Позитивно юридический подход к праву

2. Естественно-правовой подход к праву. 3. Взаимосвязь естественного и позитивного права.  НОРМАТИВНЫЙ ПОДХОД получил свое название от слова «норма», т. е. юридическое правило.

Глава 1 - Право и культура. Монография. - Публикации - Законопроектные работы правовое и юридическое заключение разработка нормативных актов нормотворчество
Телефоны в Москве: (495) 928 6863; (495) 648 6958; (495) 287 4552 Публикации Наши заказчики Отзывы Контакты Главная История Центра Руководство Центра Законопроектные работы Ученый совет Правовые заключения Экспертиза нормативных правовых актов Правовой мониторинг Научно-правовые и патентные исследования Публикации Юридические услуги Контакты
Глава 1
Аннотация
Монография посвящена исследованию права в социокультурном контексте. Право рассматривается как неотъемлемый элемент человеческой культуры, имеющий в ней многоплановые формы проявления.
Проблематика взаимодействия права и культуры, прежде всего в их ценностном измерении, поистине необъятна. Поэтому в работе нашли отражение различные аспекты темы: аксиологическая интерпретация права, анализ взаимодействия права с другими культурными феноменами в различных системах культуры прошлого и настоящего, идеология прав человека и эволюция способов их признания и защиты, оценка состояния массового и профессионального правосознания, правовой культуры российского общества в целом.
Для юристов, социологов, политологов, культурологов, студентов и аспирантов соответствующих вузов и факультетов, всех, кто интересуется вопросами теории, философии и социологии права.
Глава 1. ПРАВО И КУЛЬТУРА: ПРЕДМЕТ И ПРОБЛЕМЫ ЮРИДИЧЕСКОЙ АКСИОЛОГИИ
1. Введение в юридическую аксиологию
Право относится к числу фундаментальных ценностей человеческой культуры. Ценностные свойства права обусловлены природой этого специфического явления, его значением как особой формы общественных отношений, его местом и ролью в соционормативной системе общества.
Трактовка права как особой социокультурной ценности и в целом формирующаяся в нашей юриспруденции юридическая аксиология опираются на исходные основные положения общей аксиологии (общего учения о ценностях).
Использование понятия "ценность" в специальном смысле нравственно должного восходит к Канту. Ценности в его трактовке – это то, что имеет значение, значимость в нравственном мире долженствования и свободы. Этот априорный мир должного конструируется Кантом в отрыве в противостоянии к "бытию" (сущему: миру эмпирических явлений), где царят причинно-следственные связи и необходимость. Речь, по существу, идет о нормативном и регулятивном значении ценностей, которые представляют собой, по Канту, априорные императивы разума – цели, требования, формулы должного. С этой нравственной нормативностью связаны и те категорические императивы, которые Кант формулирует применительно к морали и праву.

В юридической литературе к основным подходам к пониманию права относятся: Естественно-правовая школа (Сократ, Аристотель, Г. Гроций, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, А. Н. Радищев). Существует позитивное право, которое

Последователи Канта (Р.Г. Лотце, В. Виндельбанд и др.) пошли дальше Канта и развивали представления о нормативно-регулятивной значимости ценностей в сфере не только нравственности, но также – науки и искусства. Так, неокантианец Виндельбанд толковал ценности как нормы культуры и, кроме ценностей истины, добра и красоты, признавал такие ценности-блага человеческой культуры, как искусство, религия, наука и право.
В современной западной и отечественной литературе понятие ценности остается дискуссионным и трактуется с различных, нередко с диаметрально противоположных позиций
1.
На наш взгляд, любая последовательная концепция аксиологии, включая и концепцию юридической аксиологии, предполагает различие ценности и оцениваемого факта (явления, объекта, отношения и т.д.) и определение (оценку) – с позиций и в контексте соответствующей иерархии и системы ценностей – его ценностного значения и смысла. Ценность при этом относится к сфере целей, смыслов, значений, долженствования, нормативности, формальности и т.д. – в ее различении (не обязательно, правда, в виде кантианского разрыва) со сферой эмпирически сущего, фактичности и т.д. Подобное различение присуще не только кантианскому подходу (в крайней форме отрыва должного от сущего, мира ценностей – от мира явлений и т.д.), но и прямо противоположной, объективно-идеалистической, позиции (от Платона до Гегеля и их современных последователей), согласно которой бытие есть благо (то есть ценность), но под бытием при этом имеется в виду не эмпирическая реальность, а истинное бытие, то есть идея, смысл бытия, бытие в модусе долженствования и, следовательно, ценностной значимости.
Если кантианский разрыв сущего и должного концептуально компенсируется априористическими конструкциями ценностно-целевого значения должного для сущего, то объективно-идеалистическое отождествление бытия и блага, в свою очередь, корректируется идеальным (телеологически-ценностным) пониманием бытия. Каждый из этих противоположных подходов, таким образом, по-своему ставит и решает проблему ценностей в соответствующем контексте соотношения должного и сущего, смысла и факта.
Можно сказать, что кантовская аксиология нуждается в априоризме, поскольку оторвана от онтологии. С другой стороны, объективно-идеалистическое отождествление онтологии и аксиологии с необходимостью предполагает исходную ценностно-целевую трактовку бытия. При этом необходимое для ценностной трактовки должное выступает или как ценностное свойство идеального бытия (то есть как аксиологический аспект онтологии в объективно-идеалистических учениях) или – при эмпирической характеристике бытия (в учении Канта) – как ценность из особого мира долженствования, априоризм которого восполняет отсутствующую в таком эмпирическом бытии ценность.

ПОЗИТИВИЗМ ЮРИДИЧЕСКИЙ (лат. positivus - положительный) направление в юриспруденции, сторонники которого ограничивают задачи юридической науки изучением позитивного права.

Предметная сфера и основная тематика юридической аксиологии – это проблемы ценности права, ценностного значения закона (позитивного права) и государства, поскольку юридическая аксиология, как и юридическая наука в целом, включает в предмет своего рассмотрения не только право, но и государство в качестве правового явления, а именно – как правовой организации (правовой формы организации) публичной власти свободных членов данного общества.
Юридическая аксиология – это учение о ценности права, о правовом (ценностно-правовом) значении закона (позитивного права) и государства. Юридическая аксиология, следовательно, предполагает различение и соотношение права и закона и как таковая она возможна и имеет смысл лишь в рамках, на основе и в русле юридического (антилегистского, антипозитивистского) правопонимания.
2. Основные типы правопонимания
В основе разных ценностных подходов к праву (и соответствующих оценок права в качестве определенной социокультурной ценности) лежат различные трактовки сущности права как особого социального регулятора, его значения в общественной жизни, словом, – разные концепции правопонимания.
Определяющая роль той или иной концепции правопонимания в процессе ценностной характеристики права обусловлена научно-познавательным значением понятия права (и соответствующего понятия государства) для любой последовательной теории права и государства, в рамках которой юридическая аксиология (учение о ценностных свойствах права) должно быть внутренне согласовано с юридической онтологией (учением о природе и сущности права) и юридической гносеологией (учением о способах познания права).
В типологически обобщенном виде можно выделить три основные концепции правопонимания (и соответствующие аксиологические концепции права): 1) легистскую (позитивистскую) концепцию, 2) естественноправовую концепцию и 3) либертарно-юридическую концепцию.
Согласно легистскому подходу, под правом и его ценностным значением имеется в виду продукт государства (его власти, воли, усмотрения, произвола). Право – приказ (принудительное установление, правило, норма, акт) официальной (государственной) власти, и только это есть право. Здесь право сводится к принудительно-властным установлениям, к формальным источникам так называемого позитивного права {законам, указам, постановлениям, обычному праву, судебному прецеденту и т.д.), то есть к закону (в собирательном смысле) – к тому, что официально наделено в данное время и в данном месте законной (властно-принудительной) силой.
Такое легистское отождествление права и закона (позитивного права) является принципом и смыслом так называемого "юридического позитивизма" (и неопозитивизма), который по существу является не юридическим, а именно легистским позитивизмом. Легистское (позитивистское) правопонимание присуще разного рода этатистским, авторитарным, деспотическим, диктаторским, тоталитарным подходам к праву.
Согласно ественноправовому подходу, право ("собственно право", "настоящее право" и т.д.) – это естественное право, которое противопоставляется праву позитивному (сам термин "позитивное право" возник в средневековой юриспруденции).
Развиваемый нами ли6ертарно-юридический подход опирается на различение права и закона (позитивного права) и под правом в его различении (соотношении, расхождении или совпадении с законом) имеет в виду не естественное право, а бытие и нормативное выражение (конкретизацию) принципа формального равенства (как сущности и отличительного принципа права)
2.
При этом принцип формального равенства трактуется и раскрывается в рамках либертарно-юридического подхода как единство трех основных компонентов правовой формы (права как формы отношений): 1) абстрактно-формальной всеобщности нормы и меры равенства (равной для всех нормы и меры); 2) свободы и 3) справедливости. Как составные моменты принципа формального равенства (а поэтому и компоненты правовой формы отношений) все элементы данного триединства ( равная мера, свобода и справедливость) в самках развиваемого нами либертарно-юридического правопонимания являются абстрактно-всеобщими (и, следовательно, по необходимости формализованными) выражениями как сущности, так и вместе с тем ценности права. Важно также отметить, что названные элементы не только дополняют, но и предполагают, подразумевают друг друга, ибо являются лишь различными проявлениями (разными аспектами и формами проявления) единого правового начала – принципа формального равенства, его онтологических и аксиологических свойств и характеристик.
Правовая норма, конкретизирующая и выражающая смысл и требования принципа формального равенства, – это одновременно

Сущность ценностного подхода к праву. (Балаянц М. С.) ("История государства и права", 2007, N 3) Текст документа.  Либертарно-юридический подход опирается на различение права и закона (позитивного права) и под правом в его различении


§ 19.1. Нормативный подход к праву. Он получил название от слова «норма», т. е. юридическое правило  смысле не существует, поскольку для него право — это официально данное, действующее позитивное право (т. е. существующие законы).

Новые подходы. Глава 7. Правовая материя. 243. ный) подход к праву.  Решающую же роль в сложных процессах придания позитивному праву надлежащей юридической организованности уже в Новое время сыграли и играют ныне


Правовое регулирование механизма защиты и охраны конституции

Это имеет непосредственное отношение и к вопросу конституционно-правового регулирования механизма обеспечения и защиты права на неприкосновенность частной жизни лица.

В статье анализируется механизм защиты права собственности посредством норм  Рассматриваются правовые проблемы регулирования защиты и охраны частной  В ст.8,5 Конституции РФ закреплено, что в РФ признаются и защищаются равным

Подробнее...

Пролонгация договора хранения

Обычно пункт о пролонгации договора предусмотрен в самомо договоре, но если такой пункт не предусмотрен, необходимо составлять14 ноября 2004

Пролонгация договора займа. Деятельность по продлению сроков действий по  использования, коммерческие наймы), договоры хранения, подряда и т.д.

Подробнее...

Развитие права первая кодификация права

Кодификация играет чрезвычайно важную роль в развитии права в целом и представляет собой наиболее радикальный способ систематизации законодательства, особый вид правотворчества.

12.5. Кодификация законодательства. Контрольные вопросы.  Первая попытка систематизации действующих правовых норм в России были предпринята еще в XI - XII в., в первом сборнике древнерусского права - Русской Правде.

Подробнее...

Срок исковой давности по делам о выселении

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского городского суда оставила решение без изменения и указала на то, что срок исковой давности не  Почему иск о выселении из служебного помещения не был заявлен после прекращения М

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского городского суда оставила решение без изменения и указала на то, что срок исковой давности не пропущен.  При выселении по основаниям, предусмотренным п. 3 ст. 37, 40 и ч. 2 ст. 41 Основ

Подробнее...