Источники еврейского права

М.Элон — один из крупнейших специалистов в области еврейского права. Основной труд М.Элона «Еврейское право. История, источники, принципы» (тт. 1-3, 1973

Министерство образования Российской Федерации
Байкальский государственный университет экономики и права
Кафедра теории и истории государства и права
Доклад на тему:
«Религиозные тексты и юридические доктрины как источник права»
Выполнила: студентка гр. ЮС-13-1
Бахрунова Аюна
Иркутск
2014
Оглавление:
Религиозные тексты как источник права.
Каноническое право.
Мусульманское право.
Индуистское право.
Еврейское право.
Буддистское право.
Синтоистское право.
Юридические доктрины как источник права.
Религиозные тексты как источник права.
Религио́зное пра́во — одна из исторических форм права, в системе которого источником постулируется воля божества, выраженная в священных текстах или преданиях.
Как источник права религиозные тексты представляют собой свод религиозных норм (канонов), которым государство придает общеобязательную силу. Такое закрепление происходит в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате тесного взаимодействия государства и церкви, сложившегося в результате специфического развития конкретного общества. В наше время религиозные тексты сохранили значение источников права в странах мусульманской правовой системы, а также в индусской правовой системе, в некоторых европейских странах, например, в ФРГ (каноническое право).
В самом первом приближении, можно сказать, что религиозное право объединяет правовые нормы, сформировавшиеся в русле религиозных вероучений и являющиеся частью религии. В то же время содержание религиозного права не исчерпывается предписаниями религиозных текстов, хотя такие нормы и являются его (права) «ядром». Религиоведы и исследовавшие данную проблему юристы убеждены в том, что религиозное право формировалось и развивалось параллельно процессу интерпретаций религиозных текстов, исторического развития религиозных учений, т.е. намного раньше, чем возникли первые и основные религиозные источники С этой точки зрения религиозное право представляет собой сложное явление, включающее:
а) нормы, содержащиеся в религиозных текстах;
б) иные нормы, включаемые в религиозное право и являющиеся местными обычаями, рациональным правотворчеством юристов либо интерпретациями религиозных текстов, доктриной. Условием легитимности последних является их соответствие нормам религиозных текстов и непротиворечие принципам религии. Так же как и правовые, религиозные нормы регулируют наиболее важные общественные отношения, имеют структуру правовых норм, соответствующие формы их выражения, санкционируются государством либо иными средствами общественного принуждения. Из этой посылки выводится следствие: различие между религиозными и правовыми нормами состоит в том, что первые лишь имеют в своей основе религиозное мировоззрение и соответствуют религиозному сознанию.

Еврейское право (ивр. ‏מִשְׁפָּט עִבְרִי‏‎‎‎, мишпат иври) — совокупность религиозных норм иудаизма, имеющих правовой характер; одна из конфессиональных форм религиозного права.

«К числу принципов права относятся справедливость, разумность, нравственность, соответствие добрым нравам. Особенность этих морально-этических оснований права в том, что имеется достаточный опыт их использования в непосредственном регулировании общественных отношений, в силу чего их относят к самостоятельным формам права».
Признаки религиозного права:
1) партикуляризм;
2) преимущественно частноправовой характер;
3) ограниченное число институтов;
4) казуальность;
5)отсутствие четких границ между обрядово-религиозными, моральными и правописаниями;
6) противоречивость, запутанность.
Характерная особенность религиозного права — персональный, а не территориальный характер его юрисдикции: предписания религиозного права обычно распространяются только на представителей данной религиозной общины; иноверцы изъяты из-под их действия.
Сфера действия религиозного права: религиозные предписания больше всего направлены на брачно-семейные отношения, наследственные, другие близкие к ним отношения (сфера личного статута человека). Нормы государственного, административного, торгового, финансового и международного права выступают как относительно второстепенные. Так как религиозное право является правом ушедших эпох, оно, разумеется, не знает таких новых сфер отношений, как компьютерное, космическое право, не влияет на некоторые области гражданских правоотношений, сложность современного государственного устройства и т.д.
Наиболее развитые религиозно-правовые системы: еврейское право, индусское право, каноническое право, церковное право, мусульманское право.
Мусульманская правовая система представлена странами, где государственной религией является ислам различных течений: Афганистан, Пакистан, Иран, Ирак, Тунис, Марокко, Сирия, Ливия, Саудовская Аравия, Судан и некоторые другие.
Каноническое (церковное) право .
Регулирует отношения связанные с церковным устройством, церковым управлением (статус церковного суда, процесс, церковные наказания), а также внешние отношения церкви.
Особенность канонического права — в методах правового регулирования. К ним относят икономию и акривию. Их сочетание и сотавляет метод церковного права. Такое сочетание есть не что иное как принимаемое церковной жизнью соотношение законности и целесообразности. Метод акривия предназначен для решения вопросов с позиций строгой определенности не терпящей отступления от основных начал христианского учения; применяется в тех случаях, когда речь идет об основополагающих догматических началах церковной жизни, о самой сущности и целях существованиях церкви и христианства. Икономия означает снисхождение к человеческим немощам и слабостям в церковно практических и пастырских вопросах.

«Источник еврейского права – Моисеев закон», – пишет автор[2]. И это «не дает ему возможности широкого распространения»[3]

Каноническое (церковное) право структурно состоит из двух частей (подотраслей) — внутреннего и внешнего права. Внутреннее право представлено институтами церковного устройства (регулирует основные вопросы церковной жизни — личный состав Церкви, основы ее административного и территориального устройства) и церковного управления (церковное судоустройство и судопроизводство, церковные наказания, семейно-брачное право, церковно-имущественное право, корпоративный надзор и контроль). Внешнее право представлено нормами, объединенными в два института: 1) связан с регулированием церковно-государственных отношений (с позиции Церкви) и 2) содержит нормы, которые регулируют отношения Церкви к другим вероисповеданиям.
Догматический характер церковного права, характеризующийся чрезмерно усложненным характером изменения его норм, породил множество «мертвых» норм, утративших свое регулятивное значение. В современных условиях они заменяются обычными нормами (на такие нормы как раз и распространяет свое действие икономия).
При рассмотрении общих признаков права выявляется, что каноническому (церковному) праву, как системе норм, в позитивно – объективном смысле присущи: нормативность, внутреннее и внешнее выражение, системность, функциональность, механизмы обеспеченности. Кроме того, существуют теоретические предпосылки выделения канонического (церковного) права в качестве корпоративной правовой системы.
Канонисты делят каноническое (церковное) право, в зависимости от его источника, на Божественное (jus divinum), которое некоторые ученые называют еще и естественным (naturale), основанное на ясно выраженной Божественной воле, и положительное (positivum), или церковное право в узком смысле слова, основанное на точно установленных законодательных актах самой Церкви.
В зависимости от того, идет ли речь о праве, регулирующем внутреннюю жизнь Церкви или ее отношения с иными общественными и политическими образованиями, прежде всего, государством, различают внутреннее (internum) и внешнее (externum) церковное право.
Церковное право разделяют также на писаное (scriptum), когда известные законы были изданы, утверждены и письменно изложены компетентной законодательной властью, и обычное, или неписаное (nonscriptum, per consuetudinem), если оно хранилось в Церкви путем предания и обычая.
Современное каноническое право регулирует вопросы, касающиеся:
церковного правотворчества;
прав и обязанностей членов церкви;
иерархии церкви;
канонов совершения таинств;
управления церковным имуществом;
церковной дисциплины и т.д.
Исторически, каноническое право на Западе рассматривалось как понятие более широкое по отношению к церковному праву, поскольку каноническое право касалось не только вопросов внутренней церковной жизни, но и тех правовых норм, которые не касались церковной жизни напрямую, однако входивших в Средние века в юрисдикцию Церкви
[1]. С ходом исторического развития и с сужением влияния Церкви на светские вопросы база канонического права постепенно сужалась и в настоящее время практически совпадает с базой церковного права.
Христианские нормы представляют собой систему принципов, дозволений, запретов и предписаний, регулирующих особую группу социальных отношений, которые рассматриваются как наиболее существенные в соответствующих религиозных источниках. Объединяясь с нормами права, они образуют систему социально-правовых регуляторов -каноническое (церковное) право, существующее в государстве наряду с системой правовых норм и имеющее некоторые сходные черты с государственной системой права, пересекаясь с ней в сфере правового регулирования положения церкви, как религиозной корпорации.Двустороннее определение метода его изучения – исторический и догматический. И когда мы исходим из этого определения, мы и науку церковного права также систематизируем соответственно ее историко-догматическим основам.
Система канонического права:
а) брачно-семейное право
б) наследственное право
в) уголовное право
г) долговое и торговое право
Мусульманское право .
Мусульманское право представляет собой систему норм, сложившихся в Арабском халифате в VII-X вв., выраженных в религиозной форме и основанных на исламе. Эта система норм общины верующих зафиксирована в шариате (с араб, шариа — правильный путь, обязательные предписания). Шариат как -религиозный закон представляет собой совокупность обязательных к соблюдению норм и предписаний, установленных Аллахом и переданных им людям через пророка Мухаммеда. Он включает в себя:
религиозную догматику, т.е. указания, во что мусульманин должен верить;
исламскую этику (систему ценностей);
практические

Иудейское (еврейское) право возникло около XV века до н. э В иудаизме источниками права выступают Письменная Тора (Танах) и Устный Закон


т.е. довершение, палестинская и вавилонская (500 г. н.э.). 5. Вавилонский и иерусалимский талмуды, однако, не естественные источники еврейского права.

Источником религии и еврейского права является Библия (ее первые пять книг - Пятикнижие, или Тора).


В каком году появилась конституция сша

конституция америка федерализм суверенитет. Глава 1. Характеристика Конституции США 1787 года.  В результате своеобразного политического торга и появилась формула "три пятых всех прочих лиц".

Конституция США 1787 года, которая действует и по сей день, была принята в Филадельфии Конституциональным конвентом (на учредительном собрании).

Подробнее...

Персональная защита данных пользователей библиотеки

Положение об обработке персональных данных пользователей библиотек МКУК ЦБС Канавинского района и гарантиях их защиты. 1. Общие положения.

5.5. Обеспечить защиту персональных данных пользователей, предоставленных при записи в Библиотеку.  Приложение№1. Согласие на обработку персональных данных. Сведения о Пользователе.

Подробнее...

Изменение трудового договора в рб

Изменения и дополнения в Трудовой кодекс Республики Беларусь вступят в силу 25 июля 2014 г. На семинаре Вы  1.4. Особенности регулирования труда с работниками-надомниками. 2. Заключение трудового договора по совместительству: 2.1.

Часть 1 статьи 18 ТК РБ предусматривает возможность заключения трудового договора в письменной форме, а  Изменение трудового договора. ПЕРЕВОД. Согласно ст.30 ТК переводом признается поручение нанимателем работнику работы

Подробнее...

Конкурсное производство кратко

Конкурсное производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом

и связь (3145) Компьютерные науки (60) Косметология (17) Краеведение и этнография (588) Краткое.  Конкурсное производство. Санкт-Петербург – Пушкин.

Подробнее...