Кодификация и прогрессивное развитие права внешних сношений

Понятие и источники права внешних сношений.  Кодификация и прогрессивное развитие основных принципов МП. 56. Система МЭП. 57. Международно-правовой статус СНГ.

ТЕМА 2: Право внешних сношений
Вопрос №1: Право внешних сношений: понятие и источники.
Международное право регулирует взаимоотношения между своими субъектами – государствами, международными органами и государственно-подобными образованиями. В процессе международного общения они ведут переговоры и заключают международные соглашения. Для этого им необходимо быть должным образом представленными управомоченными на то органами или лицами, а также не быть подчиненными правопорядку государства, на территории которого они находятся и действуют, чтобы свободно и беспрепятственно осуществлять свои функции.
Совокупность международно-правовых норм, регулирующих представительство субъектов международного права в международных отношениях, участниками которых они являются, и составляет то, что следует именовать собирательно правом внешних сношений.
^ Право внешних сношений –это совокупность международно-правовых норм, регламентирующих структуру, порядок формирования и деятельности, функции и юридический статус органов государства, обеспечивающих представительство в сфере межгосударственного общения.
Право внешних сношений включает в себя четыре взаимосвязанные подотрасли:
дипломатическое право;
право специальных миссий;
дипломатическое право в его применении к отношениям государств с международными организациями или в рамках международных конференций;
консульское право.
Объектом права внешних сношений являются те междувластные, политического характера отношения, в которых взаимодействуют участники, обладающие свойствами субъектов международного права и представленные их официальными органами, специально созданными для осуществления этих сношений. Дипломатические представительства, например, ответственны за осуществление общего внешнеполитического курса по отношению к стране пребывания, тогда как консульства, хотя и могут при определенных условиях выполнять дипломатические функции, но все же, как правило, занимаются защитой прав и интересов представляемого государства и его граждан в экономической, социальной, гуманитарной и правовой областях.
^ Основными источниками права внешних сношений являются договор и обычай. Причем, если в дипломатическом праве почти все до недавнего времени решалось на основе обычных норм, то в праве консульском, напротив, определяющей всегда была роль двусторонних консульских конвенций. Попытки кодифицировать право внешних сношений наблюдались на протяжении всего XX века.
Первым соглашением общего характера явился Венский протокол 1815г. «О рангах дипломатических представителей».

Международное право - Л.Д.Тимченко. § 3. Кодификация и прогрессивное развитие международного права.  § 2. Органы внешних сношений государств.

В конечном счете, обычные нормы общего международного права, нормы универсальных и локальных международных договоров регулируют широкий круг вопросов представительства государств в международном общении.
В современном международном праве основными источниками, которые кодифицировали данную отрасль (право внешних сношений) являются:
Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961г. (для дипломатического права);
Венская конвенция о консульских сношениях 1963г. (СССР присоединился в 1989г.) (для консульского права);
Конвенция о специальных миссиях 1969г. (для права специальных миссий);
Венская конвенция о представительстве государств в их отношениях с международными организациями универсального характера 1975г. (для дипломатического права в его применении к международным организациям);
Конвенция о привилегиях и иммунитетах ООН 1946г.;
Конвенция о привилегиях специализированных учреждений ООН 1947г.;
Каракасская конвенция о консульских функциях 1911г.;
Гаванская конвенция о консульских чиновниках 1928г.;
Европейская конвенция о консульских функциях 1967г.
А также двусторонние соглашения по дипломатическим вопросам, консульские конвенции, соглашения относительно торговых представительств.
К законодательным актам Российской Федерации, регулирующих вопросы дипломатических и консульских отношений, относятся:
Конституция РФ;
Закон о международных договорах 1996г.;
Положение о посольстве РФ 1996г.;
Положение о консульском учреждении РФ 1998г. и ряд других.
На источниковую базу права внешних сношений влияет национальное право. Действительно, весь аппарат для ведения внешних сношений создается и наделяется определенной компетенцией каждым государством самостоятельно, на основе существующих в нем актов внутреннего права. Для функционирования этих органов руководящими являются внутригосударственные предписания. Таким образом, «если международное право прямо регулирует международные отношения, то внутригосударственное право осуществляет регулирование этих отношений опосредованно».
Вопрос №2: Внутригосударственные органы внешних сношений. Полномочия Президента, Правительства, МИД России в области внешней политики.
Государственные органы внешних сношений - это действующие на территории страны и за ее пределами органы, представляющие государство в его официальных отношениях с другими государствами и иными субъектами международного права и обеспечивающие выполнение его внешнеполитических целей мирными средствами, защиту прав и законных интересов данного государства, а также его организаций и граждан, находящихся за рубежом.

Право внешних сношений — это отрасль МП, регулирующая отношения между государствами, а  Международное право - особая система права Кодификация и прогрессивное развитие международного права МЕЖДУНАРОДНОЕ ПРАВО

Постоянный аппарат внешних сношений сложился во всех государствах на исходе средних веков и на заре нового времени (XVI-XVIII вв.) как следствие развития торговли, расширения международных связей и создания централизованных государств.
Все органы внешних сношений подразделяются на внутригосударственные и зарубежные.
^ Внутригосударственные органы внешних сношений — государственные органы, расположенные на территории данного государства, одной из задач которых является представление его в официальных отношениях с иностранными государствами и иными субъектами международного права.
Внутригосударственные органы внешних сношений делятся на: 1) конституционные и 2) специализированные.
Внутригосударственные конституционные органы внешних сношений создаются и действуют на основе конституции государства. К числу этих органов относятся: глава государства, парламент, правительство, ряд других органов.
Главой Российской Федерации является ее президент. Конституция страны наделила его широкими полномочиями в области внешней политики и международных отношений. Президент Российской Федерации:
1) определяет основные направления внешней политики страны (п. 3 ст. 80);
2) представляет Российскую Федерацию в международных отношениях (п. 4 ст. 80);
3) осуществляет руководство внешней политикой страны (п. «а» ст. 86);
4) ведет переговоры и подписывает международные договоры РФ (п. «б» ст. 86);
5) подписывает ратификационные грамоты (п. «в» ст. 86);
6) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей (п. «г» ст. 86);
7) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях (п. «м» ст. 83).
^ Совет Федерации и Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерациив рамках своих конституционных полномочий ведут законодательную работу по обеспечению внешнеполитического курса Российской Федерации и выполнению ее международных обязательств.
^ Совет Безопасности Российской Федерацииосуществляет подготовку решений Президента Российской Федерации в области обеспечения международной безопасности и контроль за их выполнением.
^ Субъекты Российской Федерацииразвивают свои международные связи в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным законом «О координации международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации» 1999 г. и другими законодательными актами. МИД России и другие федеральные органы исполнительной власти оказывают содействие субъектам Российской Федерации в осуществлении ими международного сотрудничества при строгом соблюдении суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации.
Последовательное осуществление внешней политики создаст благоприятные условия для реализации исторического выбора народов Российской Федерации в пользу правового государства, демократического общества, социально ориентированной рыночной экономики.
^ Министерство иностранных дел (МИД) Российской Федерацииявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений РФ. МИД РФ действует на основе Положения о МИД России, утвержденного Указом Президента РФ от 11 июля 2004 г. № 865.
Руководство деятельностью МИД России осуществляет Президент Российской Федерации. Основными задачами МИД России являются:
1) разработка общей стратегии внешней политики Российской Федерации и представление соответствующих предложений Президенту Российской Федерации;
2) реализация внешнеполитического курса Российской Федерации в соответствии с Концепцией внешней политики РФ, утвержденной Президентом Российской Федерации;
3) обеспечение дипломатических и консульских отношений Российской Федерации с иностранными государствами, сношений с международными организациями;
4) обеспечение дипломатическими и международно-правовыми средствами защиты суверенитета, безопасности, территориальной целостности Российской Федерации, других се интересов на международной арене;
5) защита дипломатическими и международно-правовыми средствами прав, свобод и интересов граждан и юридических лиц Российской Федерации за рубежом;
6) содействие взаимодействию органов исполнительной власти с органами законодательной и судебной власти на федеральном уровне и уровне субъектов РФ в целях обеспечения участия этих органов, их должностных лиц в международной деятельности, соблюдения принципа единства внешней политики РФ и реализации ее международных прав и обязательств;
7) координация международной деятельности других федеральных органов исполнительной власти и международных связей органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в целях проведения единой политической линии Российской Федерации в отношениях с иностранным

Частичная кодификация права внешних сношений впервые была предпринята в региональном масштабе в 1928 г. в Латинской Америке. 20 февраля 1928 г


В период нэпа была проведена кодификация права.  Работа над его проектом велась ускоренными темпами. Здесь вновь сказалось влияние внешнего фактора, о чем прямо говорилось на 3-й сессии ВЦИК IX созыва.

Уже в 1919 г. П. Стучка предложил начать кодификацию нового права.  представительство Союза в международных сношениях, ведение всех  объявление войны и заключение мира; заключение внешних и внутренних займов Союза


Кто проверяет законность нормативных актов

Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта законом не установлен, в связи с  При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании правового акта, и обязан проверить законность и

Законность подобного регионального нормативного акта может быть проверена лишь с точки зрения формы акта, порядка его принятия и т.д. В связи с этим в процессуальном законодательстве целесообразно, на наш взгляд

Подробнее...

Осуществление и защита права публичной собственности

Осуществление и защита права государственной собственности субъектов Российской Федерации.  - принцип осуществления права собственности субъекта РФ в публичных интересах

Содержание и осуществление права собственности общественных объединений.  Защита права собственности охватывается более широким понятием «охрана отношений собственности».

Подробнее...

Понятие и элементы договора продажи недвижимости

1. Введение2. 2. Основная часть. 2.1 Понятие и элементы договора продажи недвижимости3.  2.3 Особенности продажи жилых помещений.21.

Понятие, характеристика, элементы договора продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество

Подробнее...

Законность заключения срочного трудового договора

Если суд при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора установит, что такой договор заключен работником вынужденно, то к договору будут применены правила договора25 февраля 2015

Устанавливая ограничения возможности заключения срочного трудового договора, законодатель тем самым отдает приоритет заключению трудовых договоров на неопределенный срок.

Подробнее...