9. положение о порядке рассмотрения трудовых споров 1957 г

УТВЕРЖДЕНО Указом Президиума Верховного Совета СССР от года. Положение о порядке рассмотрения трудовых споров. (с изменениями на 12 августа 1983 года).

11 Сен 2012 14:40
Различие интересов сторон рыночных трудовых отношений в определенной степени "гарантирует" и противоречия между ними. Работодатель, который чаще всего является собственником, заинтересованным в прибыли, стремится к минимизации расходов на производство и содержание рабочей силы, а работники по возможности стараются "отвоевать" себе приемлемые условия труда и жизненно важные социальные гарантии. Следует отметить, что характерная для рыночной экономики минимизация государственных обязательств в области труда и, как следствие, расширение "переговорного поля" для сторон трудовых правоотношений привели к расширению зоны конфликтности. Ведь в период социализма все гарантировалось и регламентировалось законом, жестко контролировалось государством и трудовым коллективам требовать было нечего, а следовательно, и спорить было не о чем. Поэтому в советское время отсутствовало правовое регулирование коллективных трудовых споров - даже самого понятия не было. В последние десятилетия коллективные трудовые споры и забастовки перестали быть для нас "экзотикой капиталистического Запада", а стали вполне привычным социальным явлением, в особенности на крупных промышленных предприятиях, где большинство работников объединены в профсоюз, возглавляемый сильными лидерами. Именно от них поступали сигналы о недостатках и противоречиях в постсоциалистическом российском законодательстве, которые препятствовали эффективному и цивилизованному разрешению коллективных трудовых конфликтов. Анализируя и обобщая практику рассмотрения такого рода споров, профсоюзные структуры и их правовые службы, депутаты федерального и регионального уровней все чаще стали поднимать вопрос о необходимости восполнения пробелов и внесения корректировок в наше законодательство. Международная организация труда (МОТ) также не осталась равнодушной к российской правовой ситуации, не позволяющей работникам в должной мере урегулировать разногласия с работодателем в легитимных рамках, что нередко приводило к таким "диким" формам протеста, как голодовки, перекрытие дорог, захват администрации предприятий и т.п. Чтобы предоставить сторонам трудового процесса равные возможности для отстаивания интересов и в конечном итоге поддержать социальный мир, было принято решение о коррекции действующего российского законодательства о труде. В результате 22 ноября 2011 г. был принят Федеральный закон N 334-ФЗ "О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части совершенствования порядка рассмотрения и разрешения коллективных трудовых споров" (далее - Закон).

С принятием Указа Президиума Верховного Совета СССР от 31 января 1957 г., которым было утверждено Положение о порядке рассмотрения трудовых споров [82, с. 508], термин "трудовые конфликты" был изменен на "трудовые споры".

Справка. В ст. 398 ТК РФ коллективный трудовой спор определяется как "неурегулированные разногласия между работниками (их представителями) и работодателями (их представителями) по поводу установления и изменения условий труда (включая заработную плату), заключения, изменения и выполнения коллективных договоров, соглашений, а также в связи с отказом работодателя учесть мнение выборного представительного органа работников при принятии локальных нормативных актов".
Практика показала, что на пути урегулирования коллективных трудовых конфликтов существуют ощутимые препятствия. Перечислим лишь некоторые из них. Процедуры выдвижения коллективных требований слишком обременительны. Сроки проведения примирительных процедур затягиваются. Отсутствуют альтернативные варианты принятия решений в случае, если стороны не достигают согласия по ряду процедурных вопросов. С учетом этих проблем и разрабатывался проект закона. В частности, он предполагает:
- установление более благоприятных для работников (их представителей) правил по срокам совершения сторонами коллективного трудового спора предусмотренных законом действий, а также срокам рассмотрения спора органами по рассмотрению коллективных трудовых споров. Основным критерием установления указанных сроков является уровень социального партнерства, на котором происходит коллективный трудовой спор (локальный или иной);
- дополнение порядка выдвижения требований в коллективном трудовом споре возможностью принятия работниками решения путем сбора подписей при невозможности проведения собрания;
- подробное поэтапное описание действий сторон коллективного трудового спора.
Справка. Социальное партнерство в сфере труда - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ст. 23 ТК РФ). Согласно ст. 26 ТК РФ социальное партнерство в сфере труда может осуществляться на различных уровнях:
- федеральном (по всей Российской Федерации);
- межрегиональном (в двух и более субъектах РФ);
- региональном (в субъекте РФ);
- отраслевом (в отрасли или нескольких отраслях);
- территориальном (в муниципальном образовании);
- локальном (в организации, т.е. между работниками и работодателем).

4. понятие коллективных трудовых споров и порядок их рассмотрения. 26. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.  коллективных трудовых споров, основные положения изложены в Федеральном законе от 23 ноября 1995 г. «О порядке

Рассмотрим новации ТК РФ, касающиеся порядка разрешения коллективных трудовых споров. Выдвижение требований работников
Согласно ст. 399 ТК РФ требования, выдвинутые работниками или представительным органом работников организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения), индивидуального предпринимателя, утверждаются на соответствующем собрании (конференции) работников, излагаются в письменной форме и направляются работодателю. Теперь такие требования может изложить и направить работодателю только представительный орган работников, уполномоченный ими на разрешение коллективного трудового спора (т.е. необходим документ, в котором было бы зафиксировано предоставление такого полномочия, - это может быть, например, протокол общего собрания или конференции работников).
Это надо знать. Представители работников, которые могут выдвигать требования работодателю, определяются в соответствии со ст. ст. 29, 30 и 31 ТК РФ, а также ч. 5 ст. 40 ТК РФ.
Напоминаем, что при выдвижении требований работников важно соблюдение кворума: собрание работников считается правомочным, если на нем присутствуют более половины работающих в организации, а конференция - если на ней присутствуют не менее 2/3 от числа избранных делегатов. В эту часть ст. 399 ТК РФ Законом внесены правила принятия решения работниками: решение об утверждении выдвинутых требований принимается большинством голосов работников (делегатов), присутствующих на собрании (конференции). При невозможности проведения собрания (созыва конференции) работников их представительный орган имеет право утвердить свое решение, собрав подписи более половины работников в поддержку выдвинутых требований. Эта новелла имеет важное практическое значение для таких производств, где работа ведется в многосменном режиме, вахтовым способом, на удаленных объектах и т.п. В уставе профсоюза или объединения профсоюзов должен быть указан выборный коллегиальный орган, уполномоченный им предъявлять и направлять требования соответствующим сторонам социального партнерства.
Большинство изменений, внесенных в порядок рассмотрения коллективных трудовых споров, в основном связано со сроками и уровнем социального партнерства. Так, Закон сократил в ст. 400 ТК РФ срок рассмотрения требований работников на локальном уровне: теперь о принятом решении работодатель обязан сообщить в письменной форме представительному органу работников организации или индивидуального предпринимателя в течение 2 рабочих дней со дня получения указанных требований (ранее на это отводилось 3 дня). На более высоких уровнях социального партнерства для объединений работодателей и их представителей установлен более продолжительный срок - 3 недели (ранее - месяц).
Это надо знать. Решение о создании примирительной комиссии на локальном уровне социального партнерства оформляется соответствующим приказом (распоряжением) работодателя и решением представителя работников (например, постановлением профкома), т.е. должны быть два документа - от работодателя и от представителя работников. Кстати, если коллективный трудовой спор возникнет в ФГУ, государственном учреждении субъекта РФ, муниципальном учреждении и других организациях, финансируемых из соответствующих бюджетов, представителями работодателей являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти или субъектов РФ и иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ). Порядок рассмотрения коллективных трудовых споров
Коллективные трудовые споры разрешаются посредством примирительных процедур. Статья 398 ТК РФ устанавливает порядок организации и проведения таких мероприятий. Примирительные процедуры предназначены для мирного урегулирования возникших разногласий. Согласно ст. 401 ТК РФ они проводятся в строгой последовательности: сначала примирительной комиссией, далее - при участии посредника или в трудовом арбитраже. Рассмотрение коллективного трудового спора примирительной комиссией является первым и обязательным этапом, после чего стороны по взаимной договоренности вправе пригласить для разрешения спора посредника, обратиться в трудовой арбитраж либо воспользоваться обоими способами поочередно. Изменение сроков примирительных процедур
Примирительная комиссия
Согласно новой редакции ст. 402 ТК РФ сокращены сроки создания комиссии в зависимости от уровня социального партнерства, на котором возник коллективный трудовой спор: до 2 рабочих дней на локальном уровне и до 3 дней - на иных уровнях социального партнерства. При этом сроки исчисляются со дня начала коллективного трудового спора, которым в соответствии со ст. 400 ТК РФ является день сообщения (несообщения) работодателем (его представителем) решения об отклонении всех или части требований работников (их представителей). Ранее на создание комиссии отводилось 3 рабочих дня независимо от уровня социального партнерства. Сократились также и сроки работы примирительной комиссии, т.е. непосредственного рассмотрения спора, - до 3 рабочих дней со дня издания прика

N 33, ст. 507) В связи с принятием Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде Президиум Верховного Совета СССР постановляет: 1. Утвердить прилагаемое Положение о порядке рассмотрения трудовых споров


Настоящее Положение определяет компетенцию, порядок формирования и работы Комиссии по трудовым спорам (КТС)  КТС является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров, возникающих в МОУ «Зотинская СОШ».

Новое “Положение о порядке рассмотрения трудовых споров”, утвержденное Указом Президиума Верховного Совета СССР 31 января 1957 г.,[1] значительно улучшило весь процесс разрешения трудовых споров.


Международная защита прав человека план

1. Международная защита прав человека Понятие и сущность прав и свобод человека.  Западные страны выдвигали на первый план вопрос о правах человека, а социалистические и развивающиеся - вопросы мира и социального прогресса

• дать общую характеристику видов международных механизмов защиты прав человека  В более общем плане речь идет об изменении всей Европы, а вовсе не о присоединении Востока к Западу континента» СНОСКИ.

Подробнее...

Договор розничной купли продажи автомобиля

Договор розничной купли-продажи непродовольственного товара. Образцы по теме: Договор, Торговля.  Условие договора купли-продажи о товаре считается согласованным, если договор позволяет определить наименование и количество

Типовой договор розничной купли-продажи обычно заключается в устной форме. В разделе можно скачать образец договора розничной купли-продажи, и даны рекомендации по заполнению бланка документа.

Подробнее...

Консолидация перелома лодыжки

перелома внутренней лодыжки ниже или на уровне суставной площадки нижнего  Если имеется консолидация фрагментов, назначают ЛФК, массаж и механотерапию.

Перелом наружной лодыжки, без смещения, срастается в течение 1-1,5 месяцев.  R-контроль консолидации перелома. Сделать снимок ч-з 7 дней после перелома, к

Подробнее...

25 поправка к конституции сша

Двадцать седьмая поправка к Конституции США.  Конгресс предложил эту поправку 25 сентября 1789 года, штаты ратифицировали её в следующем порядке:[1].

Как принимались поправки к конституции США? Соединенные Штаты — одна из стран, имеющих Конституцию.  Поправка 24 запретила обязательный для избирателей налог. Поправка 25 касалась президентской несостоятельности.

Подробнее...