Место конституционного права в правовой системе россии

= Перейти к содержанию учебника =. § 6. Место конституционного права в системе права. Российской Федерации.  Лукашук И.И. Нормы международного права в правовой системе России. М., 1997. Мицкевич А.В. Система права и система

Место конституционного права в системе российского права Скачать
1.8. Место конституционного права в системе российского права 1.8. Место конституционного права в системе российского права Конституционное право традиционно занимает ведущее место в системе отраслей национального права, предопределяя содержание иных отраслей права. Это определяется несколькими моментами: 1) предметом конституционного права являются общественные отношения, в которых выражаются основные принципы общественного и государственного устройства; 2) основной источник конституционного права - Конституция РФ -акт, содержащий нормы, имеющие учредительный характер; 3) конституционное право определяет основы конституционного строя Российской Федерации, то есть те основополагающие принципы, которым должно соответствовать построение государства, ориентиры для строительства системы правовых норм, в рамках которых существует правовое, конституционное государство. Человек как высшая ценность, суверенитет народа, демократизм, федерализм, разделение властей, собственность и другие принципы, представляющие собой основы конституционного строя, лежат в основе функционирования любой отрасли права; 4) конституционное право закрепляет основные права человека и гражданина, определяет общую правосубьектность индивида в рамках нашей правовой системы. Эта общая правосубьектность является общей предпосылкой конкретных правоотношений, устанавливаемых на основе норм других отраслей права; 5) конституционное право устанавливает федеративное устройство Российской Федерации, разделение полномочий между Федерацией и ее субъектами, определяя источники той или иной отрасли права, возможность регулирования определенных областей общественных отношений нормами федерального или регионального права, их совокупности; 6) конституционное право закрепляет основы организации государственной власти и местного самоуправления, компетенцию высших федеральных органов власти, принципы организации региональных органов власти, учреждая круг субъектов, представляющих государство в общественных отношениях, регулируемых различными отраслями права; 7) конституционное право регламентирует правотворческий процесс - процедуру создания норм права - исходных элементов любой отрасли права, закрепляет виды источников, в которых могут содержаться правовые нормы. . Конституционно-правовая ответственность 1.5. Конституционно-правовая ответственность Конституционно-правовая ответственность как вид юридической ответственности В литературе по конституционному праву нет единого мнения относительно конституционно-правовой ответственности как разновидности юридической ответственности. Однако существование в конституционном законодательстве мер ответственности, которая не может быть отнесена к другим известным ее видам (уголовной, административной, дисциплинарной, гражданско-правовой, материальной), позволяет говорить о наличии такого вида ответственности. Конституционно-правовая ответственность имеет два основания: нормативное и фактическое. Нормативное основание - это норма конституционного права, предусматривающая ответственность. Фактическое основание -это, во-первых, правонарушение, характеризующееся набором признаков, образующих состав правонарушения, и, во-вторых, правоприменительный акт- применение к правонарушителю мер государственного принуждения. Основанием конституционно-правовой ответственности является конституционное правонарушение - виновное деяние, противоречащее требованиям конституционно-правовых норм и влекущее специальную конституционно-правовую ответственность. За нарушение норм конституционного права наступает не только конституционно-правовая, но и иная - уголовная и административная ответственность: за нарушение конституционных обязанностей ее несут граждане. Поэтому конституционно-правовая ответственность отличается от иных видов ответственности именно спецификой своих мер (форм). Конституционное право содержит несколько конкретных определений составов конституционных правонарушений. Например, приобретение гражданства России на основании заведомо ложных сведений и фальшивых документов может повлечь за собой ответственность в форме отмены решения о приеме в российское гражданство в отношении лица. Совершение Президентом РФ государственной измены или иного тяжкого преступления влечет при соблюдении процессуального порядка отрешение Президента РФ от должности. Деятельность общественного объединения в целях, запрещенных законом, или виновное нарушение им прав и свобод человека может повлечь его ликвидацию. Субъекты конституционно-правовой ответственности: 1) государство в целом как субъект, возмещающий вред, причиненный гражданам незаконными действиями органов государственной власти или их должностных лиц (ст. 53 Конституции РФ); это относится также к субъектам Российской Федерации; 2) государственные органы, органы местного самоуправления и должностные лица, в том числе выборные (Президент РФ, главы субъектов Федерации, депутаты законодательных органов, Генеральный прокурор. Уполномоченный по правам человека и др.); 3) общественные и религиозные объединения; 4) граждане. Меры конституционно-правовой ответственности различны в зависимости от субъектов ответственности, но все они вносят определенное изменение в конституционно-правовой статус субъекта ответственности За исключение государства, конституционно – правовой статус которого не может измениться под воздействием конституционно – правовой ответственности. Конституционное Право предусматривает несколько способов привлечения к констуционно - правовой ответственности : как общих для всех видов ответственности, так и специфических для конституционно-правовой ответственности: 1) судебный порядок. В этом порядке государством возмещается вред, причиненный его органами и должностными лицами, расформировываются избирательные комиссии, ликвидируются общественные и религиозные объединения, приостанавливается их деятельность; 2) принятие решения (постановления) компетентным государственным органом (не судебным). В таком порядке принимается решение об отмене решения о принятии...

I. Место ОФСБ в системе общей (национальной) безопасности РФ. I. Общая часть финансового права.  Так нормы конституционного права России (ст. ст. 77, 78, гл. 6 Конституции РФ), определяя систему органов исполнительной власти, их правовой

Тип: реферат
Категория: Государство и право
Скачать
Другие файлы:
Обзор основных источников конституционное право
Уголовное право и процесс в 1930-е годы
Ответственность за совершение правонарушений в сфере социального обеспечения
Акціонерні товариства
Формирование представлений о государственной символике России у детей седьмого года жизни
Государственная регистрация на основании судебных актов
Государственное управление агропромышленным комплексом РФ
История права Союза Советских Социалистических Республик
Государственная система стандартизации в России
Деятельность Отдельного батальона патрульно-постовой службы полиции г. Череповец
Исполнение, обеспечение и ответственность по гражданско-правовым обязательствам
Государственная измена и шпионаж
Муниципальная служба в РФ
Оспоримые и ничтожные сделки в гражданском праве
Крыніцы i асноўныя рысы старажытнага права Беларусі ў IX-XIII стст
Институт президентства в Российской Федераци
Анализ социальной защиты лиц, пострадавших в результате техногенных и радиационных катастроф

Источники и система конституционного права. 8 Глава 2. Место конституционного права России в правовой системе РФ. 17 2.1.


Конституционное право занимает ведущее место в системе права в силу характера и  Так, в США и Франции употребляется наименование "конституционное право", в Германии и России  4. Определите понятие конституционно-правовых отношений.

Главная Учебники - Право Конституционное право России (Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин) издание третье, переработанное и дополненное.  Так, определяя систему органов исполнительной власти, их правовой статус, компетенцию, нормы


К юридическим гарантиям обеспечения законности относятся

К правовым (специально-юридическим) гарантиям законности деятельности органов местного самоуправления относятся  К правовым гарантиям обеспечения законности относится и право граждан на обжалование неправомерных действий

2.2. Понятие и виды гарантий законности. 15. Глава 3 Обеспечение и укрепление законности в современной России. 22.  В юридической литературе выделяются общие и специальные гарантии. К первой группе относятся экономические

Подробнее...

Лишение прав за дтп с пострадавшими

Ответственность за ДТП с пострадавшими, находится в зависимости от того, какой тяжести причинён вред здоровью.  ст. 12.24 ч. 1 – штраф от 1 до 1,5 тыс. рублей или лишение прав на срок 1-1,5 года. причинение вреда здоровью средней тяжести ст

Если ущерб возмещается непосредственно лицу, пострадавшему в ДТП, то

Подробнее...

Сферы исполнения исполнительных документов

Арест в обеспечение исполнения требований исполнительного документа в полной мере регулируется положениями Закона об исполнительном производстве.

Об исполнении исполнительных документов о взыскании в пользу кредитных организаций.  После применения первоочередных мер принудительного исполнения требований исполнительных документов судебным

Подробнее...

Конституция является гарантом консолидации общества

.4 Консолидация общества и государства.  «Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина», также Президент устанавливает основные направления политики

Гарант межконфессионального и межнационального согласия – Конституция  Главным результатом конституционных новелл явилось то, что республика  Этот конституционный институт в целях консолидации общества наделен правом19 августа 2011

Подробнее...