Правовые методы регулирования природопользования

Экономические методы регулирования природопользования: имеют целью оказать  ЭКОНОМИЧЕСКИЙ МЕХАНИЗМ ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЯ совокупность методов и способов управления природопользованием, правовых норм

Учебные материалы Перечень всех учебных материалов Государство и право
Демография
История
Международные отношения
Педагогика
Политические науки
Психология
Религиоведение
Социология
§ 8. Государственное регулирование природопользования
Устойчивое развитие общества возможно только при условии регулирования природопользования со стороны государства. Государство является собственником природных ресурсов. Однако его функции по регулированию и управлению в сфере природопользования основаны не только на праве государственной собственности. Функции государства по управлению природопользованием основываются также и на его властных полномочиях как политического суверена. О значении права собственности на землю и политического суверенитета государства в обоснование государственного управления, например землепользованием, подробно говорит И.А. Иконицкая.
Управляющее воздействие на субъектов природоресурсного права может осуществляться двумя способами: 1) путём реализации уполномоченными органами своих государственно-властных полномочий по управлению использованием природных ресурсов и 2) через создание системы экономических стимулов рационального природопользования.
Экономическое стимулирование рационального и безопасного природопользования осуществляется путём установления органами государственной власти и управления: 1) экономически и социально обоснованных размеров платы за использование природных ресурсов и 2) системы штрафов за нарушение природоресурсного законодательства.
Необходимо различать государственное регулирование и государственное управление в сфере природопользования. По смыслу природоресурсного законодательства государственное регулирование в области природопользования - это комплекс мер, предпринимаемых всеми ветвями государственной власти, направленных на рациональное и безопасное использование природных ресурсов в интересах нынешнего и будущих поколений России. К субъектам государственного регулирования относятся законодательные органы Российской Федерации и её субъектов, федеральные и региональные органы государственного управления природными ресурсами и органы правосудия (Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции и арбитражные суды).
Государственное регулирование отношений природопользования включает в себя государственное управление. Управление в наиболее широком смысле - это целенаправленный и постоянный процесс воздействия субъекта управления на объект управления. В науке административного права принято считать, что классическое определение управления дано У. Еллинеком: управление - это деятельность государства или других субъектов государственной (публичной) власти, осуществляемая вне границ законотворчества и правосудия. В экологическом законодательстве доктринальное понятие государственного управления воспринимается в узком смысле - как деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти, что вполне согласуется с конституционным принципом разделения властей.

Правовые основы природопользования: Учебно-методический комплекс. Автор/создатель: Подколзин М.М., Канищев С.Н.  Методы правового регулирования в экологическом праве.

Субъектами государственного управления в области природопользования в соответствии с природоресурсным законодательством являются Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов, иначе говоря, государственные органы исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, а также органы местного самоуправления, местная администрация и её органы.
Такой подход законодателя к формированию субъектного состава государственного управления природопользованием в известной степени обусловливает содержание управления. Поэтому государственное управление в сфере природопользования - это организационная деятельность государственных органов исполнительной власти Российской Федерации и её субъектов, органов местного самоуправления, направленная на создание условий для рационального и безопасного природопользования и осуществления контроля за ним.
Функции государственного управления традиционно понимаются в юридической литературе как специализированные виды организационной деятельности , постоянные направления деятельности соответствующих органов. Д.Н. Бахрах в управленческой деятельности выделяет три группы функций: функции ориентирования системы (прогнозирование, планирование и др.), функции обеспечения системы (кадровое, материально-техническое и др.) и функции оперативного управления системой (учёт, контроль и др.).
С учётом этого к функциям государственного управления природопользованием следует отнести: 1) прогнозирование и планирование изучения, разведки и добычи природных ресурсов; 2) подзаконное нормативное правовое регулирование отношений природопользования; 3) финансовое, материально-техническое и иное обеспечение деятельности специально уполномоченных государственных органов управления использованием и охраной природных ресурсов; 4) учёт использования природных ресурсов путём ведения поресурсных кадастров, реестров, балансов и мониторинга природных ресурсов и контроль за соблюдением природоресурсного законодательства; 5) нормирование и лицензирование природопользования; 6) ограничение, приостановление и прекращение прав природопользования при возникновении угрозы интересам национальной безопасности, жизни и здоровью людей, причинения ущерба хозяйственным объектам и окружающей среде и по иным основаниям, предусмотренным законодательством.

Методы управления природопользованием и охраной окружающей среды. контрольная работа [22,6 K], добавлен 13.01.2009.  Правовое регулирование юридической ответственности органов местного самоуправления.

Компетенция - круг властных прав и связанных с ними обязанностей, которыми обладает государственный орган в целях выполнения возложенных на него задач государственного управления. В зависимости от компетенции, которой наделён тот или иной орган государственного управления, они подразделяются на органы общей (межотраслевой) и специальной (ведомственной) компетенции.
Систему органов государственного управления природопользованием можно рассматривать в горизонтальной и вертикальной плоскостях. По вертикали расположены федеральные органы, органы субъектов Федерации и местного самоуправления. В горизонтальной плоскости находятся государственные органы, имеющие сходные полномочия в управлении использованием различных видов природных ресурсов.
Органы общей компетенции характеризуются тем, что управление использованием природных ресурсов не является их единственной функцией. Наряду с ней они решают и иные вопросы государственного и местного управления и строительства. Их акты распространяют своё действие на всех физических и юридических лиц, находящихся в пределах территории их юрисдикции (территория России, её субъекта, муниципального образования). К органам общей компетенции относятся Президент и Правительство РФ, органы исполнительной власти субъектов Федерации, местного самоуправления. Органы местного самоуправления хотя и не относятся к органам государственной власти, но могут наделяться ими определёнными государственными полномочиями.
Полномочия Президента РФ в сфере управления ресурсопользованием устанавливаются Конституцией РФ и основаны на его праве: 1) издавать указы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории России; 2) вносить в Государственную Думу РФ законопроекты и подписывать федеральные законы; 3) приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Федерации в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации.
Общие полномочия Правительства РФ закреплены в Федеральном конституционном законе РФ «О Правительстве Российской Федерации». В соответствии с ним Правительство РФ организует деятельность по регулированию природопользования и развитию минеральносырьевой базы, рациональному использованию и охране природных ресурсов. Особенность правового положения Правительства РФ в отношениях природопользования определяется тем, что оно выступает в них от лица Российской Федерации и совместно с субъектами Федерации решает вопросы пользования, владения и распоряжения природными ресурсами, находящимися в государственной собственности.
Полномочия субъектов Федерации в сфере управления природопользованием делятся на две группы: находящиеся в исключительном ведении субъектов Федерации и в совместном ведении субъекта Федерации и Российской Федерации. Все вопросы в сфере природопользования, не отнесённые к компетенции Российской Федерации и органов местного самоуправления, относятся к ведению субъектов Федерации. Полномочия органов местного самоуправления по управлению ресурсопользованием невелики.
Органы специальной компетенции по управлению природопользованием в зависимости от их функций, можно разделить на специально уполномоченные государственные органы управления использованием и охраной природных ресурсов и все иные.
Специально уполномоченные государственные органы по управлению использованием и охраной природных ресурсов непосредственно занимаются лицензированием и нормированием ресурсопользования, ведением государственных кадастров и реестров, государственного мониторинга и балансов природных ресурсов, составлением схем комплексного использования природных ресурсов.
1. Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды РФ) осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере изучения, использования, воспроизводства и охраны природных ресурсов, включая недра, водные объекты, леса, расположенные на землях особо охраняемых природных территорий, объекты животного мира (за исключением объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты) и среду их обитания.
2. Министерство сельского хозяйства РФ (Минсельхоз России) осуществляет следующие функции в области природопользования: по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере промышленного рыбоводства (аквакультуры), охраны, изучения, сохранения, воспроизводства и использования объектов животного мира, отнесенных к объектам охоты, за исключением обитающих на особо охраняемых природных территориях и (или) занесенных в Красную книгу России, и среды их обитания, а также в области лесных отношений (за исключением лесов, расположенных на о

Тема конференции: "Нормативно-правовое регулирование в сфере  велики, но не восстанавливаются, что требует особых методов регулирования их  В настоящее время в части законодательного регулирования природопользования возникает25 октября 2005


Содержание Введение 3 1. Экологическая политика 4 2. Методы управления природопользованием 5 3. Административно-правовой метод регулирования.

^ Лекция 3. Правовые методы регулирования природопользования. 3.1. Источники экологического законодательства.


Решения судов по защите персональных данных

Реестр судебных решений Украины содержит множество решений судов первой и апелляционной инстанций в подобных спорах  В рамках рассмотрения дел о защите персональных данных суды задаются вопросом: какой объем персональных

Судебными процессами в области защиты персональных данных уже никого не удивить.  Удивительным кажется решение суда, который обязал банк выплатить истице 3 тысячи рублей, а вот ЗАО «ФАСП» от ответственности освободили, так как в

Подробнее...

Трудовые споры томск

Трудовой спор с работодателем в Томске? Проясни ситуацию и проконсультируйся с юристом по трудовым спорам в Томске.

Город* Бийск Новокузнецк Новосибирск Прокопьевск Северск Томск.  Разрешение трудовых споров. Вопросы по семейному праву.

Подробнее...

Основные типы правопонимания легизм естественное право

Проф. В.А. Туманов также выделяет три типа правопонимания. Он отмечает, что достаточно условно основные направления и школы могут быть  У легизма есть лишь трудности с определением (дефиницией) того, что уже есть и известно как право.

В данной работе автор характеризует основные типы правопонимания  Легизм, отождествляя право и закон (позитивное право), отрывает закон как правовое  Естественное право является правом в широком значении, то есть в значении

Подробнее...

Институт государственного управления и права москва

Справочник компаний GMstar.ru - МИГУП, Московский институт государственного управления и права: отзывы, контактная информация (адрес, схема проезда): регион Москва и Московская область, направление деятельности: Вузы.

В 2012 году известная во многих регионах страны как «милицейская Академия», по статусу являвшаяся институтом (Академия права и управления), была переименована в Московский институт государственного управления и права.

Подробнее...