Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров минтруд

Положение о порядке уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений Челябинской области (утв. постановлением Губернатора области от 1 августа 2002 г. N 398). 1 августа 2002

"Кадровик. Трудовое право для кадровика", 2007, N 10
Процедура регистрации коллективного договора: сущность и проблемы
При возникновении социальных конфликтов по поводу толкования соглашений, заключаемых на федеральном уровне, никто не несет ответственности за то, что на стадии регистрации данного рода правовых актов, имеющих договорную природу, не были выявлены двусмысленные положения о регулировании трудовых отношений.
Поводом для написания данной статьи послужили публикации ряда авторов, посвященные современному институту коллективного договора . В них по какой-то причине не затронуты актуальные проблемы нормативного обеспечения всех элементов данного института. Поскольку эти проблемы связаны с достаточно большим количеством этих элементов, то в качестве примера выбран один элемент, поименованный в заголовке.
--------------------------------
Анисимов А. Эффективное средство укрепления трудовых отношений. - Вопросы трудового права, 2007, N 5; Бородин И. МОТ: регулирование трудовых отношений. - Кадровик, 2007, N 5; Чижов Б. Содержание и сущность коллективного договора. - Вопросы трудового права, 2007, N 5.
Кроме того, рассмотрение процедуры регистрации коллективного договора обусловлено двумя факторами. Во-первых, работодателям и их представителям необходимо обратить внимание на институт уведомительной регистрации коллективного договора, предусмотренный современным трудовым законодательством. Это необходимо в силу того, что данный институт не совершенен.
Во-вторых, как любая процедура, предусмотренная современным трудовым законодательством, регистрация коллективного договора имеет свои юридические последствия.
Каковы эти последствия и однозначны ли они? Ответы на эти вопросы, на наш взгляд, будут небезынтересны читателям.
Поскольку Трудовой кодекс РФ предусматривает единый правовой механизм регистрации коллективных договоров и соглашений разного уровня социального партнерства, то сущность и проблемы государственной регистрации названных правовых актов будут раскрыты несколько своеобразно. Нами будут даны комментарии к ст. 50 ТК РФ (в ред. Федерального закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ).
Несмотря на то что комментируемая статья претерпела изменения, эти редакционные изменения трудно охарактеризовать как положительные. Так, изменения нормы ч. 1 ст. 50 ТК РФ не добавили четкости в определении субъектности лиц, направляющих коллективный договор и соглашение соответствующего уровня социального партнерства на уведомительную регистрацию.
Более того, существует еще несколько замечаний, имеющих практическое значение. В новой редакции нормы комментируемой статьи не дают ответы на следующие вопросы.

О порядке уведомительной регистрации. Коллективных договоров в республике. Татарстан.  1. Утвердить прилагаемый Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров (далее - Порядок).27 июня 2007

Обязаны ли лица, участвовавшие в процессе коллективных переговоров по изменению и дополнению коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства, направлять эти вступившие в действие правовые акты на уведомительную регистрацию?
Означает ли юридическое выражение "коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня их подписания направляются на уведомительную регистрацию", что соответствующему органу по труду должен быть представлен полный правовой акт во всем его объеме, то есть с учетом всех приложений, согласованных в качестве неотъемлемой части этих правовых актов?
Что означает термин "соответствующие органы по труду"?
Но самым главным является следующий вопрос. С какой целью должна осуществляться уведомительная регистрация, если результат ее проведения или непроведения не влияет на юридическую силу коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства?
Более того, в норме ч. 3 ст. 50 ТК РФ законодатель использовал термин "соответствующая государственная инспекция труда", который уже устарел. Центральная роль в осуществлении государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, отводится органам федеральной инспекции труда (см. ст. ст. 354 - 365 ТК РФ).
Главным же недостатком комментируемой статьи является использование оценочной категории, которая, с одной стороны, задает вектор регистрации коллективных договоров и соглашений, а с другой - создает потенциал социальных конфликтов в социально-трудовой сфере общественных отношений.
Конкретный пример реального конфликта приведен ниже, но в данном контексте следует пояснить, какая оценочная категория имеется в виду.
По смыслу нормы ч. 3 ст. 50 ТК РФ регистрация коллективных договоров и соглашений базируется на анализе этих правовых актов, имеющих договорную природу, с целью установления, не ухудшено ли положение работников за счет заключения и вступления в юридическую силу конкретного коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства.
Категория "ухудшение положения работников" является оценочной, и при этом Трудовой кодекс РФ не содержит ни одного критерия, на основании которого можно было бы единообразно и объективно осуществлять указанный анализ.
Известно, что социально-трудовым отношениям присуще противоречие между двумя основными экономическими категориями - занятостью граждан трудовой деятельностью и заработной платой. На практике в случае, если организации необходимо за счет внутренних резервов повысить эффективность своей экономической деятельности, перед менеджментом возникает дилемма - обеспечивать ли прежний уровень занятости работников или добиться роста заработной платы работников путем высвобождения занятых. Данная дилемма стоит и перед субъектами, вступающими в коллективные переговоры по заключению коллективного договора и соглашения соответствующего уровня социального партнерства.

Законом Саратовской области от 24 сентября 2013 года №156-ЗСО «О внесении изменения в Закон Саратовской области «О социальном партнерстве в сфере труда» изменен порядок уведомительной регистрации коллективных договоров.

Если же субъекты взаимодействия самостоятельно нашли компромисс в регулировании социально-трудовых отношений в широком понимании этого термина, то никакой орган власти не вправе эмпирически определить, ухудшено ли положение работников в результате достигнутого и формализованного компромисса в виде заключенного коллективного договора и соглашения.
В современных условиях правовой механизм регистрации коллективных договоров и соглашений таков, что вопрос, ухудшено ли положение работников в связи с введением в действие коллективного договора и соглашения, отдан на откуп чиновникам, представляющим интересы органов исполнительной власти соответствующего уровня государственного управления.
По существующей традиции, начиная с введения в действие Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. "О коллективных договорах и соглашениях", инкорпорированного в КЗоТ Российской Федерации, субъекты взаимодействия, заключившие коллективный договор или соглашение одного из предусмотренных видов, направляют этот правовой акт на уведомительную регистрацию в соответствующий государственный орган.
Сам институт уведомительной регистрации в государственных органах не имеет юридического значения, поскольку если регистрация не проведена, то юридическая сила коллективного договора или соглашения, заключенного на соответствующем уровне социального партнерства, не меняется.
В этой связи можно предположить, что отчасти процедура уведомительной регистрации в государственных органах по труду необходима как предварительный этап контроля, возложенного на данные органы нормой ч. 1 ст. 51 ТК РФ. Данная процедура также необходима для осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Объясняется это тем, что норма ч. 3 ст. 50 ТК РФ предусматривает извещение соответствующей государственной инспекции труда о том, что в результате уведомительной регистрации выявлено ухудшение положения работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.
Все названные цели не имеют никакого отношения к реальной защите интересов работников. Причин тому несколько:
1) коллективный договор или соглашение, заключенное на соответствующем уровне социального партнерства, имеют юридическую силу и без проведения процедуры уведомительной регистрации;
2) в основные полномочия федеральной инспекции труда (ст. 356 ТК РФ) не входит выдача предложения субъектам договорных отношений пересмотреть содержание действующего коллективного договора или соглашения, заключенного на соответствующем уровне социального партнерства.
Анализ нормы ч. 3 ст. 50 показывает, что при условии того, что норма ч. 1 ст. 50 ТК РФ определяет характер регистрации коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства как уведомительный, по сути, речь идет об обязательной государственной регистрации. Поскольку задачей государственной регистрации является сопоставительный анализ текста вступившего в действие коллективного договора или соглашения с действующим трудовым законодательством с целью ответа на вопрос, не ухудшают ли условия указанных правовых актов, имеющих договорную природу, положения работников.
Если в результате указанного анализа будет установлено, что в результате распространения на работников действия указанных правовых актов, имеющих договорную природу, ухудшается их положение по сравнению с действующим трудовым законодательством, то должны применяться меры государственного воздействия для того, чтобы такие акты не подлежали применению.
Однако такие меры самим Трудовым кодексом РФ не предусмотрены. Например, гл. 9 ТК РФ об ответственности сторон социального партнерства ситуацию с ухудшением положения работников в результате распространения на них действия зарегистрированного коллективного договора и соглашения любого уровня социального партнерства просто не предусматривает.
По смыслу нормы ч. 1 ст. 50 ТК РФ в целях проведения уведомительной регистрации коллективный договор или соглашение одного из видов, предусмотренных ст. 45 ТК РФ, в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем (его представителем) или объединением работодателей (его представителем) в соответствующий государственный орган по труду.
В данной норме содержится две неопределенности. Во-первых, законод

Что значит уведомительная регистрация коллективного договора? В соответствии со ст. 22 ТК РФ  Работодатель обязан вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном ТК РФ.


Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров и соглашений в городе Владивостоке (далее - Порядок) разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, Законом Приморского края от 17.06.1997 N

1.1. Порядок уведомительной регистрации коллективных договоров, соглашений в Астраханской области (далее - Порядок) разработан в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации. 1 августа 2013


Коллективный договор википедия

Коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя

От коллективного договора соглашение отличается тем, что оно заключается на другом уровне - не предприятия, а уровне отрасли, региона, территории, федерации.

Подробнее...

Жалоба на судью по трудовому спору

Все трудовые споры относятся к подсудности районных (городских) судов, мировые судьи такие иски не рассматривают.  Обращаем внимание, что в некоторых ситуациях вместо подачи иска работнику будет выгоднее обратиться с жалобой в

Трудовое законодательство не решает вопрос о том, в какой суд должна быть подана жалоба. В данном случае по аналогии можно сделать вывод о том, что жалоба должна быть подана мировому судье, рассматривающему споры

Подробнее...

Соотношение науки и учебного курса конституционного права

юридическая наука и учебная дисциплина Понятие науки конституционного права РФ.  Конституционное право как учебный курс. Структура учебного курса, его  Понятие и соотношение категорий «права человека» и «права гражданина».

Наука конституционного права это отрасль правоведения (государствоведения)  Конституционное право как учебная дисциплина имеет значительно более узкое  11 «Право», 1995, №1. Конституционное право России: курс лекций / Под ред. Ю.Л  – М., Издательство Проспект, 2008. – 480 с. Макаров О.В. Соотношение права и

Подробнее...

Схема государственного устройства сша по конституции 1787

Конститу́ция США (англ. United States Constitution) — основной закон США, имеющий высшую юридическую силу. Конституция США была принята 17 сентября 1787 года на Конституционном Конвенте в Филадельфии и впоследствии ратифицирована всеми

Государственное устройство США по Конституции 1787 г.: законодательная, исполнительная и судебная власть. Схема государственного устройства. Система сдержек и противовесов.

Подробнее...