Особенности организации прокурорского надзора за законностью орд

Вместе с тем прокурорский надзор за законностью ОРД имеет свою специфику  Специфика надзора в рассматриваемой сфере обусловлена особенностями  прокурора РФ от 15.02.2011 № 33 "Об организации прокурорского надзора за

Конституция – Конституция Российской Федерации, принята всенародным голосованием 12.12.1993
АПК – Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ
ГК – Гражданский кодекс Российской Федерации: часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ; часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ; часть третья от 26.11.2001 № 146-ФЗ; часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ
ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ
КоАП – Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ
СК – Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 № 223-ФЗ
ТК – Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ
УИК – Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ
УК – Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ
УПК – Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ
Закон о прокуратуре – Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации»
Закон об ОРД – Федеральный закон от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности»
ОРД – оперативно-розыскная деятельность
РСФСР – Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика
СССР – Союз Советских Социалистических Республик
СНГ – Содружество Независимых Государств
РФ – Российская Федерация
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор в Российской Федерации» изучается на всех юридических факультетах вузов РФ. Освоение этого курса происходит, как правило, на завершающем этапе обучения студентов, что вполне обоснованно.
Во-первых, деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением Конституции и исполнением законов касается практически всех сфер общественных отношений, которые урегулированы нормами права.
Очевидно, что для полного и всестороннего изучения организации работы органов прокуратуры студентам необходимо обладать достаточными знаниями как о системе нормативно-правовых актов, регламентирующих общественные отношения, так и непосредственно о законности самой деятельности органов государственной власти, коммерческих и некоммерческих организаций.
Например, рассматривая функцию прокуратуры по осуществлению надзора за соблюдением законности органами, осуществляющими ОРД, необходимо знать систему нормативно-правовых актов, регламентирующих этот вид правоохранительной деятельности. Изучая надзор прокуратуры за законностью деятельности органов предварительного следствия и дознания, студент должен хорошо разбираться в уголовном и уголовно-процессуальном законодательстве. Рассматривая участие прокурора в арбитражном и гражданском судопроизводстве, необходимы знания арбитражно-процессуального и гражданско-процессуального прав.

Вопрос 2. Сущность прокурорского надзора за ОРД.  Законность решений, принимаемых органами ОРД.  П. Предмет прокурорского надзора не входит в вопросы организации и тактики …

Во-вторых, как правило, на завершающем этапе обучения будущие правоведы уже имеют представление о том, чем они будут заниматься в дальнейшем. Кто-то из них станет представлять интересы граждан и юридических лиц в «судебных баталиях», где прокурор может занимать сторону, противоположную интересам подзащитного. В этом случае знания полномочий прокурора, тактики и методики организации его работы, а также умение вести с ним аргументированный спор в условиях состязательного судопроизводства являются одной из гарантий победы адвоката.
Для тех, кто поступит на службу в правоохранительные органы, прокурор будет являться должностным лицом, координирующим и направляющим деятельность по борьбе с преступностью и иными правонарушениями. Например, осуществляя уголовное преследование, прокурор является руководителем досудебного производства по уголовному делу. Его указания и распоряжения обязательны для исполнения как органами предварительного следствия и дознания, так и лицами, уполномоченными осуществлять ОРД. Знание положений соответствующих законов и ведомственных нормативно-правовых актов позволит избежать неприятных конфликтов с сотрудниками прокуратуры при исполнении ими своих обязанностей. Прочные знания об организации и деятельности органов прокуратуры имеют важное значение для успешной карьеры будущего юриста.
Следует различать прокурорский надзор как отрасль юридической науки и как учебную дисциплину.
Учебная дисциплина «Прокурорский надзор» базируется на основах юридической науки, связанных с изучением организации и деятельности прокуратуры. Предметом данного курса являются:
– теоретические положения о месте и роли прокуратуры в системе реализации государством своих функций; цели и задачи деятельности органов прокуратуры, а также принципы ее организации и функционирования; историческое развитие учреждений прокуратуры в России;
– правовое регулирование организации и деятельности органов прокуратуры; правовой статус прокурора и его полномочия по выявлению и устранению нарушений законности, а также правовые средства и методы прокурорского реагирования для принятия соответствующих мер;
– тактика и методика организации работы органов прокуратуры по надзору за соблюдением Конституции и исполнением законов в различных отраслях.
Прокурорский надзор как отрасль юридической науки представляет собой систему теоретических основ, изучающих:

Задание Тема: «Надзор прокурора за исполнением законов органами ОРД  прокуратуры РФ от 5 июля 2002 г. N 39 «Об организации прокурорского надзора за законностью уголовного  • Особенности прокурорского надзора за исполнением

– закономерности развития общественных отношений, складывающихся в сфере прокурорского надзора за соблюдением законности;
– средства и формы прокурорского реагирования на выявленные нарушения положений Конституции и федерального законодательства;
– содержание правовых институтов, связанных с деятельностью органов прокуратуры;
– практику применения законодательства о деятельности прокуратуры.
Развитие правового демократического российского государства в современных условиях невозможно без укрепления режима законности, установления диктатуры закона. Государственная власть обязана признавать, соблюдать и охранять законные интересы, права и свободы граждан, обеспечивать целостность правового пространства, защищать его от различных сепаратистских посягательств, ведущих к разрушению единства России и создающих угрозу ее суверенитету.
Признание за Конституцией высшей юридической силы и ее прямое действие на всей территории страны гарантирует общность правового пространства РФ. Законы и правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции. В свою очередь органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны точно соблюдать Конституцию и исполнять требования законов. В России традиционно функция надзора за исполнением законов была возложена на прокуратуру.
В соответствии со ст. 10 Конституции государственная власть осуществляется на основании разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную. Однако прокуратура не относится ни к одной из ветвей государственной власти.
Во-первых, прокуратуре не принадлежат полномочия судебной власти, так как, с одной стороны, она не является элементом судебной системы РФ, а с другой – не отправляет правосудия. Право на осуществление этого вида государственной деятельности, согласно ч. 1 ст. 118 Конституции, принадлежит исключительно судам.
Во-вторъх, прокуратура не может быть отнесена и к государственным органам исполнительной власти, так как: 1) она не входит в структуру Правительства РФ; 2) Председатель Правительства РФ не назначает на должность Генерального прокурора РФ и не освобождает его от этой должности; 3) прокуратура не включена в систему управленческой структуры исполнительной власти.
В-третьих, прокуратура не принадлежит и к системе органов законодательной власти, так как в соответствии с положениями Конституции она не наделена законотворческими функциями и не подотчетна ни Государственной Думе РФ, ни Совету Федерации РФ.
В-четвертых, прокуратура не может быть включена и в систему Администрации Президента РФ. Хотя существуют и другие мнения. Так, некоторые ученые полагают, что в соответствии с Конституцией Президенту РФ отведена роль арбитра, обеспечивающего необходимое единство государственной власти в условиях ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов от имени Российской Федерации, т. е. от имени Президента РФ, реализуя на правовой основе полномочия главы государства. Прокуратура призвана быть орудием президентской власти для поддержания правопорядка в обществе.
С одной стороны, с подобными утверждениями можно и согласиться. Согласно Конституции Президент РФ осуществляет подбор кандидатуры на должность Генерального прокурора РФ, вносит в Совет Федерации РФ представление о назначении его на должность и отстранении от должности. Президент РФ вправе временно отстранить Генерального прокурора РФ от исполнения обязанностей.
С другой стороны, утверждение о том, что прокуратура относится к системе президентской власти, вызывает определенные возражения.
Во-первых, если рассматривать правовое положение Президента РФ как главы государства в целом, то можно прийти к выводу, что любой государственный орган (а не только прокуратура) служит механизмом реализации президентских полномочий, так как и суд, и иные правоохранительные органы, и законодательные органы подотчетны Администрации Президента РФ.
Во-вторых, несмотря на то что кандидатуру Генерального прокурора РФ предлагает Президент РФ, по Конституции назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ относится к ведению Совета Федерации РФ.
Сказанное позволяет нам с необходимостью сделать следующий вывод: прокуратура не принадлежит ни к одной из ветвей государственной власти. Деятельность органов прокуратуры – это самостоятельное направление реализации государством своих функций по обеспечению единства правового пространства России, соблюдению режима законности всеми субъектами права, а также охране прав, свобод и законных интересов как отдельной личности, так и общества в целом. В полной мере реализовать свои полномочия и достигнуть поставленной цели органы прокуратуры могут, только будучи структурой, организация и деятельность которой не зависят ни от органов государственной власти, ни от различных общественных объединений и политических партий.
Законодатель, называя т

Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 15 февраля 2011 г. № 33 "Об организации прокурорского надзора за исполнением  Информация о состоянии законности при осуществлении ОРД представляется в подразделения Генеральной прокуратуры.15 февраля 2011


На опротестование постановлений органов, осуществляющих ОРД, нацеливаетГенпрокурора РФ от 15.02.2011 N 33 "Об организации прокурорского  Основные задачи надзора за законностью правовых актов: оценка их законности

Особенность прокурорского надзора за исполнением зако-нов в  Что касается прокурорского надзора за законностью пра-вовых актов, то здесь необходимо  В ч. 8 ст. 5 Закона об ОРД органам (должностным ли-цам), осуществляющим


Источник трудового права это трудовое соглашение

Источники трудового права — это правовые акты, содержащие нормы трудового права, регулирующие права и  Если такие условия включены в коллективный договор, соглашение или трудовой договор, то они не подлежат применению.

рассмотреть нормативные соглашения как источники трудового права; охарактеризовать локальные акты организации как источник трудового права.

Подробнее...

Договор хранения с правом выкупа

1.1. На условиях настоящего договора Арендодатель сдает, а Арендатор принимает в аренду с последующим выкупом следующее автотранспортное средство (далее - "Автомобиль")  Договора хранения.

1. Предмет договора 1.1. В соответствии с Договором Арендодатель сдает, а Арендатор берет в срочное возмездное пользование с правом дальнейшего выкупа автомобиль марки

Подробнее...

Институт признания государств в международном праве

Дисциплина: Международное право Тема: Проблемы международного признания государств и правительств.  Глава I. формирование и становление института признания в Международном праве.

Международно-правовой механизм реализации института признания государства в международном праве.

Подробнее...

21 поправка к конституции сша

Конституция США 1787 г. и Билль о правах 1791 г. как источник познания политической и социально-экономической истории этого государства. Разработка проекта Конституции и его обсуждение. Характерные черты Конституции США и поправки к

Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована

Подробнее...