Основные типы правопонимания легизм естественное право

2.2. Непозитивистское правопонимание. 22. 2.2.1. Естественно-правовой подход к пониманию права 23.  Макаров, Информационное право № 1, 2007. 3. Легизм как тип правопонимания/В.В.  Основные типы правопонимания.

Содержание
Введение 3
1. Основные теории правопонимания 5
2. Основные причины и закономерности появления права 8
2.1 Понятие юридических и легистских направлений правопонимания (философский взгляд на право) 12
2.2. Появление юридического позитивизма и общее понятие о
нормативном правопонимании 15
Заключение 18
Список используемой литературы 20
Введение
Кардинальное преобразование нашего общества, люди чаще всего связывают с правом, с правовым государством, с правосудием, правами человека. Но как возникло право? Как появилось это общественное явление, этот незаменимый в современном цивилизованном обществе социальный регулятор? Этот вопрос интересен многим и тем более тем, кто выбрал юриспруденцию своей профессией настоящей или будущей.
Одни видят в праве только этнический минимум, другие считают неотъемлемым элементом его принуждения, т.е. насилия.
Каждому народу присущ свой, особенный взгляд на право это проявляется себя в политической системе государства.
По моему мнению, из всех формальных ценностей право, как наиболее, совершенно развитая форма, играет самую важную роль. Право в гораздо большей степени дисциплинирует человека, чем логика и методология.
Но я хочу коснуться одной проблемы, чтобы глубже выразить актуальность необходимого изучения данной темы.
У нашего правительства, как и народа, правосознание всегда находилось на очень низком уровне. Убожество нашего правосознания, проявляло себя в самые ответственные моменты русской истории. Наша власть, упускала из виду правовую природу конституционного государства. Если же мы сосредоточим свое внимание на правовой организации конституционного государства, то для уяснения его природы мы должны обратиться к понятию права в чистом виде, т.е. с его подлинным содержанием, не зависящих от экономических и социальных отношений.
Поэтому, я считаю, для того чтобы строить благополучное демократическое государство, нужно уяснить для себя природную сущность права.
Цель исследования данной работы:
во-первых проанализировать наиболее распространенные трактовки понимания права и нахождения их достоинств и недостатков;
во-вторых нахождение основных сущностных характеристик права;
в третьих рассмотреть право не только в «чистом» виде, а проследить его роль и взаимодействия с различными социальными явлениями.
1. Основные теории правопонимания
Проф. О.Э. Лейст подчеркивает наличие трех основных концепций права: нормативной, социологической и нравственной (естественно-правовой).

Основные типы современного правопонимания - раздел Политика, ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА Естественно-Правовой  Легистский тип (С.С. Алексеев, Р.А. Ромашов): право – властное предписание официальной государственной власти.

С точки зрения нормативной концепции право есть содержащаяся в текстах законов и подзаконных актов система норм, установленных и охраняемых от нарушений государственной властью.
Социологическая концепция права, по мнению Лейста, основана на понимании права как «порядка общественных отношений в действиях и поведении людей». То есть в социологической концепции акцент переносится с содержания юридических правил на практику их действия, их практическую реализацию.
1
С позиций нравственной школы право рассматривается как форма общественного сознания. Слова закона остаются на бумаге, если они не вошли в сознание и не усвоены им. Закон не может воздействовать на общество иначе как через сознание (массовое правосознание, официальное правосознание). Поэтому право (в соответствии с данной концепцией) - не тексты закона, а содержащаяся в общественном сознании система понятий об общеобязательных нормах, правах, обязанностях, запретах, условиях их возникновения и реализации, порядке и формах защиты.
Надо заметить, что каждое из правопонимании имеет свои основания, выражая ту или иную реальную сторону права, и поэтому они имеют право на одновременное существование. Так, нравственное видение права важно и для правового воспитания, и для развития действующего права. Без нормативного понимания права практически недостижимы определенность и стабильность правовых отношении, законность в деятельности государственных органов и должностных лиц. Наконец, лишь через социологическое понимание право обретает конкретность и практическое осуществление, без него оно остается декларацией, системой текстов или моральных пожеланий. При этом каждое из правопониманий выступает как необходимый противовес другому. Проф. О.Э. Лейст замечает, что «быть может, польза и социальное назначение каждой из концепций в том и состоит, чтобы через критику уязвимых сторон других концепций высветить негативные свойства и опасные тенденции самого права».
Профессор B.C. Нерсесянц кладет в основу типологии правопонимания момент различения или отождествления права и закона и на этой основе проводит принципиальное различие между двумя противоположными типами правопонимания: юридическим (от «ius» – право) и легистским (от «lex» – закон). При этом он подчеркивает, что для легистского подхода вопроса «что такое право?» практически не существует: право для него – это уже официально данное, действующее, позитивное право. У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право. То есть легистским Нерсесянц называет такой подход к пониманию права, при котором отождествляются право и писаный закон.

^ ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПРАВОПОНИМАНИЯ 1. Типология правопонимания  Право, согласно легизму, - это произвольный продукт государства, его приказ  Например, естественное право нередко обозначается как право по природе, как неизменное

Юридический тип правопонимания охватывает различные прежние и современные философско-правовые концепции понятия права, основанные на различении права и закона. При этом естественно-правовая концепция - лишь частный случай (исторически наиболее распространенный, но не единственный) юридического типа правопонимания, подобно тому, с его точки зрения, как различение естественного права и позитивного права – тоже лишь одна из многих возможных версий различения права и закона.
Итак, анализ изложенных подходов к пониманию права позволяет сделать вывод, что в основном существует три таких подхода и каждый из них имеет право на существование, обладая собственным основанием. К таким основаниям относятся следующие положения:
1. закон (официальные формы выражения права) может быть неправовым, ибо объективно существует определяющая его содержание социальная основа – «естественное право», от принципов которого закон может отклоняться. То, что называют «естественным правом», правом в собственном смысле не является, но позволяет определить, правовую или неправовую природу имеет тот или иной закон;
2. права не может быть вне определенных форм его внешнего выражения – «закона» (официальных форм выражения права), поэтому правом может считаться только единство правового содержания (правил, соответствующих природе права) и форм его объективирования, внешнего выражения и закрепления. Другими словами, право есть правовой закон;
3. между писаным правом (законом) и его практическим воплощением в вариантах фактического поведения лежит целый пласт опосредующих звеньев в виде различных правовых и неправовых (в частности, психологических) механизмов, что и дает социологической юриспруденции основание различать «право в книгах» и «право в жизни».
2
2. Основные причины и закономерности появления права
Выделиться из мира животных и выжить в экстремальных условиях человек смог благодаря своей социальной природе. Под социальной личностью следует понимать индивида, усвоившего характерные для данного общества нормы и навыки поведения и нашедшего в соответствии с ними свое место в существующей системе общественных связей. Основной нормой поведения человека в тех условиях был обычай.
Обычаи регулировали отношения в первобытном обществе и передавались из поколения в поколение, закрепляя наиболее рациональные варианты поведения людей в социально значимых ситуациях. Они в равной степени выражали интересы всех членов сообщества, и в связи с коллективистским характером деятельности рода были приурочены не к отдельным лицам, а к определенным социальным группам. Личные интересы членов сообщества не принимались во внимание.
Зарождение обычаев вызывалось их практической необходимостью. Люди видели, что в известных жизненных ситуациях нужно следовать соответствующим вариантам поведения. В противном случае либо желаемый результат не будет достигнут, либо поступок вызовет негативные последствия для всего сообщества.
Обычаями регламентировались все сферы деятельности первобытного человека и действовали в комплексе с возникшими позднее нормами морали как представлениями о добре и зле, честном и бесчестном, а также религиозными догмами.
Обычаи зачастую облекались в форму религиозных обрядов и поддерживались не только силой общественного мнения, авторитетом старейшины, сложившейся привычкой, жизненной необходимостью, но и угрозой наказания свыше. Например, ритуалы подготовки, производства и окончания полевых работ.
Религиозные запреты, всевозможные табу были более эффективными средствами обеспечения желаемого поведения, нежели физическое наказание или общественное принуждение (угрожавшее иногда разрушить необходимое единство рода). С их помощью запрещалось кровосмешение, охранялись охотничьи угодья от необоснованного истребления и решались другие жизненно важные вопросы человеческого общежития.
Важное значение для социальной ориентации человека имели многочисленные мифы и сказания, обосновывающие образцы должного и запретного поведения.
3
Однако обычаи, нормы морали, а также религиозные заповеди не содержали четких дозволений, обязывания, ограничений и запретов, к тому же они выражали и защищали прежде всего коллективный интерес. Личность вне общества – ничто. В то же время переход к «производящей» экономике настолько повысил эффективность индивидуального труда, что преобразовалась вся система социальных отношений, изменилось само положение человека в обществе.
Осознанное восприятие своих потребностей и способность личным трудом удовлетворить их сделало индивида свободным. Однако эта свобода – свобода Робинзона, была довольно относительной. Жить в обществе и не зависеть от общества нельзя.
Специализируясь на выпуске конкретной продукции, человек мог удовлетворить свои возрастающие потребности, лишь обменивая ее на продукты труда и услуги других членов общества. Как это ни парадоксально, но для наиболее полного удовлетворения своих личных интересов человек вынужден идти на огранич

Сущность права. § 1. Типы правопонимания.  «Легистское правопонимание, отождествляя право и закон, отрывает закон как явление от его правовой сущности».10 Легисты  Основной тезис теории естественного права (Г. Гроций, Т. Гоббс, Дж.


Основные типы правопонимания. Дата добавления: 13 Января 2011 в 11:43 Автор  Естественное право, таким образом, - это не только естественно данное, но  более развитую, чем юснатурализм или легизм, концепцию правопонимания и трактовки

По большому счету можно выделить два типа правопонимания, основываясь на критерии соотношения права и закона: 1.) юридический (от jus — право) 2.) легистский тип правопонимания (от lex — закон).


Договор на депозитарное хранение видеоматериала

1.6. Подписанием настоящего Договора Депонент подтверждает, что он уведомлен о совмещении Депозитарием депозитарной деятельности со следующими видами профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг: Брокерская деятельность

Депозитарное хранение документов - хранение в архиве, музее, библиотеке архивных документов Архивного фонда РФ на условиях, определяемых договором между собственником документов и соответствующим архивом, музеем, библиотекой

Подробнее...

Бланк договора проката одежды

Действующее законодательство предусматривает следующие существенные условия договора аренды нежилого помещения (т.е. условия, без согласования которых договор считается незаключенным)

Договор проката.  Образец договора внутрипроизводственной аренды. Договор аренды приборов, оборудования и других технических средств.

Подробнее...

Отказ от заключения договора купли продажи недвижимости

- изучить порядок заключения договора купли-продажи недвижимости  Для расторжения договора купли-продажи нежилого помещения недостаточно факта отказа продавца или покупателя от договора, так как сам по себе такой факт не

Об обязании ответчика заключить договор купли-продажи имущества. Понуждение к заключению договора купли-продажи недвижимого имущества.  Как вернуть аванс за квартиру в случае отказа от сделки. Как спасти мансарду от сноса.

Подробнее...

Основополагающие методы правового регулирования

Основные виды и средства правового регулирования. Регулирование может быть как внешним по отношению к человеку (кто-то каким-либо  По степени категоричности правовых предписаний выделяются два метода правового регулирования.

Имея свои методы и способы правового регулирования, отличающиеся от других отраслей права, финансовое право занимает в системе российского права также самостоятельное место.

Подробнее...