Институты обеспечение прав ребенка в образовательном процессе

"Институт прав человека стал тем центром, который сфокусировал в себе все основные проблемы современности как глобального, так и национального уровня" <1…27 августа 2011

Введение к работе
Актуальность исследования деятельности социальных институтов,
функцией которых является удовлетворение потребности ребенка в семье и
реализация его права на семейную социализацию, обусловлена высокими
показателями ежегодного выявления детей, по разным причинам
оказывающихся вне семьи и заботы родителей, тенденциями нарастания
социального сиротства; общественно ожидаемой потребностью в эффективном
воспитании и развитии, интеграции в социум и успешной адаптации в нем
детей, в том числе, детей, оставшихся без попечения родителей; личной
потребностью ребенка в удовлетворении его права на семью и семейную
социализацию. Существующая государственная система социальной защиты
семьи и детства в России не готова в полной мере обеспечить гарантии
основных жизненных прав ребенка, основным из которых является его право на
жизнь и воспитание в семье. Отсутствие системной комплексной поддержки
семей с детьми, своевременной помощи детям, проживающим в
дезорганизованных семьях, позднее выявление детей, нуждающихся в государственной защите, затрудняет их социализацию и в родительской, и в замещающей семье любого вида, и в условиях сиротских учреждений. Отсутствие института профессионального сопровождения процесса устройства на замещающее семейное воспитание детей, лишившихся родительской заботы, и, собственно, его реализации повышает риск их вторичной социально-психологической травматизации и дезадаптации. Дезинтеграция социального взаимодействия российских институтов жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, усложняет их функционирование к достижению общей цели - созданию условий для успешной социализации, удовлетворению потребности в семье и обеспечению реализации этого права детей данной категории, воспроизводит очередное социально исключенное поколение российских граждан, пополняя тем самым нижний слой общества.
В России количество социозащитных и сиротских учреждений намного превышают число тех, основными функциями которых является превенция семейного и детского неблагополучия на стадии первичного возникновения. Процедура выявления и устройства на воспитание детей, нуждающихся в защите государства, сводится, в основном, к их определению в сиротские учреждения. Родителей, не выполняющих своих прямых обязанностей, лишают прав в отношении детей. Последние получают, в этой связи, статус «государственных», т.е. опекаемых соответствующим государственным ведомством - образовательным, медицинским, социозащитным. Практика показывает, что «удаление» из естественной среды обитания и изоляция таких детей от общества не способствуют их успешной социализации. Тем не менее, процент изолированных детей в последние два десятилетия стабильно увеличивается. По данным Росстата в России в 2006 г. было зарегистрировано

его прав на национальном уровне, единственным выходом остается обращение в наднациональные институты защиты прав  - м., 2001. - с. 269 - 270. 7. Головань А.И. Международные документы по вопросам обеспечения и защиты прав ребенка: Сб

735 тыс. детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 190 тыс. находились на попечении государства .
Дети, оказывающиеся вне любви и заботы кровной семьи при ее наличии, - феномен, сущность которого на протяжении последних двадцати лет в рамках разных научных парадигм рефлексируют, как отдельные ученые, так и научные коллективы в поисках мер, позволяющих преодолеть это позорное для России социальное явление.
Анализ основных проблем неблагополучного детства; причин,
обусловливающих семейную дезорганизацию и возникновение семейных
дисфункций, феномена социального сиротства; отечественного и зарубежного
исторического и современного опыта призрения и социальной защиты детей,
по разным причинам лишающихся родительского попечения; законодательного
и нормативно-правового аспекта системы социальной защиты семьи и детства в
России; современных теоретических исследований развития личности ребенка
в условиях материнской депривации; зарубежных и отечественных практик
государственного попечения о детях, лишившихся родительской заботы,
особенностей их интеграции в социум; теоретических и практических
разработок превентивных форм и технологий, принципов информационных и
организационных институтов замещающего семейного воспитания позволяет
сделать вывод о том, что при реализации социальной политики государства в
сфере планирования и организации комплексных мер по жизнеустройству
детей, лишающихся родительского попечения, удовлетворение потребности
каждого ребенка и обеспечение его конституционного права жить и
воспитываться в семье должно быть одним из определяющих. Это
концептуальное положение определило выбор темы и основные направления
диссертационного исследования.
Сегодня на уровне государства осознается противоречивость положения,
выраженного в острой необходимости институтов, профессионально
осуществляющих деятельность по устройству детей, оставшихся без попечения родителей, на семейное воспитание и их практически полном отсутствии. Данное противоречие отмечено в Рекомендациях Министерства образования и науки РФ «Об организации и осуществлении деятельности по опеке и
9 -1-і-
попечительству в отношении несовершеннолетних» . Принятый 24 апреля 2008 г. Федеральный закон № 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» выдвигает в качестве приоритетов развитие институтов профилактики социального сиротства, включая институты профессиональной подготовки и сопровождения замещающей семьи.

Полный текст автореферата диссертации по теме "Социальные институты обеспечения права ребенка на семью". На правах рукописи. САЗОНОВА Алла Владимировна.

Степень научной разработанности темы. Автор в своей работе опирается на результаты эмпирических и теоретических исследований по семейной проблематике в социологическом аспекте, которые ведутся в нашей
1 Зурабов М.Ю. О реализации мер государственной поддержки устройства на воспитание в семьи детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей. // Всероссийская конференция. Пути решения проблемы сиротства
в России. - 8-10 ноября 2006, Москва // Официальный сайт Министерства здравоохранения и социального
развития РФ - [Доступ: .]
2 Письмо Министерства образования и науки РФ № АФ-226/06 от 25 июня 2007 г. «Об организации и
осуществлении деятельности по опеке и попечительству в отношении несовершеннолетних».
стране на протяжении более чем сорока лет. Ведущими исследователями, заложившими теоретические основы изучения семьи и разрабатывавшими проблематику социологии семьи являются А.Г. Харчев, М.С. Мацковский, Ю.Р. Вишневский, СИ. Голод, А.И. Кузьмин, А.И. Антонов и В.М. Медков и др.
Теоретические аспекты институциональных ценностей семьи и ее социальной роли мы находим в работах таких выдающихся зарубежных и отечественных социологов и педагогов, как: М. Вебер, Э. Дюркгейм, Ж. Пиаже, П.А. Сорокин, Ч. Кули, Г. Мид, А.С. Макаренко, Л.С. Выготский и др.
Существенный вклад в исследование факторов, трансформирующих и ослабляющих функции института семьи, оказывающих влияние на его самоорганизацию и самообеспечение, внесли социологи А.И. Антонов, М.С. Мацковский, СВ. Дармодехин, В.А. Луков, В.В. Елизаров, И.В. Бестужев-Лада, Э.К. Васильева, А.Г. Волков, А.Б. Синельников, А.А.Клецин, Г.И Климантова, И.Ф. Дементьева, О.И. Волжина.
Фамилистическая теория семьи в России складывалась в 70-е годы XX века и укреплялась при обобщении научных фактов о дезорганизации семьи, переходе ее функций к другим институтам, о неблагополучных явлениях в воспитании и содержании детей, которые обсуждались в работах В.А. Борисова, В.Н. Архангельского, А.Б. Синельникова и др.
Проблема феномена социального сиротства, его аспектов и причин генезиса нашла свое отражение в разнообразных исследованиях конца XX начала XXI века: A.M. Нечаевой, И.В. Дубровиной, СЕ. Бочаровой, Л.С. Алексеевой, В.А. Озерова и мн. др.
Изучению влияния института семьи на социализацию и развитие ребенка посвящены работы: И.А. Ильина, А.И. Антонова, И.С. Кона, Т.А. Араканцевой, И.Ф. Дементьевой, мн. др.
Характерные особенности социализации личности с позиции социологии, в том числе, в контексте формирования личностного «Я», освещаются в трудах Л.С. Выготского, Л.И. Божович, Г.В. Осипова, П.Д. Павленка, Ж. Пиаже, Ч. Кули, Г. Мида, Э. Эриксона. В обоснование и разработку социологического учения о личности, ядром которой является статусно-ролевая теория, большой вклад внесли Р. Линтон, Т. Парсонс, Р. Мертон и др.
Специфика социально-психологического развития детей, лишившихся родительского попечения, их адаптации и социализации в условиях сиротских учреждений; проблема неэффективного устройства на воспитание в замещающие семьи детей, лишившихся родительской заботы, и последствия возможной вторичной социально-психологической травматизации ребенка вследствие непродуманного планирования его помещения в неродную семью анализируются в работах: А.Б. Холмогоровой, A.M. Прихожан и Н.Н. Толстых, Л.М. Шипицыной, И.А. Бобылевой, Н.К. Радиной, Н.П. Ивановой и О.В. Заводилкиной, Г.В. Семья, В.Н. Ослон, М.И. Лисиной, Дж. Боулби, Р. Спитца и др.
Дискуссии, посвященные этой проблеме, в современной России ведутся, начиная, примерно, с конца 80-х годов XX века и вызваны результатами
многочисленных исследований, подтверждающими неуспешность
социализации воспитанников детских сиротских учреждений.
Ведущей общемировой тенденцией в жизнеустройстве детей, лишившихся родительской опеки, в настоящее время является их выведение из сиротских учреждений и интеграция в замещающие семьи. Изучению профессиональных воспитывающих семей (foster families) посвящены работы зарубежных ученых: Ч. Дига, А. Кадушина, Б.Л. Каплана и М. Сэйтса.
Убеждение в том, что ребенок не просто имеет право, а должен воспитываться в семье стало почти всеобщим в российской теории и практике, но чаще всего это право трактуется односторонне: профилактический аспект данной проблемы не имеет фамилистической доминанты. Ребенок не идентифицируется с биологической семейной группой, обособляется от нее и рассматривается как самостоятельный субъект правоотношений - полагаются, тем самым, только две возможные перспективы его содержания и воспитания: в учреждении или в замещающей семье любого вида.
Это мы отмечаем и в работе О.В. Заяц, которая рассматривала проблему жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей. Выводы, сделанные автором, имеют несомненную научно-практическую ценность. Но применяемый в исследовании системный подход не выходит за рамк

В целях обеспечения права ребенка на совместное проживание с родителями или лицами, их заменяющими, регистрация по месту жительства детей, не достигших  М.: Проспект; Екатеринбург: Институт частного права, 2010. 336 с.21 октября 2014


связи с ними), осуществляющих контроль и надзор за соблюдением, обеспечением и защитой прав ребенка.  Конфиденциальность Миков Павел Владимирович, аспирант АПК и ППРО Компетенция институтов защиты прав ребенка в школе - Защита прав20 декабря 2015

Севера и приравненных к ним местностях"; Федеральный закон от 24.07.1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка в.  Особенную часть отрасли права социального обеспечения представляет совокупность комплексных правовых институтов, нормы


Квалификация преступлений против мира и безопасности человечества

6. Преступления против мира и безопасности человечества Понятие и виды преступлений против мира и  Программа дисциплины международное уголовное право специальность 030501 -юриспруденция квалификация юрист.

Именно к преступлениям против мира и безопасности человечества применяется универсальный принцип действия УК.  Квалификация преступления предполагает убийство иностранного гражданина или представителя международной организации.

Подробнее...

Меры административной ответственности как вид административного принуждения

Четкая классификация мер административного принуждения необходима  Меры административного взыскания представляют собой вид административной ответственности, применяется за совершение определенных правонарушений, а

1.2 Административно-принудительные меры выявления угроз безопасности.  Объектом исследования являются общественные отношения, возникающие в процессе административного принуждения и административной ответственности.

Подробнее...

Решение задач по трудовым спорам с ответами

Рассмотрев данный индивидуальный трудовой спор, суд должен прийти к выводу, что изменив  Контрольная работа - Решение задач поТрудовому праву России.  Тесты с ответами по трудовому праву, 58 вопросов, для студентов дистанционного обучения

Сборник задач по трудовому праву включают в себя задачи по 12-ти темам курса  Директор же сказал в ответ, что если он направит Токареву в отпуск так, как она  Алескеров Ф.Т. Применение теории справедливых решений к трудовым спорам

Подробнее...

Докладная записка образец главный бухгалтер

Образец докладной записки о невыполнении должностных обязанностей.  Главная » Все статьи » Документы » Кадровые документы » Докладная записка о невыполнении  Спросите у юриста-бухгалтера ваш вопрос в форме ниже⇓

Докладная записка о неоднократном представлении в уполномоченные органы неполных либо недостоверных сведений (Образец заполнения).  N 345, от 18.07.2012 N 400 на 4 л. в 1 экз. Главный бухгалтер Подпись А.А.Асадова.

Подробнее...