Отличие задатков от способностей

Зависимость развития способностей от задатков, их своеобразное сочетание у одних и тех же людей изучает психология  ПРИРОДА ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ Существенное отличие человека как вида от животных состоит в его способности

Архитектура |
Астрономия |
Биология |
Бухгалтерия |
Военное дело |
Генетика |
География |
Геология |
Журналистики и СМИ |
Иностранные языки |
Информатика |
Искусство |
История |
Кулинария |
Культура |
Лексикология |
Литература |
Логика |
Маркетинг |
Медицина |
Менеджемент |
Механика |
Музыка |
Охрана безопастности жизни и труда |
Педагогика |
Политология |
Правао |
Программирование |
Производство |
Психология |
Радио и связь |
Религия |
Социология |
Спорт |
Стоительство |
Технологии |
Торговля |
Туризм |
Физики |
Физиология |
Философия |
Финансы |
Химия |
Черчение |
Экология |
Экономика |
Электроника |
Юриспруденция |
Общее
Чтобы скачать работу - укажите категорию и предмет данной работы!
Категория:
Предмет:
21.Теория способностей Теплова Способности это индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Самыми главными в определении способностей представляются три момента: во-первых, указание на то, что способности отличают одного человека от другого, во-вторых, что, в отличие от дефектов, они обеспечивают успех, в-третьих, факт несводимости способностей к знаниям, умениям, навыкам. Значительный вклад в разработку общей теории способностей внес наш отечественный ученый Б. М. Теплов. В понятии "способности", по его мысли, заключены три идеи. "Во-первых, под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека".
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем теряется. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем у себя и развиваем дальше соответствующие способности.Таким образом, отвергнув понимание способностей как врожденных особенностей человека, мы, однако, нисколько не отвергаем тем самым того факта, что в основе развития способностей в большинстве случаев лежат некоторые врожденные особенности, задатки.

2. Способности и задатки. 3. Природа человеческих способностей. 4. Формирование и развитие способностей.  Основные отличия задатков от способностей в следующем.

Понятие "врожденный", выражаемое иногда и другими словами-"прирожденный", "природный", "данный от природы" и т. п.,-очень часто в практическом анализе связывается со способностями. Важно лишь твердо установить, что во всех случаях мы разумеем врожденность не самих способностей, а лежащих в основе их развития задатков. Да едва ли кто-нибудь и в практическом словоупотреблении разумеет что-нибудь иное, говоря о врожденности той или другой способности. Едва ли кому-нибудь приходит в голову думать о "гармоническом чувстве" или "чутье к музыкальной форме", существующих уже в момент рождения. Вероятно, всякий разумный человек представляет себе дело так, что с момента рождения существуют только задатки, предрасположения или еще что-нибудь в этом роде, на основе которых развивается чувство гармонии или чутье музыкальной формы.
Очень важно также отметить, что, говоря о врожденных задатках, мы тем самым не говорим еще о наследственных задатках. Чрезвычайно широко распространена ошибка, заключающаяся в отождествлении этих двух понятий. Предполагается, что сказать слово "врожденный" все равно, что сказать "наследственный". Это, конечно, неправильно. Ведь рождению предшествует период утробного развития... Слова "наследственность" и "наследственный" в психологической литературе нередко применяются не только в тех случаях, когда имеются действительные основания предполагать, что данный признак получен наследственным путем от предков, но и тогда, когда хотят показать, что этот признак не есть прямой результат воспитания или обучения, или когда предполагают, что этот признак сводится к некоторым биологическим или физиологическим особенностям организма. Слово "наследственный" становится, таким образом, синонимом не только слову "врожденный", но и таким словам, как "биологический", "физиологический" и т. д.
Далее, необходимо подчеркнуть, что способность по самому своему существу есть понятие динамическое. Способность существует только в движении, только в развитии. В психологическом плане нельзя говорить о способности, как она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Приняв, что способность существует только в развитии, мы не должны упускать из виду, что развитие это осуществляется не иначе, как в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. А отсюда следует, что способность не может возникнуть вне соответствующей конкретной деятельности. Только в ходе психологического анализа мы различаем их друг от друга. Нельзя понимать дело так, что способность существует до того, как началась соответствующая деятельность, и только используется в этой последней. Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как он впервые стал перед задачей узнавать высоту звука. До этого существовал только задаток как анатомо-физиологический факт. Не в том дело, что способности проявляются в деятельности, а в том, что они создаются в этой деятельности. Развитие способностей, как и вообще всякое развитие, не протекает прямолинейно: его движущей силой является борьба противоречий, поэтому на отдельных этапах развития вполне возможны противоречия между способностями и склонностями. Но из признания возможности таких противоречий вовсе не вытекает признание того, что склонности могут возникать и развиваться независимо от способностей или, наоборот, способности-независимо от склонностей.

Другое дело – способности, в том числе способности, названные мной природными. Это не сами задатки, а то, что формируется на их основе.  Иначе говоря, в отличие от предшествующего периода – периода становления человека, действие

Одной из важнейших особенностей психики человека является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека...Именно вследствие широкой возможности компенсации обречены на неудачу всякие попытки свести, например, музыкальный талант, музыкальное дарование, музыкальность и тому подобное к какой-либо одной способности.Для иллюстрации этой мысли приведу один очень элементарный пример. Своеобразной музыкальной способностью является так называемый абсолютный слух, выражающийся в том, что лицо, обладающее этой способностью, может узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Имеются веские основания к тому, чтобы видеть в абсолютном слухе типичный пример "врожденной способности", т. е. способности, в основе которой лежат врожденные задатки. Однако можно и у лиц, не обладающих абсолютным слухом, выработать умение узнавать высоту отдельных звуков. Это не значит, что у этих лиц будет создан абсолютный слух, но это значит, что при отсутствии абсолютного слуха можно, опираясь на другие способности - относительный слух, тембровый слух и т. д., выработать такое умение, которое в других случаях осуществляется на основе абсолютного слуха. Каждая способность изменяется, приобретает качественно иной характер в зависимости от наличия и степени развития других способностей."Одаренность" - качественно своеобразное сочетание способностей, от которых зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении той или другой деятельности.Своеобразие понятий "одаренность" и "способности" заключается в том, что свойства человека рассматриваются в них с точки зрения тех требований, которые ему предъявляет та или другая практическая деятельность. Поэтому нельзя говорить об одаренности вообще. Можно только говорить об одаренности к чему-нибудь, к какой-нибудь деятельности.
Понятие "одаренность" лишается смысла, если его рассматривать как биологическую категорию. Понимание одаренности существенно зависит от того, какая ценность придается тем или другим видам деятельности и что разумеется под "успешным" выполнением каждой конкретной деятельности. Существенное изменение претерпевает и содержание понятия того или другого специального вида одаренности в зависимости от того, каков в данную эпоху и в данной общественной формации критерий "успешного" выполнения соответствующей деятельности. Понятие "музыкальная одаренность" имеет, конечно, для нас существенно иное содержание, чем то, которое оно могло иметь у народов, не знавших иной музыки, кроме одноголосой.
От одаренности зависит не успех в выполнении деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Для успешного выполнения всякой деятельности требуется не только одаренность, т. е. наличие соответствующего сочетания способностей, но и обладание необходимыми навыками и умениями.
В связи с этим надо решительно протестовать против отождествления одаренности с "высотой психического развития", отождествления. Одаренность не является единственным фактором, определяющим выбор деятельности (а в классовом обществе она у огромного большинства и вовсе не влияет на этот выбор), как не является она и единственным фактором, определяющим успешность выполнения деятельности.
Другие интересные документы: Способности индивидуальнопсихологические особенности личности необходимые для освоения определенной д, Способности определяются как индивидуальнопсихологические особенности человека которые в, Способность способности это индивидуальнопсихологические особенности отличающие одного человека от , Способности индивидуальнопсихологические особенности человека которые выражают его готовность к овладе, Для самостоятельного изучения индивидуальнопсихологические о

Задатки. Большой вклад в разработку теории способностей внес Б. М. Теп-лов.  Зависимость развития способностей от задатков изучается психологией индивидуальных различий.


Далее мы рассмотрим отличие способностей от задатков (глава 1) и взаимосвязь способностей и умений (глава 2).

Способности и задатки.  Имеются определенные отличия способностей человека от знаний, умений и навыков. Эти отличия проявляются в следующем.


Гражданский кодекс ст 304 защита прав собственника

Гражданский кодекс РФ - Кодексы РФ.  Защита прав собственника от нарушений, не связанных с лишением владения.

Гражданский кодекс РФ Часть 1.  Статья 305. Защита прав владельца, не являющегося собственником. Права, предусмотренные статьями 301 - 304 настоящего Кодекса, принадлежат также лицу, хотя и не являющемуся

Подробнее...

Ставропольский институт экономики и права

Деятельность по противодействию коррупции в Белгородском университете кооперации, экономики и права.  Филиалы. Ставропольский институт кооперации (филиал БУКЭП).

Компания НОУ "КИСЛОВОДСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА" зарегистрирована 22 июня 1994 года. Регистрирующая организация – Инспекция МНС России по г. Кисловодску Ставропольского края.

Подробнее...

Законотворческий и законодательный процесс разница

1.3. Законотворческий процесс / Законотворческий процесс в РФ. Правотворческий и законотворческий процессы, как мы убедились  Сам процесс подготовки проекта законодательного акта складывается из ряда стадий, среди которых можно выделить

Законодательный процесс в РФ: общая характеристика.  Существует особая стадия законотворческого процесса – преодоление разногласий между Советом Федерации и Государственной Думой РФ.

Подробнее...

Проблемы законности в деятельности правоохранительных органов

Большое внимание вопросам обеспечения законности в государственном управлении уделялось в административно-правовой науке1, не обойдены вниманием и проблемы соблюдения прав и свобод граждан в деятельности правоохранительных органов2.

В последние десятилетия по проблемам законности в деятельности орп внутренних дел (милиции)  предупреждения нарушений законности в деятельности милиции — важного правоохранительного органа современного Российского государства.

Подробнее...