Проблема кодификации норм административного права

Название работы: Проблемы кодификации административно-процессуальных норм. Содержание  1. Административное право России с учетом КоАП. Конспект лекций. -М.: НОРМА, 2003. - 597 с. 2. Административное право. /под ред. Б.Н.Габричидзе

Главная страница
Учебники по предметам Аграрное право Адвокатура Административное право Арбитражный процесс Банковское право Безопасность жизнедеятельности Всемирная история Государственное управление Гражданское право и процесс Договорное право Естествознание Жилищное право Земельное право Институциональная экономика Информатика История государства и права История России История экономики Культурология Международное право Мировая экономика Наследственное право Политология Предпринимательское право Прокурорский надзор Психология Религиоведение Семейное право Социальная работа Социология Теория государства и права Торговое право Трудовое право Уголовное право Философия Финансовое право Экологическое право Экология Экономическая теория
19.1. Проблемы систематизации нормативно-правовых актов в России
19.1. Проблемы систематизации нормативно-правовых актов в России
Активизация правотворческого процесса отрицательно сказалась на организации российского законодательства, ибо:
- недостаточно отработана его единая внутренняя согласованная структура;
- имеется большое число формально действующих, но фактически утративших силу законодательных и иных нормативных актов;
- многие нормативные акты, вплоть до конституций и уставов субъектов Федерации не приведены в соответствие с федеральными Конституцией и законодательством;
- до сих пор нормативно не определен круг правовых актов СССР и иных, принятых до Конституции РФ 1993 г., сохранивших свое действие на территории России; существуют дублирующие предписания;
- нуждается в завершении разграничение правотворческих полномочий Федерации и ее субъектов;
- сказывается отсутствие системообразующей цели проводимой правовой реформы, обоснование характера российской правовой системы, приоритетов в ее развитии, легитимации новых источников права.
Неупорядоченность законодательства ведет к разрушению правового пространства в стране. Нормативно-правовой массив требует инвентаризации и последующей систематизации.
В рамках систематизации нормативно-правовых актов важной мерой является их упорядочение путем законодательного установления иерархии нормативных актов в зависимости от их юридической силы, обусловленной конституционными полномочиями издавших их органов и спецификой регулируемых ими общественных отношений. Это предполагает, в частности, уточнение взаимосвязи федеральных законов и указов Президента.
Закон - основной юридический источник (форма) российского права. В отечественной правовой системе длительное время статус и значение закона принижались, выхолащивались потоками подзаконного и ведомственного нормотворчества. В рамках политических, экономических и правовых реформ взят курс на приоритетность закона. Однако безудержное производство громоздких законов может усугубить их обесценение. Складывается и более опасная ситуация, когда закон, по природе своей призванный быть выразителем обшей воли, принимается в редакции, откровенно нацеленной на защиту групповых, корпоративных интересов. Необходимы правовая экспертиза как специальное исследование, ревизия всего массива, оценка законодательства с позиций его соответствия Конституции РФ, международным договорам, правилам законодательной техники. Очевидно, положения о правовой экспертизе должны быть в регламенте Государственной Думы.

В науке административного права довольно детально исследованы принципы кодификации норм административного права.  - <3> См.: Горин Е.В., Костенников М.В., Куракин А.В. Актуальные проблемы административно-правового

Правовая экспертиза позволяет выполнить более ответственную задачу - систематизацию законодательства.
Систематизация законодательства есть его упорядочение, т.е. расположение нормативного материала в определенной системе на основе объединения правовых актов в тематические, хронологические или иные сборники с тем, чтобы обеспечить доступность законодательства субъектам правореализации, с наименьшими затратами времени правильно ориентироваться в юридических нормах, быстро отыскать требуемые.
Используются такие виды систематизации нормативных актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.
- Инкорпорация - это внешняя обработка законодательного материала, когда объединение законов или других нормативных актов в одном сборнике и систематическое их расположение в алфавитном, тематическом или хронологическом порядке проводится без изменения содержания актов.
- Кодификация - такой способ систематизации нормативных актов, когда на основе переработки ранее действовавших законов, замены устаревших положений новыми создается новый закон - кодекс или иной нормативный акт. Есть основания рассматривать кодификацию как метод правотворчества. Кодекс - законодательный акт, представляющий собой систематизированное согласованное изложение правовых норм той или иной отрасли права. Крупные кодифицированные законы ведут за собой определенную группу функционально связанных между собой нормативно-правовых актов отрасли, подотрасли или института.
Кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется законотворческими органами (инкорпорация не придерживается таких жестких рамок).
Процесс кодификации в своем развитии проходит три стадии:
1) выявление законодательных недостатков той или иной отрасли,
2) устранение этих недостатков,

Административное право - таблицы и схемы.  Римское право - вопросы и ответы. История римского права.

3) сведение обработанного материала в единое целое - кодекс.
Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. К их числу можно отнести различного рода основы.
Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.).
Специальная кодификация объединяет нормы какого-либо правового института или нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).
Для современного российского законодательства характерна масштабная кодификация во всех ее проявлениях. За последние годы приняты и действуют Основы законодательства РФ об охране труда, об охране здоровья граждан, о физической культуре и спорте, о нотариате и др. Кодифицировано большинство отраслей федерального законодательства. Процесс кодификации активно осуществляется субъектами Федерации.
- Консолидация как особая форма систематизации законодательства направлена на ликвидацию множественности нормативно-правовых актов путем сведения нескольких близких из них по содержанию в один укрупненный акт в целях единого регулирования данных общественных отношений. В структуру вновь образованного консолидированного акта, как правило, входят отдельные однопрофильные статьи, главы, параграфы, расположенные в определенной последовательности. Такие акты в нашей стране сегодня могли бы быть приняты по вопросам пенсионной, налоговой, приватизационной политики, возмещения морального вреда и др. Форма этих актов может быть различна. На базе консолидированного законодательства должны проводиться все инкорпорационные операции по формированию тех или иных сводных актов, где в доступной форме дано полное и четкое представление о действующем законодательстве. Избавляя его от чрезмерной раздробленности, консолидация тем самым способствует объединению на этой основе общих положений текущего право-творчества в родственные группы. Консолидированным нормативно-правовым актом, к примеру, является Уголовно-исполнительный кодекс РФ, в котором закреплены нормы трудового, гражданского и административного права по вопросам нормирования рабочего времени лиц, лишенных свободы, оплаты их труда, пенсионного обеспечения, возмещения вреда, материальной ответственности и т.д. К подобного рода актам относятся также Воздушный кодекс РФ и Бюджетный кодекс РФ. Особую актуальность консолидация приобретает в сфере ведомственного нормотворчества.
Важной задачей развития современной правовой системы в России является нахождение разумного соотношения законодательного регулирования и подзаконного нормотворчества.
Динамика реформ последнего десятилетия привела к тому, что фактически доминирующей формой правового регулирования во всех без исключения сферах общественных отношений стали указы Президента. Эта проблема привлекает внимание юристов, других государствоведов, становится предметом дискуссий.
Указ Президента - подзаконный нормативно-правовой акт и действенное средство прямого правления главы государства.
Указы предназначаются, строго говоря, должностным лицам исполнительной власти, а не кому-либо, за пределами правительственной администрации. На практике значение указов гораздо шире, чем просто регулирование деятельности правительства. С помощью президентских указов "административная акция" выводится за пределы обычных норм административного права. И все же указ не может быть инкорпорирован в систему актов, имеющих силу закона, хотя сложно бывает определить место указных норм в иерархии правовых норм.
Указы издаются не систематически, а по конкретному поводу и нередки случаи дублирования, путаницы в распределении вытекающих из них обязанностей. Действенность указов в известном смысле ослабляется тем, что их очень много. Поэтому, несмотря на их важность, многие госслужащие и специалисты (не говоря о гражданах) большинство указов не знают. Указом можно достичь цели, если Президент хочет чего-либо не допустить, что-то заблокировать. Но когда он ставит позитивную цель, указ может стать дополнительным бременем в исполнительной системе, вызвать путаницу, правовые коллизии, конфликты. А если ставятся долгосрочные цели, то перспектива выглядит тем более туманной, ибо последующий президент может лишить указ законной силы. Указ - зыбкая основа для строительства политического курса.
Безусловно, Президент не может отказаться от указов, но должен пользоваться этим средством прямого правления осторожно. Уместно подчеркнуть, что там, где уместно и возможно, при разработке указов президентской власти целесообразно сотрудничать с законодательными органами.
И главная проблема - найти разумное соотношение между законодательством и указным нормотворчеством. Необходимо четкое, на уровне федерального конституционного закона закрепление тех общественных отношений, которые должны урегулироваться только законами.
Упорядочение системы права в России неразрывно связано с преодолением "шквала" ведомств

2013-05-12 00:22:44 Главная — Административное право — Проблемы кодификации законодательства  Теоретические проблемы кодификации правовых норм, регламентирующих ответственность за налоговые правонарушения.


Перспективы кодификации норм административно-процессуального права (Старостин С.А.) Дата размещения статьи: 20.06.2015. Тема статьи сформулирована несколько узко, но речь не может не пойти о проблеме конфликта интересов смежных

Теоретические проблемы кодификации административного права России. Тема работы  Многие административно-правовые нормы буквально "написаны кровью" и направлены на то, чтобы не допустить трагических повторений.


Законность легитимность легитимация

Легитимность противопоставляется легальности (собственно законности) как обладающая не юридической, но моральной функцией оправдания, прежде всего

Другая политика » Политическая власть » Легитимность и легитимация политической власти.  Только в этом типе легитимность и формальная законность совпадают.

Подробнее...

Внешняя форма и источник административного права это

Иными словами для юридических норм необходима их внешняя форма выражения.  Все источники административного права можно разделить на четыре вида. I. Нормативные правовые акты федерального уровня.

Источники Административного права. это формы закрепления (внешнего выражения) и структурирования административно-правовых норм.

Подробнее...

Какие пишутся докладные записки в детском саду

Дата и индекс докладной записки пишутся на одной строке.  В этом случае текст докладной записки содержит обоснование, выводы справка в детский сад бланк и предложения составителя.

Представляем самый скачиваемый файл Обменника прошедшей пятницы: Как пишется докладная записка на сотрудника образец в категории: Отчетность.  Презентации для детских садов по математике.

Подробнее...

Новотроицк институт экономики и права

Адрес: 462356, Новотроицк, ул. Орская, 6. Телефон  Международный институт экономики и права в городе Нижний Новгород.

Метки: Международный институт экономики и права баллы на бюджет, международный институт экономики и права новотроицк, международный институт экономики и  Международное название. International Institute of Economics and Law.

Подробнее...