История организации делопроизводства в дореволюционной россии

ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ДЕЛОПРОИЗВОДСТВА В РОССИИ История развития государственной службы в России Основные этапы развития системы таможен неправового регулирования в Организация делопроизводства в 1917–1941 гг

Тема 1. История развития системы делопроизводства в России Читайте также:
Air Alert III - программа для развития прыжка
CRM-системы. Определение, назначение и особенности.
D) формирование системы социологического образования
DIY панк-культура в России и Беларуси
ERP -, MRP - системы. Определение, назначение и особенности
I этап реформы банковской системыотносится к 1988-1990 гг. (подготовительный).
I. Донаучный этап развития геологических знаний (от древности до середины XVIII века).
Необходимость создания документов возникла одновременно с появлением письменности.
Периоду становления и развития делопроизводства России XVI–XVII вв. предшествовал период, в который формировались начальные элементы делопроизводства. Этот период охватывает примерно X–XV вв.
После образования древнерусского государства письменность стала необходимой для ведения переписки с другими странами, а также для заключения межгосударственных договоров.
Об организации делопроизводства на ранних стадиях развития Древнерусского государства можно судить лишь по сохранившимся письменным документам, а также по некоторым археологическим находкам. В частности, договоры киевских князей с Византией 911 и 945 гг. свидетельствуют о том, что уже в то время имелись традиции составления письменных завещаний и подорожных грамот для купеческих кораблей.
Возникла необходимость в составлении завещаний, записях о долгах, заключении торговых контрактов и т.п.
Известно, что в период правления Владимира Святославовича (978–1015 гг.) в Киеве существовало учебное заведение для детей бояр и старших дружинников. Из выпускников этой школы и отбирались претенденты на должности «печатников» – хранителей княжеской печати и «металников» – судейских секретарей, писцов и дьяков для ведения делопроизводства князей и крупных феодалов.
В киевский период развития Древнерусского государства появились разные виды документов, фиксирующие конкретные частноправовые отношения: грамоты уставные, вкладные, купчие, полные, жалованные и др.; заемные, закладные кабалы; житийные записи и т. д.
Со временем обозначились места для их наиболее безопасного хранения, например центральные храмы в городах. Место хранения документов называлось ларем, а лицо, ответственное за хранение документов, – ларником. Часто само хранение документов в храме придавало им юридическую силу. Центрами ведения документации и ее хранения были также гостиные дворы и монастыри, являвшиеся крупными экономическими предприятиями.
По мере накопления навыков в создании документов стали вырабатываться типовые формуляры-образцы документов, устойчивые языковые формулы, применяемые в наиболее распространенных документах, процедура подготовки документов: черновик, редакция (вариант), беловик (окончательный вариант документа), а также приемы удостоверения документов, призванные воспрепятствовать подделке документов в политических и лично-корыстных целях (проставлении скреп, печатей, мостов, т.е. подписи на склейках).

Теоретический элемент. Лекции по истории и организации делопроизводства в России.docx.  Практический элемнт по Истории и организации делопроизводства в России.docx. 18 Кб.

Практически до конца XIV в. основным материалом для письма на Руси был пергамен (особым образом выделанная телячья, баранья или козлиная кожа), называемый в документах «хартией» или «телятиной»; лучший пергамен привозили из Греции или ганзейских городов.
Документ имел форму столбца (столпа): один лист пергамена подклеивался к другому узкой стороной. Если документ терял ценность, пергамен счищали, подравнивали, обрезали обтрепанные места и снова использовали для записи информации.
С увеличением количества создаваемых документов менялась графика письма. Первоначально использовалась уставная манера письма – выписывание букв с прямыми очертаниями. Но в XIV в. стал использоваться полуустав, ускоривший процесс письма за счет выносных букв и сокращения отдельных слов. Документы писались сплошным текстом, без разделения на отдельные слова. Из знаков препинания к XIV в. стала использоваться лишь точка в конце предложения.
Таким образом, в Древнерусском государстве постепенно складывались традиции создания документов, их обработки и хранения, начал формироваться профессиональный цех специалистов по работе с документами – дьяков, подьячих, писцов. Появились предпосылки к законодательной регламентации делопроизводства.
Система государственного делопроизводства начала формироваться в период создания русского централизованного государства с середины XV в. По мере превращения Московского княжества в великорусское государство усложнялись его административные задачи, отдельные части управления, находившиеся по приказу князя в ведении того или иного лица, превращались в постоянные присутственные места – избы или приказы. Деятельность приказов определялась высшим правительственным учреждением – Боярской Думой. Эти учреждения выполняли все важнейшие функции административного управления, поэтому период становления и развития государственного делопроизводства принято называть приказным периодом.
Приказы – центральные органы государственного правления, которые ведали отдельными отраслями в качестве ведомственных учреждений. Так, Посольский приказ ведал внешними отношениями, Разрядный – военными, Поместный – земельными делами. Существовали Холопский, Ямской, Разбойный и другие приказы. Считается, что всего было около 80 приказов, каждый из которых насчитывал от 3 до 400 «приказных людей».

История делопроизводства в России. С древнейших времен дошли до нас различные виды документов, с  Схема организации приказного делопроизводства - от подьячего "средней руки", составляющего "черное письмо", через исправление

Приказ возглавлял приказной судья, назначаемый из думных чинов, в его ведении находились один – три дьяка (к концу XVII в. в крупных приказах было 6-10 дьяков). В ведении дьяков находились подьячие, которые, в зависимости от знаний, стажа и опыта, разделялись на «старых» (старших), средних («средней руки») и «молодых» (младших). В крупных приказах подьячие объединялись в «столы», или повытья, – структурные подразделения приказов; деление на столы производилось не по роду дел, а по территориальному принципу.
Распорядительная деятельность находилась в ведении приказных судей. Дьяки и подьячие занимались делопроизводством, они отправляли в приказ челобитные, доклады, доношения, хранили дела и вели письмоводство. Старшим подьячим и подьячим «средней руки» доверялась более сложная работа – подготовка решений по делам, хранение дел, опечатывание архивных сундуков. Младшие подьячие не пользовались особым доверием, во многих царских указах XVII в. подчеркивается необходимость строго контролировать их работу. В ведении приказов находились воеводы, управлявшие территориями и выполнявшие предписания центральных властей. Воеводы имели свою «канцелярию» - приказную избу - и помощников - «меньших» воевод и дьяков. В приказной избе хранились государственная городская печать, денежные суммы и велось делопроизводство. Приказная изба имела подразделения – столы. Например, Нижегородская съезжая изба в 1663 г. состояла из четырех столов: денежного (хранение казны и приходно-расходных книг); судного (делопроизводство по судебным делам); сыскного и поместного (хранение царских грамот о поместных делах) и ямского (почтового).
Приказы и приказные избы представляли собой одновременно присутствие, канцелярию и архив. Документы обычно размещались на столах, на скамьях, особо ценные – в сундуках, ларях в тех же помещениях, в которых велись текущая работа и прием посетителей.
В XV в. дорогостоящий пергамен вытеснила бумага, которую первоначально привозили из западноевропейских стран. Со второй половины XVII в. стали изготавливать отечественную бумагу из тряпья и чернила из солей железа и дубильных веществ, добываемых из чернильных орешков – наростов на дубовых листьях. Благодаря сочетанию железистых чернил и тряпичной бумаги текст был особенно стойким и почти не выцветал – документы этого периода, хранящиеся в архивах, достаточно хорошо читаются.
Инструментами письма до второй половины XIX в. служили гусиные перья, затем металлические. С появлением так называемой скорописи (начертание округлых букв и использование графических сокращений) свободно читать тексты стало довольно сложно, требовались знания и навыки.
В делопроизводстве приказов продолжала использоваться столбцовая форма документа – свиток из подклеенных друг к другу узких листов бумаги. Текст в столбцах писался только с одной стороны, оборотная сторона использовалась лишь для проставления помет, резолюции, адреса. Документы хранились в свитках или рулонах. Иногда для особо важных документов изготавливались специальные футляры, но чаще документы хранились просто в ларях или сундуках. Пользоваться такими документами было сложно, много времени уходило на развертывание и свертывание столбца, а склейка не была достаточно прочной, что приводило к быстрому ветшанию и износу документа.
Наряду со столбцовой формой документа в приказах начала применяться тетрадная форма. Тетрадь – это лист бумаги, сложенный вдвое. Тетради собирались вместе, переплетались по мере необходимости и составляли книги. В форме книг велись списки, финансовые, учетные, регистрационные записи и др. Известно более трехсот разновидностей книг: ужинные, умолотные, денежные и др.
Видовой состав документов приказного делопроизводства был довольно однообразным: грамоты (царские указы или указные грамоты), приговоры, наказы, доклады, отписки, памятки, челобитные.
Грамоты – это царские указы, посылаемые из приказов на места боярам, воеводам, приказным людям; отписки – документы, поступавшие в приказы от воевод; приказы представляли царю отписки или доклады, воеводам и другим местным начальникам царь давал наказы, приказы обменивались памятками, обращения граждан к центральной власти оформлялись в виде челобитных.
В документах приказного делопроизводства большинство реквизитов еще не выделялось из текста, т. е. обращение, адресат, дата документа, обозначение автора и собственно содержание документа составляли сплошной текст.
Процедура подготовки документов в приказном делопроизводстве состояла из следующих этапов: поступление документа; передача его на рассмотрение; подготовка дела к «докладу»; рассмотрение и решение дела; оформление документа, содержащего решение.
При поступлении документа на нем проставлялась дата, и дьяк делал помету «Выписать», что означало «навес

История развития делопроизводства в России. Опубликовано 30.12.2013 - 22:01 - Абдухаликова Ирина Александровна.  Первые годы советской власти ознаменованы поисками правил организации делопроизводства, отвечавших задачам, которые30 декабря 2013


В работе также освещаются основные аспекты исторического развития делопроизводства в России.  История и организация делопроизводства в СССР, М., 1959.

Делопроизводство. Вопрос 3, из истории становления делопроизводства в россии. Смотреть часть 1. 2.  организация делопроизводства.


Основные источники гуманитарного права

Международное гуманитарное право (право войны, право вооружённых конфликтов) — совокупность международно-правовых норм и принципов, регулирующих защиту жертв войны, а также ограничивающих методы и средства ведения войны.

Источники международного гуманитарного права. Международное гуманитарное право является постоянно развивающейся отраслью права.  Ниже в хронологическом порядке приводятся основные источники.

Подробнее...

Как правильно проходит конфискация имущества

Как правильно написать введение?  § 1. Конфискация имущества как иная мера уголовно-правового характера. Прошел ровно год с того момента, когда в уголовном законе были произведены наиболее ожидаемые изменения - Федеральным законом

Вопрос/ответ. как проходит процедура описи имущества по судебному исполнению.Опись и конфискация имущества с дальнейшем вывозом это одно и тоже.

Подробнее...

Понятие и признаки коллективного договора

Порядок изменения, дополнения и прекращения коллективного договора. Понятие и виды коллективных соглашений.  1. Понятие, признаки и функции трудового договора.

Определены этапы формирования нормативных условий коллективного договора в России.  Понятие и признаки нормативного договора Федоров Александр Сергеевич.

Подробнее...

Признание имущества выморочным иск

Решение суда: района о признании права собственности на земельный участок. Выморочное имущество.  Представитель ответчика В.И. иск не признал и пояснил, что никаких препятствий с оформлением в собственность 1/2 части спорного

выморочным. Выморочное имущество переходит в порядке наследования по закону в собственность РФ.  Прокурор считает возможным принять признание иска ответчиком, так как иск им признан добровольно, ответчику понятны последствия22 июня 2011

Подробнее...