Ранние теории естественного права

Теория государства и права. на тему: ЕСТЕСТВЕННО-ПРАВОВАЯ ТЕОРИЯ. Научный руководитель: Зуев А.В.  Первым крупным теоретиком ранней школы естественного права был нидерландский учёный Гуго Гроций (1583-1645 гг.).

Среди политико-правовых концепций XX в. особое место занимают учения о естественном праве. Они продолжают традиции философского осмысления права и опираются на различные доктрины, сложившиеся в современной западноевропейской и американской философии, - томизм, неокантианство, неогегельянство, экзистенциализм, феноменологию, персонализм.
Подобно классическим учениям XVII-XVIII вв. современные естественно-правовые теории признают существование наряду с позитивным правом (законами и обычаями) идеального порядка отношений между людьми. Этот высший нормативный порядок и называют естественным правом. Согласно таким взглядам законы государства являются действительными и легитимными лишь в том случае, если они соответствуют идеальному праву.
Современное понимание естественного права вместе с тем существенно отличается от предшествующих трактовок. По сравнению с эпохой антифеодальных революций коренным образом изменились прежде всего взгляды на человека как носителя естественных прав. В противоположность доктринам прошлого, основанным на представлениях об изолированном, обособленном индивиде, философия и правоведение XX в. рассматривают человека с точки зрения его социальных определений как участника многообразных общественных связей. В перечень естественных прав соответственно включают не только неотъемлемые права личности, призванные гарантировать ее независимость от государственной власти, но и социально-экономические права человека, свободу объединения в политические партии и общественные союзы, права социальных общностей (например, право наций на самоопределение, право народа устанавливать конституцию государства и т.п.). Новейшие естественно-правовые учения смыкаются с теориями социального государства и плюралистической демократии.
С этим связана и другая особенность современных концепций. Естественное право в них не рассматривается больше как совокупность незыблемых, раз и навсегда установленных разумом предписаний. Метафизическим и априорным доктринам эпохи Просвещения противопоставляют идеи "естественного права с изменяющимся содержанием" (термин введен в оборот немецким юристом Р. Штаммлером), принципы исторически развивающегося правосознания, нравственные и духовные ценности конкретного общества или народа. Естественно-правовые воззрения в современной юриспруденции, иначе говоря, сочетаются с историческим и социологическим изучением правовых идеалов.
В литературе начала XX в. такой подход именовали "возрожденным естественным правом", понимая под ним возрождение на новой методологической основе традиций рационалистического обоснования права, которые были прерваны во второй половине XIX столетия развитием юридического позитивизма и формально-догматической юриспруденции. К настоящему времени этот термин вышел из употребления.

29) МАТЕАРЕЛИСТИЧЕСКАЯ ШКОЛА 53. 30) теория естественного права 54.  По мнению некоторых современных исследователей именно из союзов племен развивались ранние государства.

Неотомисты (Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер) возводят свое понимание естественного закона к философии Фомы Аквинского, чье учение получило в 1879 г. одобрение и поддержку со стороны католической церкви. Официальное толкование доктрины было дано в энциклике папы Льва XIII "Rerum novarum" (1891), в последующих энцикликах римских первосвященников(605).
Концепция Маритена, как и других последователей неотомизма, построена на соединении традиционных для религиозной философии представлений о божественном происхождении государства и права с положениями современной науки: принципами историзма, идеями развития культуры и социальной обусловленности политики. Философ стремился выработать "интегральную" доктрину, открытую для гуманистических и демократических воззрений современной эпохи. В своих трудах Маритен проводил различие между первопричиной социальных институтов (усматривая таковую в Боге) и реальной детерминацией происходящих в обществе событий. "Проистекая всецело от народа, власть изначально происходит от Бога", - писал он. Учение Маритена представляло собой не что иное, как один из вариантов модернизации социальной теории католицизма применительно к условиям высокоразвитого индустриального общества.
Источником естественного закона, согласно концепции, является Бог, который обладает абсолютным суверенитетом над своими созданиями и не несет перед ними моральных обязанностей. Маритен определял естественный закон как установленные Божественным Разумом "универсальные нормы права и долга". Бог - первый принцип естественного права. Человек же имеет естественные права и способен осознавать их в силу своей сопричастности (коннатуральности) Божественному Разуму. "Личность обладает абсолютным достоинством, поскольку она состоит в прямых отношениях с Абсолютом"(607). Современная эпоха характеризуется, по мнению философа, стремлением расширить и обновить понимание естественного права, сложившееся в XVIII столетии.
Маритен предложил собственную классификацию прав человека, разделив их на три вида.
Фундаментальные права личности (человека как такового) включают в себя: право на жизнь и личную свободу, право вступать в брак, право частной собственности, право на стремление к счастью и др. Эти права являются естественными в строгом значении слова, ибо коренятся в самой природе человека как свободного и духовного существа. Человеческая личность, писал Маритен, принадлежит миру высших ценностей, трансцендентных государству.
Политические права (или права гражданина) определяются законодательством страны, однако косвенно они зависят от естественного права и образуют его продолжение, так как установления государственной власти становятся законом лишь в силу их соответствия естественному праву.
К политическим правам относятся: право народа устанавливать конституцию государства и определять форму правления, право граждан на активное участие в политической жизни, в том числе в равных выборах, право объединения в политические партии, свобода высказываний и дискуссий, равенство граждан перед законом и судом. Согласно взглядам Маритена реализация этих прав с помощью церкви приведет к установлению христианской демократии, т.е. "по-христиански устроенного светского государства".
Наконец, социальные права человека (права трудящегося) охватывают: право на труд, право объединения в профсоюзы, право на справедливую заработную плату, на социальное обеспечение в случае безработицы или болезни, по старости и т.п. Трудящиеся вправе участвовать, при наличии соответствующих условий, в управлении предприятием, стать его совладельцами.
Признание социальных прав личности наряду с правом частной собственности позволяет, считал Маритен, избежать пороков как капитализма, так и социализма. Философ отстаивал идеи "третьего пути" развития общества. Коммунистическая революция, по его мнению, не способна устранить пороки "капиталистического беспорядка", поскольку она нацелена на решение вопросов, связанных исключительно с распределением земных, материальных благ. "Капиталистическую экономику следует критиковать не с точки зрения исторического материализма, не с позиций марксистских постулатов, вроде теории прибавочной стоимости или полного отрицания легитимности частной собственности, а с точки зрения нравственных и духовных ценностей, во имя социального верховенства личности, имея в виду, что человеческая жизнь сориентирована на достижение подлинной автономии и свободы"(609). Примерно в это же время В. Майхофер и А. Кауфман, крупнейшие представители естественно-правовой школы в немецкой юриспруденции, выступили с заявлениями о бесперспективности дальнейши

Правовая теория Цицерона. Различая естественное и позитивное право, 3. Римские стоики. Сенека.  Цивильное права. 5. Раннее христианство.


КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права Тема: ”Теория естественного права: история и современность”.  Не случайно в Локке видят одного из представителей раннего либерализма и даже его основателя. С его точки зрения

Раньше всего бурж. теория Е. п. была разработана Гуго Гроцием, дальнейшее развитие она получила у англ. политич. писателей 17 в. - Дж.  Томас Рид: теория естественного права и здравый смысл Авторы Гурьевская, Любовь Алексеевна


Наука административного права понятие предмет метод

1. Понятие, предмет и методология науки административного права. К оглавлению.  Кроме того, в инструментарии административно-правовой науки используются результаты и методы научных разработок таких наук, как социология

2. Предмет и метод административного права.  Понятие науки административного права является более широким чем отрасль административного права и учебная дисциплина, так как там рассматривается перспективы развития

Подробнее...

Нормативно правовое регулирование документооборота

В нормативной части, как и в существующем сегодня документе, определяются основные задачи и функции, правовое регулирование деятельности  Понятие «документооборот», его развитие и нормативно-методическая регламентация.

Анализ нормативно-правовой и методической базы регулирования электронного документооборота показал, что для полноценного использования электронных документов необходимо дальнейшее

Подробнее...

Защита прав концессионера при коммерческой концессии

Защита интересов потребителя концессии обеспечивается посредством  Что входит в объем передаваемых прав договора коммерческой концессии: Право на товарный знак, знак обслуживания.

Договор коммерческой концессии: франчайзинг в салонном бизнесе. Каковы обязанности сторон, прописанные в договоре коммерческой концессии в сфере франчайзинга?  Общество защиты прав потребителей 4.76%.

Подробнее...

Институт медиации и права

Задачи Центра медиации и права: Внедрение и развитие института медиации и иных альтернативных методов урегулирования споров в Белгородской области

Аттестация медиаторов продолжается. Председателям судов о медиации. Медиация: от Парижа до Сибири.  20 февраля 2015 года г. Караганда, Казахстан состоится Международная конференция «Медиация - новый правовой институт как средство

Подробнее...