нарушение которых (или заметное отклонение) будет противоречит законодательству. Во-вторых, это запрет. Его сущность - в установлении ограничений на действия, которые может осуществлять субъект правоотношений при наличии механизмов ответственности.

1. Институты муниципального права  09-12-2015 28 июня состоялась встреча руководителей Федеральной палаты адвокатов РФ Е.В. Семеняко и Ю.С. Пилипенко с руководителем Росрегистрации

Диспозитивные методы муниципального права, в свою очередь, также делятся на несколько разновидностей. Во-первых, это дозволение. Его сущность в том, что субъекты правоотношений наделяются равными возможностями в аспекте совершения некоторых действий (а также принятия решений о том, чтобы не производить никаких активностей). Дозволение может носить характер определенного. В этом случае субъект может выбирать действие из предложенного спектра. Возможно также и неопределенное дозволение - когда субъект может делать то, что желает. Во-вторых, это согласование. Данный метод правового регулирования муниципального права предполагает, что два субъекта должны прийти к общему пониманию по некоторому вопросу. В-третьих, это рекомендации. Этот метод подразумевает, что субъекты правоотношений имеют некие желательные к исполнению модели поведения с точки зрения законодателя. В-четвертых, это поощрение. Его суть: если субъект правоотношений изберет некоторую модель поведения, то он может рассчитывать на некие преференции и льготы от законодателя.
По мнению некоторых экспертов, есть также еще один метод, который содержит муниципальное право как отрасль права. Речь идет о механизме гарантий. Но сущность данного метода, главным образом, характеризует взаимоотношения не столько субъектов, локализованных внутри муниципалитета, сколько самой общественно-политической единицы, занимающейся самоуправлением, и государства. Основная идея здесь - федеральная или общенациональная власть гарантирует муниципалитету право реализовывать соответствующие полномочия. Муниципальное право как система
По мнению современных юристов, муниципальное право формирует собой отдельную систему норм и отношений. Даже при сравнительно молодой конфигурации структуры государственного устройства в РФ в нашей стране данная закономерность также наличествует. Система муниципального права - это сложносоставное явление. В его структуре выделяют следующие основные компоненты.
Во-первых, это демократические механизмы, формирующие процесс местного самоуправления. На этом уровне определяются основные субъекты правоотношений. Во-вторых, это ресурсы местного самоуправления - бюджетные, территориальные, кадровые и т.д. На этом уровне, как правило, определяется потенциал для совершения субъектами правоотношений неких активностей. В-третьих, это полномочия местных органов. На этом уровне в значительной степени определяется то, какие методы муниципального права могут применяться в преимущественном порядке. Законодательные источники
Муниципальное право как отрасль права подразумевает наличие соответствующих законодательных источников, формирующих совокупность норм, которые фиксируют и регулируют отношения между субъектами самоуправления. В числе таковых могут быть конституционные источники, федеральные, региональные и местные законы РФ, указы Президента, постановления Правительства.
Источники местного права классифицируются юристами на две основные группы. Типы нормативных актов
Во-первых, это как таковые нормативные акты, которые представляют собой односторонние, волевые распоряжения в адрес всех или некоторых субъектов правоотношений, должностных лиц. Данного вида источники, в свою очередь, подразделяются на систематизированные, представляющие собой комплекс правовых норм, которые затрагивают ключевые, общие для большинства субъектов вопросы, а также на отраслевые - те, что регулируют процессы в отдельных сегментах. Некоторые юристы предпочитают подразделять нормативные акты, исходя из их юридической природы. В частности, источники могут быть изданы парламентами муниципалитетов или же быть подзаконными правовыми актами, которые издают органы исполнительной власти. Есть еще один критерий классификации нормативно-правовых актов - уровень, на котором они принимаются. Источник права может быть издан федеральным органом власти, региональным, муниципальным или же посредством одного из прямых демократических институтов - референдума, народного схода.
Во-вторых, это муниципально-правовые соглашения. Они представляют собой договоры, которые регулируют уровень полномочий муниципалитетов соотносительно с управлением на уровне государственной власти. Безусловно, природа нормативно-правовых актов второго типа во многом определяет сущность первых. Для того чтобы эффективно управлять какой-то сферой, муниципалитет должен иметь соответствующие полномочия. Если, скажем, у какого-то города или района власть отберет право решать вопросы, связанные, например, со сферой образования, то локальные нормативные акты, регулирующие соответствующую отрасль, муниципалитет разрабатывать в принципе не будет.
Есть предлагаемый некоторыми исследователями критерий классификации норм в зависимости от уровня их воздействия на процессы. В рамках данной концепции, регулирование осуществляются на следующих основных уровнях.
Во-первых, это правовые нормы, которые фиксирует положение муниципальных о

В рамках институтов гражданского права регулируются также отношения муниципальной собственности (ст. 215 ГК РФ) и ее приватизации (ст. 217 ГК РФ), правовой режим муниципальных унитарных предприятий (ст. 113 ГК РФ)


- Отдельные институты муниципального права, представляющие собой совокупность норм права регулирующих однородные  Система источников муниципального права: - Конституция РФ (глава 8, статьи 3, 8,9,12,32 Конституции РФ).

§ 4. Муниципально-правовые нормы, институты, субъекты. 4. Система аграрного права.  34. Нормативные правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований в системе источников бюджетного права.


Форма заключения договора энергоснабжения с юридическим лицом

Порядок заключения договора энергоснабжения различается в зависимости от того, заключается ли договор с гражданином или юридическим лицом.

Порядок заключения договора энергоснабжения, договора купли-продажи (поставки) электрической энергии, приобретаемой для собственных производственных нужд, с юридическим лицом/индивидуальным предпринимателем.

Подробнее...

Бизнес идеи малое предпринимательство

Готовые бизнес-планы. Полезные ссылки. Сайты о малом бизнесе.  малый бизнес. Идеи для работы НЕ в интернете. 26 марта 2011.

Коллекция идей со всего мира и из разных отраслей для желающих заняться новым бизнесом или развить существующий.

Подробнее...

Значимость электронного документооборота

Обеспечение юридической значимости электронного документооборота ОАО «РЖД» с сопредельными железными дорогами Галдин А.А

СодержаниеТеоретическая значимость результатов исследования Практическое  ^ Первая глава «Понятие электронного документооборота», состоящая из двух

Подробнее...

Договор задатка недвижимого имущества

Образец Договора задатка за продаваемую квартиру.  Договор купли-продажи недвижимого имущества. Договор инвестирования строительства гаражного комплекса (по окончании строительства в собственность приобретаются нежилые

Недвижимое имущество.  ДОГОВОР о задатке между физическими лицами (нотариальная форма). дата и место подписания.

Подробнее...