Общая характеристика задатков способностей и их виды

Автор: Тарасова Людмила, 6.3. Задатки и способности - Общая психология: конспект лекций, Жанр: философия, Издание: 2009 г.  Говоря о способностях, имеют в виду возможности человека в той или иной области.

Способности пронизывают все уровни индивидуальности, взаимодействуя с другими качествами, поскольку имеют комплексную природу Они находятся в постоянной динамике Нельзя говорить о наличии способностей, по оки они не проявились, и нельзя считать их окончательно сформированными Они исторические и отвечают запросам культурной практики: абсолютный слух у ребенка не проявляется, пока перед ней не появится дл ния распознавать звуки по высоте Появление новых видов профессиональной деятельности также помогает выкристаллизоваться новым способностям - экономическим, к программированию тощтощо. Сущность и характеристики способностей
Общая характеристика способностей основывается на следующих положениях: способности отличают одного человека от другого, на отличие от дефектов, они обеспечивают успех в деятельности; способности нельзя своды ити к знаниям, умениям и навичо.
Способности - индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения определенной продуктивной деятельности, не сводятся к знаний умений і навыков, но обеспечивают легкость и скорость их усвоения и вступления
В современной психологии способностей сформировались предметные области: психогенетика способностей, психофизиология способностей, общая психология способностей, дифференциальная психология способностей и психодиагно остика способностей, способности и деятельность, развитие способностей, социальная психология способностей, "повседневная психология" способностей ("имплицитные теории"іцитні теорії").

Общая характеристика способностей. Виды способностей. Задатки и способности. Полезная статья? Пожалуйста, поставьте "+".

Изучение способностей происходит на основе следующих подходов:
1) теории наследственности их представители объясняют способности как биологически детерминированные явления, развитие и проявление которых зависит от унаследованного генофонда Этой позиции придерживался Гальтон, обосновав и унаследованность таланта по данным энциклопедических словарей и исследований генеалогии известных людейй;
2) теория приобретенных способностей Один из ее основателей, философ Клод Гельвеций (1715-1751), еще в XVIII в утверждал, что гениальность любого уровня можно воспитать дальнейшем считали, что способности состоят ся из врожденных программ и работоспособноститі;
3) подход, утверждал диалектику врожденного и приобретенного в способностях Развивался преимущественно в советской психологии Основной его постулат - врожденными могут быть лишь анатомо-физиологические особливос сти, а сами способности является результатом становления Способности формируются в деятельности и поэтому зависят от ее содержания, от общения с взрослыми, задают ребенку эталоны действий и достижений На этом основании П Гальперин предполагал, что способности являются результатом интериоризации Б Теплов утверждал, что можно воспитать музыкальные способности очень высокого уровня, но соглашался со своими оппонентами, что способности зага лом социальные, а задатки только наследуются, следовательно они являются индивидных характеристикамстиками.
Способности описывают с помощью соответствующих характеристик Они наделены качеством (определяют ту деятельность, которой они способствуют) и количеством (степенью вира-жености) По качеству чаще выделяют: общие способности - систему индивидуально-волевых качеств личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении зна аннямы и осуществлении различных видов деятельности, специальные (отдельные) - систему свойств личности, которые помогают достичь высоких результатов в специальной области деятельности (музыкальной, сценической "ма тематической) Исследователей особенно интересуют такие общие способности, как интеллект, креативность, научуванистваність.

Глава 4. Виды способностей и их характеристики. Кроме уровней, следует выделить уровни способностей по их направленности, или специализации.  Глава 5. Задатки и способности. 5.1.Понятие о задатках.

Количественные характеристики способностей проявляются в степени их выраженности, их измеряют с помощью специальных упражнений и тестов, используя определенным критериям Например, количественную характеристику с сформированности способности к чтению первоклассников проверяют по критерию скорости - количество слов в минуту; количественным показателем развития интеллектуальных способностей является показатель определяемый с а специальным тестом.
Способности классифицируют по различным критериям По виду психических функциональных систем их разделяют на сенсомоторные, перцептивные, атенцийни, мнемические, имажитивни, умственные, коммуникативные, за основным в видом деятельности - на научные (математические, лингвистические и др.), творческие (музыкальные, литературные, художественные), инженерные тощщо.
В структуре способностей важную роль играют опорные качества, без которых проявление способностей вообще невозможен (например, для изобразительной деятельности это чувствительность зрительного анализатора, сенсомоторной ни качества, образная память), и ведущие свойства, которые устанавливают верхний предел развития способностей (творческое воображение) Составной структуры способностей есть задатки, а также операции, с помощью которых способно сти реализуютсяя.
В особо благоприятные сензитивные периоды - периоды развития определенных психических функций (восприятия формы, звуковой составляющей языка и т.п.) - задатки могут раскрыться ярче Музыкальные, математические способностей сти обычно оказываются до 5 лет, когда активно развиваются слух и музыкальная память ребенка, а лингвистические или изобразительные - несколько позднеее.
Способности также могут проявляться на репродуктивном уровне когда человек демонстрирует лишь то, что ее научили, и продуктивном уровне - создание чего-то субъективно или объективно нового благодаря таланту, гениальности
Итак, способности имеют синтетический характер - природный и социальный, наделены сложной комплексной структурой, благодаря которой приобретают возможность компенсации Относительная неразвитость какой-то способности не е исключает успешности овладения деятельностью в целом и наоборот - наличие изолированной способности не гарантирует успешности Способности сосуществуют, взаимодействуют и способствуют появлению одаренностисті. Если Вы заметили ошибку в тексте выделите слово и нажмите Shift Enter
Предыдущая
СОДЕРЖАНИЕ
Следующая

Общая психология > Способности > Виды способностей.  Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются.


1. Общая характеристика способностей . рук и т.д.), и специальные, определяющие успехи человека в отдельных видах деятельности и общения, где необходимы особого рода задатки и их Экологический менеджмент КС "Краснодарская" .

Описание слайда: Общая характеристика способностей. Происхождение и развитие. Виды способностей. Выполнила: Вербенко Альмира ПЗВ-2.


Метод правового регулирования инвестиционной деятельности

Метод правового регулирования отношений в сфере социального обеспечения, его Метод представл-т собой сов-ть приемов и  гарантия свободного использования доходов от инвестиционной деятельности и перевода их в другие страны

Правовое положение инвестиционных фондов. Правовые основы несостоятельности (банкротства).  Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий.

Подробнее...

Письма министерства финансов рф от 06.10 2015

Приказ Минфина России от 17.11.2015 № 443 «О внесении изменений в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 6 февраля 2014 г 6 октября 2015

Письмо Минфина РФ от 06.10.2015 N 03-07-15/57115Все новости. НДС: момент определения налоговой базы по налогу. Письмо Минфина России от 6 октября 2015 года N 03-07-15/57115. Датой отгрузки (передачи) товаров для расчета НДС 6 октября 2015

Подробнее...

Естественное право в средневековье

2. естественное право выступает критерием права позитивного, поскольку не всякий закон содержит в себе право.  Наступившее после Средневековья Новое время было, без сомнения, временем естественного права.

2. Охарактеризовать общие черты права в странах Германии, Франции и других в эпоху средневековья  общих судов, рассматривал дела единолично по "справедливости", руководствуясь своей совестью, используя отчасти естественное и римское право.

Подробнее...

Проверим законность шлагбаумов

Редакция попросила проверить законность выдачи этого документа в областной прокуратуре.  Тогда они могли бы установить эти шлагбаумы по закону.

Мэр поручил главе районной администрации Александру Моргуну проверить законность установки шлагбаумов и убедиться в том

Подробнее...