Международные процедуры контроля за соблюдением прав человека

МЕЖДУНАРОДНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА — деятельность международных организаций по осуществлению контроля за соблюдением и обеспечением соблюдения прав человека.

Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека
Хотя международные организации и органы уже в течение десятилетий занимаются вопросами прав человека, очевидно, что успехов в этом направлении можно добиться только при эффективном международном контроле за их фактическим соблюдением.
В Секретариате ООН до 1997 г. был Центр по правам человека, занимавшийся, в частности, и сбором информации из различных источников о положении с правами человека в мире. С 1997 г. его функции перешли к Отделу Верховного комиссара ООН по правам человека.
При нем и под эгидой Комиссии ООН по правам человека действует процедура рассмотрения частных жалоб на основе резолюции 1503 от 27 мая 1970 г. Экономического и Социального Совета. Эта процедура имеет ряд особенностей. Она является универсальной, поскольку не зависит от согласия государств, ею может воспользоваться гражданин любого государства.
В то же время, для того чтобы жалоба была рассмотрена, она долж­на отвечать некоторым определенным минимальным требованиям, при несоблюдении которых она будет признана неприемлемой.
Эта процедура – не судебная, и рассмотрение таких жалоб не имеет по существу серьезных последствий для соответствующих государств. Однако такое рассмотрение важно для определения ситуаций, когда имеют место систематические и грубые нарушения прав человека.
В 1993 г. Генеральная Ассамблея ООН учредила пост Верховного комиссара по правам человека. Этот вопрос дебатировался в ООН в течение нескольких десятилетий, но еще рано говорить о том, при­ведет ли деятельность комиссара, которым в настоящее время явля­ется бывший президент Ирландии М. Робинсон, к действительному улучшению прав человека в мире.
Контрольные механизмы по мониторингу состояния прав чело­века в тех или иных областях действуют и в специализированных учреждениях ООН. Наиболее последовательно эта работа ведется в МОТ, которая регулярно отслеживает через свои контрольные орга­ны положение с соблюдением трудовых прав в тех или иных странах.

Комиссия по правом человека — вспомогательный орган ЭКО-СОС, учрежденный в 1946 г. Члены комиссии (43 чел.) избираются ЭКОСОС сроком на 3 года.  ОБСЕ также ИЧгеет определенные механизмы контроля по соблюдению прав человека.

Конвенции по правам человека универсального характера преду­сматривают, как уже отмечалось, представление и рассмотрение со­ответствующими комитетами экспертов на регулярной основе докла­дов о законодательных, судебных, административных и других мерах, принимаемых государствами-участниками с целью выполнения своих обязательств. Комитеты на основе такого рассмотрения принимают развернутые заключения и рекомендации. Эта процедура является глав­ной формой контроля за осуществлением соответствующих конвенций.
Вместе с тем в них заложены и другие контрольные функции и механизмы для достижения поставленных в этих международно-правовых актах целей.
Так, в некоторых из этих конвенций закреплена процедура, со­гласно которой государство может направлять жалобы, касающиеся действий других государств-участников. Например, по Международ­ной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации (ст. 11) ею может воспользоваться любое государство-участник. Для этого предусматривается, в частности, создание согласительных орга­нов. Однако к этой процедуре государства практически не прибегают.
В то же время в Комитете по правам человека и других конвенционных органах значительное развитие получила контрольная функция, связанная с рассмотрением частных жалоб. Последняя является, как уже отмечалось, факультативной и реализуется лишь после того, как согласие на рассмотрение жалоб своих граждан дало соответствующее государство.
При рассмотрении петиций международные конвенционные органы руководствуются некоторыми критериями, и прежде всего правилом о том, что такие жалобы не рассматриваются, если петиционеры не исчерпали все доступные внутренние национальные средства государства по правовой защите (это правило не действует в тех случа­ях, когда применение таких средств чрезмерно затягивается).

§ 4. Международные механизмы контроля за соблюдением прав человека. К оглавлению.  Комиссия по правом человека — вспомогательный орган ЭКО-СОС, учрежденный в 1946 г. Члены комиссии (43 чел.) избираются ЭКОСОС сроком на 3

Рассмотрев петиции и разъяснения государств по этому поводу, данные органы могут делать предложения и рекомендации как лицам или группам лиц, их направивших, так и государствам-участникам. Данный характер процедуры дает основания считать ее полусудебной.
Однако недостатком ее применения является то, что на сегодняшний день такого рода петиции поступают почти исключи­тельно от жителей стран Западной Европы, где имеются определенный уровень правосознания населения и условия для применения такого механизма, хотя для этих стран и без того характерна высокая степень защиты прав человека.
К сожалению, государства, где в силу исторических и прочих причин уровень защиты прав населения невысок, или не дела­ют заявлений о присоединении к этим факультативным процедурам, или, если и делают их, их граждане ими не пользуются.
Развитой системой контрольных органов по правам человека обладает Совет Европы, в основе которой осуществлялась деятельность Европейской комиссии по правам человека и Европейского суда по правам человека. В ноябре 1998 г. вступил в силу Протокол № 11 к Европейской конвенции о правах человека и основных свободах, предусматривающий упразднение Комиссии и Суда и создание на их основе единого Европейского Суда по правам человека.
В соответствии с этим Протоколом установлено безусловное право подачи петиций частными лицами. Теперь не надо будет ждать особого заявления государств-членов Совета Европы по это­му вопросу, как это имело место до настоящего времени.
Благодаря большой практике рассмотрения жалоб Европейский Суд по правам человека стал значительным фактором правового развития и совершенствования системы защиты прав человека в Европе, а созданное им прецедентное право может использоваться государствами, недавно ставшими членами Совета Европы, и в частности, Россией, для совершенствования своего законодательства и правоприменения.
Постоянно действуют экспертные органы, созданные на основе универсальных договоров в области прав человека. На основе Между­народного пакта о гражданских и политических правах работает Комитет по правам человека, состоящий из 18 экспертов.
Комитет по экономическим, социальным и культурным правам в составе 18 экспертов был создан ЭКОСОС для рассмотрения докладов о выполнении Международного пакта об экономических, социаль­ных и культурных правах.
В соответствии с Международной конвенцией о ликвидации всех форм расовой дискриминации действует Комитет по ликвидации расовой дискриминации, состоящий из 18 экспертов.
На основе Конвенции о правах ребенка функционирует Комитет по правам ребенка, состоящий из 10 экспертов.
Комитет против пыток в составе 10 экспертов действует в соответ­ствии с Конвенцией против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания человека.
Наконец, в соответствии с Конвенцией о ликвидации всех форм дис­криминации в отношении женщин учрежден Комитет по ликвидации дискриминации в отношении женщин, состоящий из 23 экспертов.
Все эти комитеты созданы для рассмотрения вопросов по реализации соот­ветствующих конвенций. Члены их являются не представителями госу­дарств, а экспертами, обладающими высокими моральными качествами и компетентностью в областях, охватываемых данными многосторон­ними договорами. Они избираются государствами-участниками из числа своих граждан и выступают в своем личном качестве. При этом в комитетах должно быть справедливое распределение и представи­тельство государств с учетом географического положения, различных форм цивилизации, а также основных правовых систем.

главная >> учебники по праву >> Лукин Е.Е. Международное право >> Механизмы международного контроля за соблюдением прав человека.  Процедуры, применяемые международными организациями, могут использоваться без


Международные стандарты, в том числе и в области прав и свобод человека2  от 26 ок− тября 1991 года внес определенные изменения в процедуру контроля. С принятием данного протокола в осуществлении контроля за соблюдением 8 декабря 2015

Комиссия по правам женщин, Верховный комиссар по правам человека, ЮНЕСКО. Международная организация труда).  Существует три основные меры контроля за соблюдением прав человека: - Рассмотрение в ООН периодических докладов


Готовая презентация на тему способности и задатки

Родительское собрание "Способности ребёнка - как их развить?" ПРЕЗЕНТАЦИЯ. [ Скачать с сервера (2.38Mb) ].  Тема по самообразованию. Материалы МО [1]. План, протоколы, отчёты.

Понравилось сочинение » Задатки как природные предпосылки способностей, тогда жми кнопку.  Домашнее задание на тему: Задатки как природные предпосылки способностей.

Подробнее...

Сколько раз может продлеваться конкурсное производство

Новости. Суд продлил конкурсное производство в отношении «России».  Осталось тянуть время, чтобы продлить себе люксовые условия приятной неги. В этот раз эти люди даже зарплату выплатить не спешат.

Арбитражный суд Республики Алтай в очередной раз продлил конкурсное производство на ООО «Элитстрой – Усть-Кан», а также полномочия конкурсного управляющего Виктора Гилева до 10 февраля текущего года.

Подробнее...

Сайт министерства финансов республики дагестан

- Главный Сайт - Администрация Главы и Правительства РД Открытое молодежное правительство РД Приоритетные проекты РД Управление по вопросам противодействия коррупции  Министерство финансов. Республики Дагестан.

поиск по сайту.  Перечень информационных систем, банков данных, реестров, регистров, находящихся в ведении Министерства экономики и территориального развития Республики Дагестан. 2 ноября 2015

Подробнее...

Протокол административного задержания физического лица

4 Протокол об административном задержании, сроки административного задержания. 5 Место и порядок содержания задержанных лиц. 6 Личный досмотр, досмотр вещей, находящихся при физическом лице.

О личном обыске задержанного составляется протокол либо делается соответствующая запись в протоколе об административном правонарушении или в протоколе административного задержания физического лица.

Подробнее...