Кто проверяет законность нормативных актов

Работу проверил: СОДЕРЖАНИЕ. Введение.  . закон –основной вид нормативно-правовых актов. .1. Понятие закона и его признаков. .2. Виды законов.

А. С. ПИГОЛКИН
ОФОРМЛЕНИЕ
ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
(ЗАКОНОДАТЕЛЬНАЯ ТЕХНИКА)
При публикации настоящего материала в нашем журнале
редакция исходит из того, что к нормотворчеству в муниципальном образовании
применимы все требования и рекомендации, содержащиеся в материале
относительно законодательного процесса в субъектах РФ.
§ 1. Общие положения
Соблюдение требований законодательной техники, представляющей собой систему основанных на практике правотворчества и теоретически осмысленных принципов и правил (приемов) подготовки проектов нормативных актов, - обязательная предпосылка высокого качества законов, их полноты, непротиворечивости.
Недоучет правил законодательной техники приводит к издержкам и ошибкам в юридической деятельности. Технико-юридические правила правотворчества вырабатывались мировым сообществом. Их неуклонное соблюдение - необходимое условие внедрения четких юридических начал в рыночные отношения, развития демократии, упорядочения межнациональных отношений и формирования правового государства.
Принятие субъектами Российской Федерации качественных законов и иных нормативных актов, способных реально и эффективно влиять на различные сферы жизни регионов, в значительной степени зависит от "технологии" составления проектов, от последовательного использования апробированных практикой правил законодательной техники. Высокий уровень техники оформления проектов, ясность и четкость изложения законов являются необходимой предпосылкой эффективности принимаемых актов, системности законодательства, эффективным средством ликвидации пробелов и противоречий в действующей правовой системе, что необходимо для установления строгого режима законности в стране. Следует вспомнить слова российского реформатора Петра I: "Все прожекты зело исправны должны быть, дабы казну изрядно не разорять и отечеству ущерба не чинить. Кто прожекты будет абы как ляпать, того чина лишу и кнутом драть велю - в назидание потомкам".
Правотворческими органами субъектов Российской Федерации уделяется значительное внимание юридической форме принимаемых нормативных решений, их доступности, точности и компактности. Более четкими и единообразными стали структура законодательных актов, их стиль изложения. Следует отметить также особое внимание к точности и ясности языка, единообразию терминологий, улучшению стиля изложения нормативных предписаний. Упорядочивается практика отмены старых актов, внесения в них необходимых изменений.
Но позитивные процессы лишь явственнее высвечивают недостатки современной правотворческой практики, отрицательно влияющие на качество принимаемых нормативных актов и эффективность их действия. Такие недостатки могут быть вызваны как не всегда оправданной поспешностью разработки и принятия новых актов, так и недостаточным вниманием к их юридической форме и способны привести к существенной рассогласованности всей системы российского законодательства, его отставанию от нужд времени.

Проблемы и перспективы прокурорского надзора за законностью правовых актов. Стрельников В. В., к. ю. н., юрист.  Верховный Суд РФ в п. 1 постановления от г. № 19(2) разъяснил, что под нормативным правовым актов понимается

Ошибок по содержанию и форме изложения нормативных актов пока еще довольно много. Объясняется это во многом недостаточным опытом разработчиков проектов. Ведь интенсивная правоподготовительная работа во многих регионах только началась.
Нередко еще в правотворческие органы направляются недостаточно технически отработанные проекты, содержащие неточные и расплывчатые предписания, противоречия и пробелы. Не все готовящиеся нормативные акты унифицированы по структуре и стилю изложения, связываются с действующим законодательством, не всегда выдерживается единство терминологии. Имеются случаи несоблюдения обязательного правила отмены устаревших актов и их частей, внесения в них изменений, если они противоречат новым актам. Многие недавно принятые в регионах законы страдают излишней декларативностью предписаний, отсутствием в ряде случаев тщательно отработанного механизма действия его норм и обеспечения их реализации, что зачастую отрицательно сказывается на применении закона.
Бурные темпы правотворческой деятельности, усиление ее плановых основ, увеличение общего объема нормативного "хозяйства" регионов существенно повышают требования к единообразию оформления законопроектов, к унификации их рубрикации, терминологии, стиля, использованию однотипных формулировок, конструкций и т. д. Работы по автоматизации справочно-информационной службы в области законодательства также предъявляют повышенные требования к оформлению перечней и рубрик законов, к унификации их обязательных реквизитов, применяемой терминологии и т. д.
Основные требования (принципы) законодательной техники.
Нормативный акт - это литературное произведение особого рода, имеющее свои характерные черты и особенности, определяемые назначением права в общественной жизни, а именно - быть властным регулятором общественных отношений, человеческого поведения, четко определять юридические гарантии свободы личности, права и обязанности граждан, их объединений, органов, предприятий, фирм и других субъектов права, устанавливать меры, обеспечивающие исполнение правовых предписаний. Этим и определяется содержание основных принципов (требований) законодательной техники, которые должны быть положены в основу правоподготовительной деятельности.

1.1. Понятие законности правовых актов 11. 1.2. Нормативная правовая основа законности 48.  2.2. Виды судебного контроля за законностью правовых актов 94. Глава 3. Проблемы разграничения полномочий по контролю за законностью

Правила законодательной техники весьма многочисленны и разнообразны. Здесь нет общего рецепта на все случаи. Применение этих правил может оказать положительный эффект лишь при непременном учете конкретных условий, вызвавших необходимость принятия того или иного акта, специфики предмета регулирования и сферы его действия. В то же время все конкретные правила законодательной техники объединяются общей основной, сквозной идеей - создать наилучшие условия и максимальные удобства для правильного применения нормативных актов, достичь полноты, точности, доступности и компактности правовых положений. Исходя из этого можно сформулировать основные, наиболее общие принципы (требования), которые должны быть положены в основу работы над внешней формой готовящихся проектов:
1. Точность и определенность юридической формы: формулировок, выражений и отдельных терминов закона.
Достижение наибольшего соответствия между идеей, мыслью законодателя и воплощением этой идеи в нормативной формуле - требование, непосредственно исходящее из специфики права как регулятора общественных отношений. Закон содержит обязательный эталон поведения, модель будущих поступков человека. В нем недопустимы недомолвки и двусмысленности. Неточность словесного воплощения нормы, расплывчатость и отсутствие единообразия понятий и терминов может привести к неправильному пониманию и применению закона, к возможности отхода от его буквального смысла, а это может оказать прямое влияние на судьбы людей, производственную деятельность, работу законодательных, исполнительных и судебных органов.
Недостаточно четкая статья закона или даже слово могут вызвать серию юридических ошибок и серьезные политические последствия. Достаточно вспомнить довольно часто встречающиеся, к сожалению, формулировки типа "как правило", "обычно", дающие возможности практически не исполнять закон, произвольно им жонглировать. В ст. 52 Устава Кемеровской области говорится об обеспечении национальным культурным центрам, национальным обществам и землячествам возможности участия в работе Законодательного Собрания, органов исполнительной власти области при рассмотрении вопросов развития национальных отношений в области. Однако из Устава не ясно, в чем конкретно эта возможность заключается - в участии в заседаниях с правом решающего или только совещательного голоса либо в иных формах. В Уставе Краснодарского края, в Законе Республики Саха (Якутия) "Об общественных объединениях" и ряде других актов субъектов Российской Федерации используется термин "совершеннолетние граждане", хотя из закона не ясно, с какого возраста это совершеннолетие наступает.
2. Ясность и доступность языка нормативного акта для адресатов, на которых он распространяет свое действие.
Нормативный акт должен быть ясен для широких слоев населения, ведь запрещено отговариваться названием или непониманием норм. Доступность юридической формулы - необходимое условие укрепления законности, внедрения четких юридических начал во все сферы жизни, повышения авторитета права. Неясная норма не дает полного представления о правах и обязанностях граждан, ведет к ненужной трате времени на запросы и толкование, приводит к спорам и ошибкам. Приведем примеры. Непонятен до конца такой примененный в Уставе Кемеровской области термин, как "иные национальные территории (кроме национальных административно-территориальных единиц) - национальные районы, национальные поселки, национальные сельские поселения" (ст. 49, 50, 51). Недостаточно ясны без дополнительного толкования такие употребляемые в правовых актах регионов термины, как общефедеральные органы, административные границы, политические должности и др.
Требование простоты изложения нормативного акта не должно, однако, наносить ущерб полноте, точности и глубине формулирования законодательных положений, приводить к нарочитому упрощенчеству и примитивизму. Многие регулируемые правом отношения достаточно сложны, и это не может не отразиться на стиле изложения соответствующих норм. Юриспруденция оперирует сложными, многогранными и специфическими понятиями техники, медицины и других специальных отраслей знания с их особой терминологией.
Уровень простоты и доступности языка нормативного акта зависит от того, на кого он рассчитан, какой сферы отношений касается. Если он регулирует узкую, специальную сферу и рассчитан на специалистов, например на строителей, работников здравоохранения, то в таком акте возможно употребление специальных терминов и оборотов. Но акты, обращенные к широким слоям населения, коллективам, объединениям (а таких актов большинство), должны излагаться простым и доступным языком. Употребление без объяснения сложных и непонятных терминов и выражений, специальных понятий недопустимо. Если для исполнения нормативного акта и просто его уразумения многие вынуждены обращаться за разъяснениями к помощи сведущих лиц, то этот акт вряд ли бу

Приказ Генпрокуратуры России от 02.10.2007 N 155 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов  Установив, что проверенный правовой акт не отвечает критериям законности, прокурор с учетом


§ 26.3. Виды нормативных актов. Нормативные акты принято разделять на два вида: 1) законы и 2) подзаконные акты.  Итак, закон — это нормативно-правовой акт, который принимается органами законодательной власти и обладает высшей

В соответствии с п. 2.2 Приказа № 155 прокурорам надлежит организовать изучение нормативных правовых актов (далее — НПА)  Определив, что проверенный правовой акт не отвечает критериям законности, прокурор с учетом конкретных


Понятие и элементы договора продажи недвижимости

1. Введение2. 2. Основная часть. 2.1 Понятие и элементы договора продажи недвижимости3.  2.3 Особенности продажи жилых помещений.21.

Понятие, характеристика, элементы договора продажи недвижимости. По договору продажи недвижимости продавец обязуется передать в собственность покупателя недвижимое имущество

Подробнее...

Коллективный договор регистрируется в органе по труду

При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по  Изменения и дополнения коллективного договора также необходимо регистрировать.

Регистрация в органе по труду. Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется представителем работодателя  Изменения и дополнения коллективного договора также необходимо регистрировать.

Подробнее...

Психологическое сопровождение осужденных к лишению свободы

Изоляция лиц, осужденных к лишению свободы, осуществляется путем направления в исправительное учреждение, которое в  В психологическом сопровождении осужденных используют методы профилактики нарушений режима и рецидивной

62 Особенности психологического консультирования несовершеннолетних осужденных без лишения свободы М. Г  к сотрудникам, осуществляющим контроль, обеспечить всестороннее психологическое сопровождение данной категории лиц

Подробнее...

Осуществление и защита права публичной собственности

Осуществление и защита права государственной собственности субъектов Российской Федерации.  - принцип осуществления права собственности субъекта РФ в публичных интересах

Содержание и осуществление права собственности общественных объединений.  Защита права собственности охватывается более широким понятием «охрана отношений собственности».

Подробнее...