История возникновения института уполномоченного по правам человека

О республике. История. География.  Н.Нухажиев: «Институт уполномоченного по правам человека будет существенно усилен». 14.12.2015 17:16.14 декабря 2015

Уполномоченный по правам человека – специальный государственный орган, представляющий собой должностное лицо (или несколько лиц), по закону наделенный мандатом для осуществления самостоятельной, независимой и неподотчетной деятельности по защите прав человека, а также аппарат, участвующий в осуществлении данной деятельности. Как правило, уполномоченные не наделены правом каким-то иным образом наказывать нарушителей существующих законов и установленных процедур (они могут делать это через суд или прокуратуру, реже – налагать административные штрафы). Сила уполномоченного проистекает из высокого общественного и профессионального авторитета. Основной метод разрешения проблемных ситуаций – рекомендации и медиация.
Основной целью работы Уполномоченного является контроль за работой государственных чиновников (в различных странах перечень органов может различаться в первую очередь потому, что границы государства и муниципальных органов, отношения ветвей власти довольно подвижны). Обычно уполномоченные (омбудсмены) назначаются парламентом (классический вариант) или правительством (так называемый исполнительный омбудсмен). Основной формой их работы является проведение расследований по заявлениям, поданным гражданами. Отличительной чертой данного института является то, что подача заявлений максимально упрощена: в большинстве стран осуществляется напрямую, жалобы могут подаваться и в устной, и в письменной форме, не облагаются государственными пошлинами. Кроме реагирования на жалобы, как правило, за уполномоченными закреплено право самостоятельно проводить расследования, если проблема носит общественно значимый характер.
Одним из основных результатов работы уполномоченных являются ежегодные и специальные доклады, в которых отражены результаты расследований по различным темам. Этот доклад представляется законодательному собранию, которое после ознакомления с ним, может принять решения относительно дополнительных форм защиты прав отдельных категорий граждан, а также широкой общественности. Несмотря на то, что работа омбудсмена связана с конкретными людьми (и предполагает разрешение появившихся затруднений), рекомендации которые он делает, всегда носят обобщенный характер и направлены на изменение системных моментов.
«Уполномоченный по правам человека» – термин, закрепленный в российском законодательстве. В других странах похожие по функциям органы называются иначе: в странах Северной Европы и англоговорящих странах, как правило, используется термин «омбудсмен». В шведском языке «омбудсман» означает «представитель», «доверенное лицо». В мире используются такие именования как «народный защитник» (например, в Испании или Грузии), «защитник прав человека» (например, в Армении), «медиатор» (во Франции), «коллегия народной правозащиты» (Австрия), «комиссар по правам человека». (Отметим, что в случае с западноевропейскими странами «комиссар по правам человека» и «омбудсмен» – это два разных института. Несмотря на то, что оба связаны с правами человека, первый в основном занимается образованием в области прав человека и привлекает внимание общественности к этой тематике, тогда как второй – работает с индивидуальными жалобами.) Несмотря на то, что институты эти находятся в различных политических и правовых системах, все они могут быть отнесены к широкой категории «омбудсменов».

Презентация: Уполномоченный по правам человека РФ.ppt, Тема: Права человека, Урок: Право.  Первый Уполномоченный по правам человека РФ. В 2002 году Генеральной ассамблеей Европейского института омбудсмена О. О. Миронов

Простота доступа к уполномоченному является одним из ключевых признаков данного института. Отсутствие платы за обращение и консультацию делают данный институт удобным инструментом защиты – особенно для тех категорий людей, которые из-за своего социального и материального положения не могут воспользоваться услугами профессиональных юристов, судов и иных инстанций защиты прав. Впрочем, существует одно значимое условие для обращения, которое зафиксировано в большинстве положений об уполномоченных в различных странах мира: обращаться в данный институт можно тогда, когда иные способы защиты прав либо исчерпаны, либо недоступны. Международные инстанции рекомендуют как можно более сильно упрощать процедуру обращения, однако есть страны, где к омбудсменам прямого доступа нет. Например, так работает Парламентский уполномоченный в Великобритании. В те годы, когда институт был введен (в 1967 году) было решено, что отсутствие «парламентского фильтра» может отрицательно сказаться на образе Парламента, что это может понизить значимость депутатов в глазах избирателей. Эта модель работы омбудсмена доказала свое право на существование, однако на данный момент она не считается оптимальной.
Не менее значимым отличием, чем непосредственный или опосредованный тип доступа к уполномоченному, является процедура его назначения. Классический омбудсмен, как он сформировался в Швеции, назначается парламентом и ему подотчетен, но при этом в своей работе независим и от него. Так же действует России с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Однако существуют и другие варианты. Например, омбудсман, который назначается главой исполнительной власти. Примером может послужить Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. Относительно «исполнительных омбудсманов» (как еще называют последний тип) у специалистов есть некоторые сомнения по поводу того, насколько эффективным может быть контроль над исполнительной властью, если сам контролер формально зависим от исполнительной власти. С другой стороны, в некоторых политических системах факт непосредственного назначения главной исполнительной власти может придавать омбудсмену дополнительный авторитет и вес при взаимодействии с чиновниками и гражданами. В России относительно Уполномоченного по правам детей не сложилось единой модели. Если на федеральном уровне данный институт связан с президентом, то в российских регионах «детские» омбудсмены входят в аппарат Уполномоченных по правам человека.

История правовой литературы России.  О развитии института уполномоченного по правам человека в регионах говорили в Госдуме на `круглом столе` (24 ноября).24 декабря 2015

Уполномоченные могут иметь широкий мандат: например, следить за ситуацией в сфере образования, социальном обеспечении, делах администрации, сфере исполнения наказаний, армии, а могут быть специализированными. Здесь существуют самые разнообразные варианты. Из специализированных уполномоченных в России можно назвать только Уполномоченного по правам человека. Разделение по направлениям работы происходит внутри его аппарата. В Германии с конца 50-х годов 20-го века существовал военный омбудсмен, а институты общего профиля, которые бы принимали жалобы и контролировали гражданские власти, учреждались на уровне земель. В Норвегии существует несколько омбудсменов, каждый из которых имеет свой профиль, при этом они считаются одним государственным органом: все имеют одинаковый статус и права. Выбор того или иного варианта бывает продиктован особенностями общества и государственной системы. Гибкость, пластичность института уполномоченного является одним из важных факторов его успешной адаптации во многих государствах мира.
Содержание
История развития института в Северной Европе и мире
Типы омбудсменов
История развития института Уполномоченного по правам человека в России
Современное положение Уполномоченного по правам человека: проблемы и перспективы развития
Рекомендованная литература. ↑ История развития института в Северной Европе и мире
Можно говорить о двух этапах развития института уполномоченного: до середины 20-го века и после. Если в первый период омбудсмен воспринимался экспертами скорее в качестве любопытной особенности правовой системы Северной Европы по контролю за работой администрации, то во второй период своего развития уполномоченные по правам человека стали воплощением идеи защиты прав человека государством. Особенно актуальной данная гуманитарная миссия уполномоченного выглядела после Второй мировой войны, которая собственно и стала толчком к формулированию концепции прав человека.
Институт омбудсмена впервые появился в классическом виде в Швеции в 1809 году как орган, который от лица парламента, контролировал деятельность государственной администрации и судов. До начала 20-го века омбудсмен существовал исключительно в рамках шведской правовой системы, пока в 1919 году Финляндия, правовая система которой находилась под значительным влиянием шведской, не учредила омбудсмена. В середине 20-го века Норвегия и Дания переняли шведский опыт, а Германия учредила специализированного обмудсмена для армии. Однако активное распространение институт омбусдмена получила только после того, как его идею стала продвигать ООН. Результатом этого стало учреждение должности обмудсмена в Новой Зеландии в 1962 году. В свою очередь это создало прецедент в англо-саксонской правой системе. После этого омбудсмены появились во многих странах: в 1967 году в Великобритании, также в других частях Королевства (в Северной Ирландии, в Уэльсе). Многие канадские штаты ввели данный институт, также поступили федеральные и региональные депутаты в Австралии. Однако странами с англо-саксонской системой права процесс не ограничился. В 60-70-е годы омбудсмены стали быстро появляться по всему миру. В конце 80-х годов 20-го века к этому процессу подключились государства, входившие в советский блок. Первой стала Польша, в которой Закон об уполномоченном по правам граждан был принят в 1987 году. В результате чего на данный момент данная должность существует уже более чем в 100 странах мира. ↑ Типы омбудсменов
Омбудсмен представляет собой не законченную идею, а некий принцип контроля за исполнителями и урегулирования конфликтных ситуаций; это, скорее, технология. Поэтому в мире существует большое количество разновидностей омбудсменов.
Классическим воплощением идеи омбудсмена является парламентский омбудсмен по делам администрации. Его отличительные черты были рассмотрены выше. Также выше говорилось об «исполнительном» омбудсмене. Здесь классификация проведена по процедуре назначения. Однако можно назвать и иные способы выделять данные институты:
1) по отношению к государству: государственные институты, муниципальные омбудсмены и корпоративные. Последние отличаются тем, что используются частными фирмами для разрешения внутриорганизационных споров и для посредн

главная >> учебники по праву >> Каковкина Е.Н. Конституционное (государственное) право России >> Институт уполномоченного по правам человека в РФ.  Об итогах рассмотрения жалобы Уполномоченный по правам человека извещает заявителя.


Уполномоченный по правам человека в России. ИНСТИТУТ ОМБУДСМЕНА Институт омбудсмена имеет скандинавское происхождение. Впервые он был создан в Швеции. - презентация.

История становления института Уполномоченного по правам человека (омбудсмена). Дата публикования: 2014-11-02; Прочитано: 822 | Нарушение авторского права страницы.


Конституция сша текст на русском читать

Полный текст Конституции Украины на русском языке, а также затейливая история принятия Конституции на MEGET- законы Украины.

контрольная работа. Язык: русский. Дата добавления  Конституция США 1787 г. (первоначальный текст) регулировала преимущественно вопросы организации государственной власти США

Подробнее...

Суть термина консолидация

• КОНСОЛИДАЦИЯ Словарь медицинских терминов • КОНСОЛИДАЦИЯ Большой юридический словарь • КОНСОЛИДАЦИЯ Толковый словарь иностранных слов

5. Горизонтальная консолидация. Мы уже настолько часто говорили в нашей книге о  Современные трактовки термина "симбиоз" обычно включают в него и

Подробнее...

Знаки задатка

По свидетельствам российских цивилистов, в частности, В.Л. Исаченко, "русский народ давно знаком с задатками и практикует их по известному

Товарный знак. Полезная модель.  Задаток - зачем он нужен? ВНИМАНИЕ: Позвоните по телефону 298-10-24.

Подробнее...

Задаток при покупке квартиры в ипотеку

Аванс и задаток при ипотеке. К моменту принятия решения взять кредит на покупку жилья на вторичном рынке, заемщику желательно определиться, будет покупка квартиры в кредит осуществляться собственными силами

У меня просят задаток при покупке жилья в ипотеку. далее07.02.2015. Должна ли я вносить задаток при покупке квартиры по военной ипотеке? (1 ответ).

Подробнее...