Кодификация законодательства в россии при николае i

Николай I, согласившись на проведение двух этапов кодификации, отверг третий - как введение нежелательных "новшеств". В течение 1828 - 1830 гг. было издано 45 томов (а с приложениями и указателями 48) "Полного собрания законов Российской империи"

Авторское право Аграрное право Адвокатура Административное право Административный процесс Арбитражный процесс Гражданский процесс Гражданское право Жилищное право Зарубежное право Конституционное право Криминалистика Криминология Медицинское право Международное право. Европейское право Политология Право собственности Правоведение Правоохранительная деятельность Семейное право Судебная психиатрия Судопроизводство Теория и история права и государства Трудовое право Уголовное право Уголовный процесс Финансовое право Хозяйственное право Экологическое право
Консерватизм политической надстройки России первой половины XIX в. предопределят такие же особенности российской правовой системы, Все изме­нения в праве производятся только для того, чтобы отстоять устои феодализма, абсолютистские порядки. В силу этого и изменения в праве, в его существе не­велики.
Стремление удержать и подкрепить устои шатающегося феодализма при­водит к идее своеобразной феодальной законности. Вслед за Петром 1, требо­вавшим неуклонного соблюдения законов, ту же мысль проводит спустя столе­тие Александр I. При этом он связывает и себя рамками законности. В одной из резолюций Александр 1 писал: «Закон должен быть для всех единствен. Коль скоро я себе дозволяю нарушать законы, кто тогда почтет за обязанность наблюдать их?» Стремление закрепить существующие порядки приводит к идее систематизации законодательства.
Если содержание права в данный период изменилось несущественно, то это­го нельзя сказать о его форме. Была проведена грандиозная работа по системати­зации российского законодательства, составившая целую эпоху в его истории.
Последним универсальным систематизированным сборником, охватыва­ющим почти все отрасли русского права, было Соборное Уложение 1649 г. Как уже отмечалось, в XVIH в. неоднократно предпринимались попытки создать новое Уложение, однако они не привели к успеху. К началу XIX в. неразбериха d законодательстве дошла до предела. Она была одной из причин беспорядков и злоупотреблений в судах.
Александр I уже в 1801 г. учредил новую, десятую по счету, комиссию во гла­ве с министром народного просвещения П.В. Завадовским. Она получила название Комиссии составления законов и провела значительную подготовительную работу.
Но лишь при Николае I удалось развернуть по-настоящему и завершить систе­матизацию российского законодательства.
Неуспех всех десяти комиссий определялся тем, что они раздирались се­рьезными противоречиями, борьбой между новым и старым, в основе которой лежал вопрос о существовании крепостного права, т.е. о существе феодализма. Так было и с последней, десятой комиссией. Когда «главный исполнитель ра­бот» комиссии Г.А. Розенкампф предложил начать дело с пересмотра законода­тельства, о крестьянстве, он натолкнулся на резкий отпор Александра I.

Николай I. 11 император России. 2 царь Польши, 2 Великий князь Финляндии.  КОДИФИКАЦИЯ, форма систематизации законодательства, результат которой составление нового сводного акта.

Не следует думать, что Николай 1, несмотря на его размышления о необхо­димости отмены крепостного права, дал директиву открыть дорогу новым веяни­ям. Как раз наоборот. Он дал установку ничего не менять в праве, а лишь приве­сти в порядок существующие нормы. За проведением в жизнь этой директивы император наблюдал лично. Для этого комиссии была создана не при Государ­ственном совете, который должен был заниматься подготовкой законопроектов.
Кодификационная комиссия была просто преобразована во II отделение Собственной его величества канцелярии. Впоследствии, когда уже был готов Свод законов, император учредил семь ревизионных комиссий с целью прове­рить тождество Свода существовавшему законодательству. Проверка облегча­лась тем, что каждая статья Свода имела ссылку на источник — соответствую­щий акт в Полном собрании законов, с датой и номером.
Успеху работы комиссии способствовал и субъективный фактор: ее фак­тически возглавлял М.М. Сперанский, впервые привлеченный к кодификацион­ным работам еще в 1808-1809 гг. Надо сказать, что Николай I с большой неохо­той привлек Сперанского, прежние либеральные настроения которого, конечно, были известны императору. Поэтому даже во главе Второго отделения был по­ставлен не он, а воспитатель Николая — М. Балугьянский. М. Сперанский, от­решившись от прежних либеральных иллюзий, принял установки Николая I и действовал на основании их.
М. Сперанский решил организовать работу поэтапно. Сначала он хотел собрать воедино все законы, изданные с момента принятия Соборного Уложе­ния, затем привести их в определенную систему и, наконец, на базе всего этого издать новое Уложение. В таком порядке работа эта и развернулась.
Сначала приступили к созданию Полного собрания законов (ПСЗ). Оно включило в себя все нормативные материалы с Соборного Уложения до начала царствования Николая I, собранные в хронологическом порядке. Таких актов набралось свыше 50 тыс., составивших 46 толстых томов. Впоследствии ПСЗ дополнялось текущим законодательством. Так появились второе Полное собра­ние законов Российской империи, охватившее законодательство до 1831 г., и третье, включившее законы с марта этого года.
После издания Полного собрания законов Сперанский приступил ко вто­рому этапу работы — созданию Свода законов Российской империи.

Россия при Николае І. Внутренняя политика царизма в 1826-1855 гг.: начало периода реакции, реформы Николая I (кодификация, финансовая реформа – денежная реформа Е.Ф. Канкрина).

При создании Свода М.М. Сперанский исходил из того, что «Свод есть верное изображение того, что есть в законах, но он не есть ни дополнение их, ни толкование». Вместе с тем он неоднократно и сам формулировал новые нормы, не опирающиеся на действующий закон, особенно в сфере гражданского права.
Свод был издан в XV томах, объединенных в 8 книг. Книга 1-я включила по преимуществу законы об органах власти и управления и государственной службе, 2-я — уставы о повинностях, 3-я — устав казенного управления (уста­вы о податях, пошлинах, питейном сборе и др.), 4-я — законы о сословиях, 5-я — гражданское законодательство, 6-я — уставы государственного благо­устройства (уставы кредитных установлений, уставы торговые и о промышлен­ности и др.), 7-я — уставы благочиния (уставы о народном продовольствии, общественном призрении и врачебный и др.), 8-я — законы уголовные.
С самого начала законодатель установил, что эта структура Свода должна оставаться неизменной, хотя бы менялось содержание отдельных законов. Этот принцип соблюдался на всем протяжении истории Свода, т. е. до Октябрьской революции, только в 1885 г. к Своду был добавлен XVI том, содержащий про­цессуальное законодательство.
Были сделаны шаги по совершенствованию уголовного законодательства. Было принято решение о создании отраслевого правового акта в, ставшей уже традиционной, форме — Уложения. Разработка Уложения о наказаниях нача­лась сразу после создания Свода законов и велась первоначально в Министер­стве юстиции, а затем во II отделении императорской канцелярии. При разра­ботке проекта был использован том XV Свода законов. Авторы проекта Уложения не ограничились российским опытом. Они изучили также многочис­ленные западноевропейские уголовные кодексы.
Проект Уложения и объяснительная записка к нему были готовы к 1844 г. Их размножили для предварительного обсуждения. После рассмотрения проек­та в Государственном совете он был утвержден императором в августе 1845 г. и введен в действие с 1 мая 1846 г.
Уложение о наказаниях уголовных и исправительных было громадным за­коном. Оно содержало более 2 тыс. статей, разбитых на 12 разделов, имеющих сложную структуру. Впервые в российском законодательстве Уложение содер­жало Общую часть, функции которой выполнял первый раздел закона. Уложе­ние делило правонарушения на преступления и проступки, граница между ко­торыми была проведена не слишком четко.
В первом разделе говорилось о вине как основании ответственности, о стадиях развития преступной деятельности, о соучастии, обстоятельствах, смягчающих и устраняющих ответственность, и т.д. Военнослужащие не под­падали под действие Уложения о наказаниях. Для них существовал изданный в 1839 г. Военно-уголовный устав, заменивший собой Артикул воинский.
В системе преступлений на первом месте стояли преступления и про­ступки против религии, государства, порядка управления, должностные пре­ступления.
Уложение предусматривало обширную и сложную систему наказаний. Они подразделялись по разрядам, родам и степеням. Все наказания за преступ­ления и проступки делились на уголовные и исправительные.
К уголовным относились: лишение всех прав состояния, соединенное со смертной казнью, каторгой или ссылкой.
Исправительными наказаниями считались потеря всех особенных личных и сословных прав и преимуществ, соединенная со ссылкой в Сибирь или другие места, заключение в крепости, в смирительном доме, тюрьме, кратковременный арест и некоторые другие.
Сохранялся сословный принцип применения наказаний: все преступники делились на тех, к кому могли применяться телесные наказания, и на тех, к кому они не применялись, предусматривалась такая мера наказания, как лишение со­словных прав и привилегий.
Несмотря на все недостатки, Уложение о наказаниях было большим ша­гом вперед в деле развития уголовного законодательства Российской империи. Однако в нем продолжали действовать многие феодальные принципы, и, преж­де всего, сословной организации общества, где дворянство сохраняло основные привилегии.
Параллельно с систематизацией общеимперского права были проведены работы по инкорпорации права, прибалтийских и других западных губерний, отражающего привилегированное положение местных дворян, мещан и духо­венства. Еще при Александре I задание по систематизации остзейского права было дано Общеимперской кодификационной комиссии, работавшей над ним в течение семи лет.
В 1828 г. при II отделении Собственной его императорского величества канцелярии была учреждена комиссия по систематизации права указанных гу­берний. Результатом работы данной комиссии явилось издание в 1845 г. первых двух частей Свода местных узаконений западных Остзейских губерний — (часть первая — Учреждения, часть вторая — Законы о состояниях). Значитель­но позже была издана третья часть — Законы гражданские. Так, в первой поло­вине XIX в. была оформлена система российского права, дожившая в своей ос­нове до последних дней Российской империи.
Гражданское право. Как отмеч

На тему: «Сперанский и кодификация российского права». Студент Пилаев В.В.  В январе 1826 г. М. М. Сперанский направил императору Николаю I несколько  то место и роль, которую сыграла систематизация законодательства в модернизации России.


Вопрос №20 Царствование Николая I (1825-1855). «Николаевская Россия».  С этой целью со времен Екатерины II предпринимались попытки упорядочить законодательство, провести его кодификацию, но все они не были успешными.

философии и права, i960. № 5. Вып.1. С.132-145, Кодан С.В. К истории кодификации уголовного законодательства в дореформенной Россия  Состав и деятельность комитета соответствовали установившейся при Николае I практике предварительного


Договор складского хранения характеристика

Введение 3. Глава 1. Договор страхования - понятие, сущность, основные характеристики 7.  Глава 3. Анализ особенностей правового регулирования договора складского хранения 40.

По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, преданные ему товаровладельцем, (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности (ст. 907 ГК).

Подробнее...

Международный экономический правопорядок

Существующий международный экономический правопорядок представляет собой подсистему международного правопорядка как системы.

«Международный экономический правопорядок и международная экономическая безопасность». Выполнил студент группы ЭВ-46 Котельникова Ю. С.

Подробнее...

Коллективный договор предприятия 2015

В Национальном ядерном центре РК заключен новый коллективный договор на 2015 - 2018 годы. В течение двух месяцев сотрудники предприятия обсуждали проект нового коллективного договора на 2015 – 2018 годы.

Коллективный договор, стороны которого поименованы как "работодатель в лице директора государственного унитарного  (Ф.И.О)" и "работники предприятия в лице председателя профсоюзного комитета (Ф.И.О.)", заключен на период 2012-2015 годов.

Подробнее...

Роль гражданского общества в поддержании законности

Роль гражданского общества в развитии электоральной культуры через призму индивидуализма и коллективизма: постановка вопроса.

Именно институты гражданского общества (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы) способны играть подобную роль.  Безопасность государства можно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных

Подробнее...