Проблемы реализации института уполномоченного по правам человека

Остапец О. Г. Проблемы и перспективы развития института Уполномоченного по правам человека в России на современном этапе.  Попова В. В., Яковлева О. Н. Некоторые проблемы реализации права на защиту материнства, детства, семьи.

Учреждение института Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации как государственного органа - одно из важнейших достижений демократических преобразований в России. Для нашей страны создание такого института было явлением новым, хотя в мировой истории он уже известен давно.
До Первой мировой войны институт уполномоченного представлял собой некую скандинавскую экзотику. А вот после Второй мировой войны он получил мощное развитие. Именно в это время были приняты важные международные правовые документы в области прав человека.
Так, 10 декабря 1948 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Всеобщая декларация прав человека.
Признавая естественный характер прав человека, Декларация в первой же статье провозглашает, что "все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и в своих правах".
Кроме общечеловеческих ценностей в области прав человека, Декларация впервые закрепила конкретный перечень основных прав и свобод человека, которые подлежат обязательному соблюдению и защите всеми государствами без исключения. В тридцати ее статьях в определенном порядке перечислены основные права: гражданские, политические, экономические, социальные и культурные, которыми должны быть наделены люди во всем мире.
Всеобщая декларация была принята в виде резолюции Генеральной Ассамблеи ООН, и поэтому она носит лишь рекомендательный характер. Но провозглашенные в декларации основные права и свободы рассматриваются в настоящее время подавляющим большинством государств в качестве юридически обязательных обычных или договорных норм.
Таким образом, Всеобщая декларация, принятая в качестве "стандарта, к достижению которого должны стремиться все народы и все государства", в настоящее время является одним из основных источников права, служит моделью, которая широко используется многими странами для разработки отдельных положений конституций, различных законов и документов. Конституции многих стран мира непосредственно ссылаются на этот документ и включают целый ряд его положений.
Так, в Конституциях Российской Федерации и Республики Башкортостан (статья 2) в соответствии с мировой практикой закреплено положение о том, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью; что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
В современном мире человек, его достоинство, права и свободы признаны наивысшей ценностью и обеспечение их защиты является показателем гуманности и цивилизованности общества и государства.
Всеобщий уровень сотрудничества государств в области прав человека дополняется региональным, что дает возможность учитывать политические, исторические, культурные, экономические особенности региона и отражать все это в принимаемых документах. К ним в частности относятся ,Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод ,Европейская социальная хартия и ряд других.

Институт Уполномоченного по правам человека в Орловской области. ДОКЛАД.  11. Проблемы реализации жилищных прав граждан. 12. Защита прав собственности на землю. 13. Права граждан в сфере защиты прав потребителей и благополучия

Кроме того, в мировой практике широкое применение получило создание института уполномоченного по правам человека (более известный как омбудсман) .Родиной омбудсмана справедливо называют Швецию, в которой еще в XVI веке был учрежден пост Главного Сенешаля для осуществления от имени верховной власти короля надзора за деятельностью судов и отправлением правосудия в королевстве.
Анализ правовой практики других зарубежных стран показывает, что введенные в их политические системы институты омбудсмана в основном базируются на исполнительной и парламентской моделях, апробированной в Швеции. В настоящее время в мире существует более 100 национальных омбудсманов, которые функционируют в различных странах с учетом их культурных и исторических особенностей. Создание таких структур в большинстве случаев обеспечивает восполнение отсутствующего звена в отношениях государственной власти и населения, способствует строительству демократического правового государства, развитию правосознания граждан и должностных лиц.
В мире, кроме национального, существует и международно-правовой институт омбудсмана. Так, в 1993 году учрежден пост Верховного Комиссара ООН по правам человека, а в 1999 году – пост Европейского Комиссара по правам человека. Эти примеры наглядно показывают, что воспринятое международным сообществом из национального законодательства, институт уполномоченного по правам человека становится важнейшим элементом системы международного права, средством защиты прав человека на международном уровне.
В связи с тем, что уполномоченные по правам человека (в разных странах их именуют то омбудсманы, то комиссары, защитники, медиаторы и т.д.) входят в различные правовые системы национального и международного уровней, актуализируется проблема их взаимодействия и сотрудничества.
Это обстоятельство, видимо, способствовало созданию, например, Международного института омбудсмана, объединяющего сегодня работу уполномоченных по правам человека более 50 стран мира.
Вопросы расширения правозащитной деятельности являются одним из приоритетных направлений в деятельности государства.
В соответствии с Конституциями России и Республики Башкортостан права и свободы человека являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием. Эти фундаментальные положения отражают современный период развития нашего общества. Поэтому вполне закономерно, что правозащитной деятельности уделяется все большее внимание.

Проблема реализации прав человека через институт уполномоченного по правам человека. Мария Сергеевна Губанова. Группа № 218 – ПСПО.

В Российской Федерации идея учреждения института Уполномоченного по правам человека впервые получила юридическое выражение в Декларации прав и свобод человека и гражданина, принятой 22 ноября 1991 года Верховным Советом РСФСР. Статья 40 Декларации предусматривала создание должности Парламентского уполномоченного по правам человека, который "назначается Верховным Советом на срок 5 лет, ему подотчетен и обладает той же неприкосновенностью, что и народный депутат РСФСР".
Постановление о введении Декларации в действие возлагало на соответствующие комитеты Верховного Совета подготовку проекта закона, который должен был определить компетенцию Парламентского уполномоченного. Однако в то время закон принят не был.
Должность Уполномоченного по правам человека учреждена Конституцией Российской Федерации 1993 года. Пункт "д" части 1 статьи 103 Конституции относит к ведению Государственной Думы назначение и освобождение от должности Уполномоченного, действующего в соответствии с Федеральным конституционным законом.
До принятия такого закона 17 января 1994 года Государственная Дума назначила Уполномоченным по правам человека С.А. Ковалева. 10 марта 1995 года он был освобожден от занимаемой должности.
Работа над Федеральным конституционным законом "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" продолжалась. 20 марта 1996 года законопроект был принят Государственной Думой во втором чтении.
17 апреля 1996 года закон был принят в целом и направлен в Совет Федерации, который его отклонил.
Основное требование Совета Федерации состояло в том, чтобы право Уполномоченного создавать представительства в субъектах Российской Федерации было заменено на право субъектов самим учреждать аналогичную должность, финансируемую из средств бюджета субъекта Российской Федерации.
После процедур согласования Федеральный конституционный закон "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации" ,4 марта 1997 года был официально опубликован и вступил в силу. Он определил статус Уполномоченного, его компетенцию, порядок назначения и освобождения от должности, реализовав тем самым требования пункта "д" части 1 статьи 103 Конституции Российской Федерации.
Федеральный уполномоченный по правам человека был назначен Государственной Думой РФ в 1998 году.
К настоящему моменту в 71 субъекте Российской Федерации введены должности Уполномоченного по правам человека.
Республика Башкортостан стала одним из первых субъектов Российской Федерации, в Конституции которой, в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека, соблюдения и уважения его прав и достоинств была учреждена должность Уполномоченного по правам человека. В 1996 году Государственным Собранием был принят Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном по правам человека в Республики Башкортостан» и это явилось началом становления нового государственного правозащитного института.
Следует отметить, что этот правозащитный институт дополнил существующую к моменту его учреждения систему средств защиты прав и свобод человека и гражданина, и не отменило и не повлекло пересмотра компетенции иных государственных органов, т.е. должность уполномоченного не заменяет и не подменяет работу других государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление прав граждан. Она лишь способствует совершенствованию их работы в данной сфере, указывает на имеющиеся недостатки и проблемы, в том числе связанные с действием и бездействием тех или иных органов и должностных лиц, содействует реализации прав и законных интересов граждан перед лицом бюрократических структур.
Закон Республики Башкортостан «Об Уполномоченном Республики Башкортостан по правам человека» определил цели, основные направления деятельности, а также права и обязанности Уполномоченного.
Уполномоченный наделен правом рассматривать заявления и жалобы граждан на нарушения или ненадлежащее соблюдение их прав и свобод; выявлять и расследовать случаи грубого или массового нарушения прав и свобод человека и гражданина, если они имеют особое общественное значение; информировать органы государственной власти республики, общественность о положении дел в области соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Республике Башкортостан.
Поступающие к Уполномоченному письменные заявления, обращения и жалобы граждан на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих является основным источником получения информации о нарушении прав и свобод человека. Наибольшее количество жалоб связано с уголовной пробле

Доклад Уполномоченного по правам человека в Красноярском крае от 05.04.2010 "О проблемах реализации  фиксировался рост социальной напряженности, что еще раз подтверждает индикативную роль института Уполномоченного по правам человека. 5 апреля 2010


Функция Уполномоченного по правам человека по правовому просвещению граждан через СМИ: проблема реализации.  На январь 2011 г. институт Уполномоченного по правам человека создан в 57 субъектах Российской Федерации.

1.2 Основные этапы развития института Уполномоченного по правам человека в РФ.  3. Правовые проблемы участия Уполномоченного по правам человека в совершенствования законодательства в РФ.


Legal transplantation в позитивном праве россии

Keywords: legal responsibility; limits; territorial principle; territory; jurisdiction; space УДК  В переходные периоды истории России многие политические и государственные  Позитивная ответственность отражает отношения субъектов права, которые

правового регулирования трансплантации органов, обеспечивая дальнейшее развитие в России трансплантологии, совершенствование механизма реализации конституционного права на медицинскую помощь и усиление гарантий

Подробнее...

Слайды на тему контроля исполнения документов

Контролю подлежат документы, требующие исполнения. Контроль исполнения включает постановку документа на контроль, проверку своевременного доведения документа до исполнителя, учет и обобщение результатов контроля исполнения.

На Тему: Контроль за исполнением документов. Подготовил: Слушатель 676 группы.  Технологию ведения контроля за сроками исполнения документов можно разбить на следующие процедуры

Подробнее...

Законность полиграфа на работе

Проведение проверки на Полиграфе (детекторе лжи) разрешено ТК РФ (ст. № 70), где сказано, что: "может быть обусловлено испытание работника в целях его проверки соответствия поручаемой работе".

Это доказывает наличие более 250 научных работ, связанных с исследованием эффективности, точности, достоверности и надежности тестирований на полиграфе (American Polygraph Association 1996 Polygraph Issues & Answers).

Подробнее...

Полномочия министерства финансов рф в налоговой сфере

Федеральные службы, подведомственные Министерству финансов РФ: полномочия в установленной сфере деятельности, организация деятельности.  4) осущ-ет распределение доходов от уплаты налогов и сборов м/д б-ми БС РФ

Описание: Министерство финансов Российской Федерации Минфин России является федеральным органом исполнительной власти  . Правовое положение, функции и полномочия Министерства финансов РФ в налоговой сфере.

Подробнее...