Шпаргалка методы конституционно правового регулирования

Шпаргалка по "Конституционное право". Дата добавления: 04 Февраля 2013 в 15:17 Автор  По назначению в механизме правового регулирования КПН разделяются на  Методы изучения конституционно-правовых норм и институтов разнообразны.

Конституционное право РФ – основополагающая отрасль права, регулирующая фундаментальные общественные отношения:
• конституционный строй, формы и способы осуществления государственной власти;
• правовое положение личности;
• государственное (национально-территориальное) устройство государства;
• организацию и деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Конституционное право РФ регулирует основополагающие положения во всех сферах жизнедеятельности российского общества и государства. Содержание этого регулирования отражает качественную характеристику государства через определение формы государства в соответствии с теоретико-правовыми разработками.
Форма государства – это устройство государственной власти, включая приемы и методы осуществления государственной власти (форма политического режима), порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления (форма правления), а также порядок взаимоотношений между центральными и региональными органами власти (форма государственного устройства).
Объектом конституционного права, т. е. сферой общественных отношений, регулируемых нормами конституционного права (предметом этой отрасли права) является особый срез общественных отношений, имеющихся во всех сферах жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной и духовной. Это фактические отношения по поводу устройства государства и организации государственной власти, включая отношения между человеком и государством.
Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования. В конституционно-правовом регулировании общественных отношений, как и в большинстве других отраслей права, часто встречаются метод обязывания и метод запрещения, которые вместе образуют так называемый императивный метод. Например, ст. 58 Конституции РФ устанавливает обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам, а ч. 5 ст. 13 Конституции РФ запрещает создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ, подрыв безопасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.
Также часто применяется метод дозволения (диспозитивный метод). Например, субъекты права законодательной инициативы, поименованные в ч. 1 ст. 104 Конституции РФ, могут как реализовывать, так и не реализовывать указанное право.
2. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОТНОШЕНИЯ: СУЩНОСТЬ И ЭЛЕМЕНТЫ

Тип: Шпаргалка; Size: 1.13 Mb.; Понятие, предмет и метод конституционного права РФ.  Конституционное право не имеет своего специального метода правового регулирования.

Конституционно-правовые отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами конституционного права, представляющие собой двустороннюю конкретную связь между специальными субъектами. Основы отношений типа государство – государство, государство – гражданин, федерация – субъект федерации, президент – парламент, депутат – избиратель, а также отношения и формы взаимодействия различных структур, институтов и ветвей власти регулируются конституционным правом и составляют конституционно-правовые отношения.
Элементами конституционно-правовых правоотношений являются субъекты, объект, содержание, юридический факт.
Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.
К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.
Иностранные граждане ограничены в некоторых правах (прежде всего, политического характера), но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Также иностранные граждане исполняют соответствующие обязанности (в частности, по уплате законно установленных в РФ налогов и сборов). Правовой статус иностранцев различается в зависимости от вида проживания на территории России: у постоянно проживающих и временно проживающих права различны.
Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений.
Они делятся на следующие виды: 1. Государство. 2. Субъекты РФ. 3. Государственные органы и учреждения. 4. Органы местного самоуправления. 5. Общественные объединения (в частности, политические партии). 6. Некоторые другие субъекты (например окружные избирательные комиссии, не являющиеся государственными органами).
Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ, принявший на всероссийском референдуме Конституцию РФ.
Юридические факты – это конкретные жизненные обстоятельства, с которыми норма права связывает наступление определенных юридических последствий. Юридические факты разнообразны.
По волевому признаку юридические факты делятся на события и действия. События – это такие обстоятельства, которые объективно не зависят от воли и сознания людей. Действия – это факты, которые зависят от воли людей. Действия подразделяются на правомерные и неправомерные. К правомерным юридическим фактам относятся, в частности, многочисленные акты – документы различных государственных органов (органов местного самоуправления) и должностных лиц, как нормативного (содержащие правовые нормы, рассчитанные на неопределенный круг лиц), так и индивидуального характера.

Шпаргалки по праву. Конституционное право зарубежных стран.  55. Референдум в РФ: понятие, виды, правовое регулирование.  14. Методы науки конституционного права. 15. Понятие и сущность конституции.

По виду наступающих последствий различают следующие категории юридических фактов: а) правообразующие; б) правоизменяющие; в) правопрекращающие.
Нередко для возникновения предусмотренных правовой нормой юридических последствий необходим не один юридический факт, а их совокупность, которую называют юридическим составом.
3. ИСТОЧНИКИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
1. Конституция РФ.
2. Общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ.
3. Федеральные конституционные законы, принимаемые по вопросам, предусмотренным Конституцией РФ.
4. Федеральные законы, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1999 г. Федеральный закон «О принципах и порядке разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ»).
5. Решения Конституционного Суда РФ (в частности, о толковании Конституции РФ).
6. Постановления палат Федерального Собрания РФ (в частности, регламенты палат Федерального Собрания РФ).
7. Указы Президента РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам (напр., принятый в 1997 г. указ Президента РФ, которым утверждается Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища).
8. Постановления Правительства РФ, принимаемые по конституционно-правовым вопросам, издаваемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ (напр., принятое в 2002 г. Постановление Правительства РФ, которым утверждается Положение о выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание).
9. Нормативные акты федеральных органов исполнительной власти, принимаемые в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента РФ и Постановлениями Правительства РФ (напр., в 1999 г. Министерством юстиции РФ, в соответствии с Постановлением Правительства РФ, были изданы Разъяснения о применении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации). Некоторые исследователи также полагают постановления Центральной избирательной комиссии РФ нормативного характера источником конституционного права.
10. Конституции (уставы) субъектов РФ.
11. Законы субъектов РФ конституционно-правового содержания (напр., законы субъектов РФ о конституционных (уставных) судах субъектов РФ).
12. Решения конституционного (уставного) суда субъекта РФ (в частности, о толковании конституции (устава) субъекта РФ).
13. Некоторые нормативные правовые акты органов государственной власти субъектов РФ (напр., решение высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ о структуре исполнительных органов государственной власти субъекта РФ).
14. Уставы муниципальных образований.
15. Некоторые нормативные акты органов местного самоуправления (напр., регламент заседаний представительного органа местного самоуправления, утвержденный его постановлением).
4. НОРМЫ, ИНСТИТУТЫ И ПОДОТРАСЛИ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ. НАУКА КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА РФ
Норма конституционного права в традиционном ее понимании представляет собой правило поведения субъектов правовых отношений, выраженное в виде их прав и обязанностей. Существуют нормы-принципы, нормы-дефиниции, нормы-задачи, а также регулятивные (обязывающие, управомочивающие и запретительные) и правоохранительные нормы конституционного права.
Выделяют обычно следующие подотрасли конституционного права (и важнейшие правовые институты в рамках указанных подотраслей):
1. Парламентское право (институты права законодательной инициативы, чтений законопроекта, принятия закона одобрения закона, наложения «вето» главой государства, статуса депутата, депутатского запроса и др.).
2. Судебное право (институты назначения судей, органов судейского сообщества, статуса судей, удаления судьи в отставку и др.).
3. Избирательное право (институты избирательных комиссий, регистрации кандидата, предвыборной агитации, финансирования выборов, повторного голосования и др.).
4. Муниципальное право (институты форм прямого волеизъявления граждан, ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления, финансово-экономической основы местного самоуправления и др.).
5. Выделяют также ряд правовых институтов конституционного права, которые обычно не включают в ту или иную подотрасль конституционного права (например, институты пересмотра Конституции РФ, Уполномоченного по правам человека в РФ и др.).
Наука конституционного права РФ изучает конституционное законодательство, как отечественное, так и зарубежное, а также пути и возможности его оптимизации.
Разработки конституционалистов находят свое выражение на практике, в частности, в деятельности Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судо

Конституционно-правовые отношения – массовые и наиболее значимые для  Предмет регулирования конституционного права – отношения, которые  Шпаргалка_РИОР, 2010 -102с. Право это единство норм, оно подразделяется на15 декабря 2015


Дата: 10 Декабря 2011 в 14:14 Автор: Пользователь скрыл имя Тип: шпаргалка.  Конституционное право имеет основополагающее значение для установления налоговых норм.  Метод правового регулирования – это способ, с помощью

Право. Скачать шпаргалку по праву.  Метод конституционно-правового регулирования 5 0.0. Конституционно-правовые нормы 6 Глава II.


Кодификация права внешних сношений

1. Понятие и источники права внешних сношений.  публичного права, являясь, быть может, древнейшей из его отраслей, во многом базируется на международном обычае, хотя начиная с XIX в. подвергалась постепенной кодификации, и ныне

Развитие международного права и правового регулирования внешних сношений государств. Глава 1. ИСТОРИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА И ПРАВА ВНЕШНИХ СНОШЕНИЙ. 1.1. Становление и кодификация права

Подробнее...

Законность заключения срочного трудового договора

Если суд при разрешении спора о правомерности заключения срочного трудового договора установит, что такой договор заключен работником вынужденно, то к договору будут применены правила договора25 февраля 2015

Устанавливая ограничения возможности заключения срочного трудового договора, законодатель тем самым отдает приоритет заключению трудовых договоров на неопределенный срок.

Подробнее...

Кто проверяет законность нормативных актов

Срок для обращения в суд с заявлением об оспаривании нормативного правового акта законом не установлен, в связи с  При этом суд не связан доводами, содержащимися в заявлении об оспаривании правового акта, и обязан проверить законность и

Законность подобного регионального нормативного акта может быть проверена лишь с точки зрения формы акта, порядка его принятия и т.д. В связи с этим в процессуальном законодательстве целесообразно, на наш взгляд

Подробнее...

Незаконное лишение свободы охранниками предприятия моральный ущерб

филиал К У Р С О В А Я Р А Б О Т А дисциплина: ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ тема: Моральный вред и его компенсация Проверил: доцент к. ю. н. Поскольку незаконное лишение свободы

Незаконное лишение свободы.  Начнем с предприятия. Действия начальника охраны обсолютно неправомерны, т.к. нарушают принципы, заложенные в п. 2 ст. 16 (Арест допускается тлько в предусмотренных законом случаях ), а также п. 2 ст. 17

Подробнее...