Система источников права республики беларусь

Название: Правовой обычай в системе источников права Республики Беларусь. Авторы  Ключевые слова: Право;Республика Беларусь. Дата публикации: 2010.

1. Понятие и предмет конституционного права Республики Беларусь. КП может использоваться в 3 значениях: отрасль права, юридическая наука, учебная дисциплина.
КП как отрасль права – это система внутреннесогласованных правовых норм, закрепляющих и регулирующих группу общественных отношений, которые обуславливает:
• Социально-экономическое, полит. и территор. устройство государств;
• Осуществление основных прав и свобод человека и гражданина;
• Система внутреннего самоуправления.
КП регулирует общ. отношения, складывающиеся во всех сферах общества: полит., экономич., соц., дух……Предметом регулирования КП являются наиболее важные общ. отношения. Поэтому КП – базовая отрасль права.
Метод правового регулирования-это система или совокупность приемов и способов правового воздействия на общественные отношения.
Методы:
1.Обязывания-применение норм обязывающих какой- то орган или лицо осуществлять определенные действия
2.Запрета - нормы, запрещающие кому – нибудь совершать определенные действия.
3.Дозволения-разрешают совершать определенные действия органам или лицам.(ст.101 Палата представителей и совет республики могут делегировать президенту законодательные полномочия.)
КП тесно связано с другими отраслями права. Именно с КП начинается формирование национального права. В КП находятся истоки других отраслей права. Нормы КП получают дальнейшее развитие в других отраслях права, в том числе административном, гражданском, трудовом, уголовном.
Нормы КП, определяя систему органов власти, правовой статус этих органов, устанавливают основные начала административного права. КП, закрепляя различные формы собственности, определяет основы гражданско-правовых отношений.
КП, закрепляя основные принципы, определяет вектор развития текущего законодательства.
КП тесно соприкасается с политической сферой. Политика, расстановка полит. сил предопределяют содержание и развитие конституционного права, его динамизм, стабильность.
2. Конституционно-правовые нормы и институты. Конституционно-правовые нормы – установленные или санкционированные государством общеобязательные правила поведения, регулирующие общественные отношения, входящие в предмет КП, т.е. это нормы, которые в своей совокупности составляют КП.
КП нормы имеют свойственные всем правовым нормам признаки:
1). Исходят от государства и являются выражением его воли;2).Имеют формальную определенность, что выражается в письменной форме, наличии внутреннего строения нормы;3). Подкрепляются силой государства
КП нормы имеют и присущие только им признаки:

Хотя белорусской правовой системой признается в качестве источников права и такие разновидности правовых норм, как обычай.  Лазарева, 1996. 10. «Основы права Республики Беларусь», В.С. Иванов.

1).Они включают особую сферу регулирования, что проявляется в предмете КП;
2).КП нормы имеют свои формы (источники), в которых фиксируются (Конституция, международный договор, правовой обычай, судебный или административный прецедент).
3).КП нормам присущ учредительный характер( определяют систему гос. органов, их статус и взаимоотношения, устанавливают вектор развития всех иных отраслей;
4).Субъекты не только граждане, но и такие специфические, как народ, государство, депутат, избиратель….
5).КП нормы не содержат санкцию – элемент, предусматривающий последствия неисполнения КП норм и меру юридич. ответственности нарушителя.
КП нормы классифицируют по:
1).юрид. силе (зависит от того, в каком нормативном акте содержится правило поведения);
2).методу прав. регулир., т.е. по способу возд. на отношения и их участников: убеждения и принуждения. Нормы убеждения (регулятивные) ориентированы на добрую волю участников отношений. Нормы принуждения (охранительные) используют метод принуждения.
3).характеру предписаний: управомочивающие (определяют компетенцию гос. органов и основные права граждан), обязывающие (устанавливают обязанности гос. органов и граждан) и запрещающие (предусматривают правила запретительного характера).
4).степени определенности содержащихся предписаний:
- императивные, т.е. содержащие категорические требования;
- диспозитивные, т.е. предусматривающие различные варианты поведения;
5).назначению в механизме прав. Регулирования: материальные и процессуальные, где матер. Определяют, что подлежит регулированию, а процесс. – как оно осуществляется (определяют порядок, формы и методы реализации норма матер. права)
6).территории действия: действующие на всей территории РБ и действующие в пределах административно-территориальной единицы.
Институты – устойчивые группы прав. норм, регулирующих соответствующую разновидность обществен. отношений. КП институты – определенные звенья данной отрасли, действующие во взаимосвязи.
Основной признак объединения в институт – однородность регулируемых общ. отношений.
К КП институтам относятся совокупности норм, устанавливающие основы КП строя; определяющие прав. статус человека и гражданина; избират. систему
3. Конституционно-правовые отношения их субъекты, объекты, содержание. К-П отношения – это общественные отношения, урегулированные нормами КП. Если обычно право не создает общественные отношения, регулирует их, то К-П отношения создают основу для развития новых связей (отношений).
КП отношениям присущи как общие (характерные для других видов правоотношений), так и специфические черты. Общие:

Нормативный правовой акт как источник экологического права республики беларусь.  Ēпостановление Совета Министров Республики Беларусь отĊ ěĞĊиюляĊĜĚĚĝĊгĘĊ №ĊģĞģĊƕО Национальной системе

1).Возникают, изменяются и прекращаются только на основе права;
2).Носят волевой характер;
3).Предполагают наличие у сторон субъективных права и юридических обязанностей;
4).Гарантируются государством и их исполнение подкрепляется принудительной силой гос-ва, созданием с его стороны соответств. условий;
Специфические черты:
1).Особенности содержания КП норм. К-П отношения отличаются разнообразием видов отношений, урегулированных нормами его права. Так, конституционные нормы через определение основных начал, принципов регулируют уголовные, трудовые, жилищные, налоговые и другие виды отношений.
2).особый субъектный состав (народ, государство). Основной субъект КП отношений – человек без различия, гражданин он, иностранец или апатрид.
Субъекты КП отношений не всегда равноправны.
Для возникновения КП отношений необходимо наличие: 1). Не менее 2 субъектов, 2). Нормы права, регулирующей соответствующие общ. отношения, 3). праводееспособность субъектов, 4). юрид. факт.
Правоспособность – признаваемая государством общая возможность какого-либо субъекта иметь права и обязанности, способность быть их носителем. Возникает с момента рождения и прекращается со смертью.
Дееспособность – способность субъекта осуществлять своими личными действиями права и обязанности, отвечать за свое поведение, быть участником правоотношений. Она зависит от псих. Состояния лица и возраста.
Юрид. факт – событие или действие, с которыми нормы права связывают возникновение, изменение или прекращение правоотношений. События – такие обстоятельства, которые не зависят от воли людей. Действия – жизненные обстоятельства, которые зависят от воли людей. Могут быть правомерные и неправомерные.
По характеру последствий различают правоустанавливающие, правоизменяющие и правопрекращающие факты.
Для возникновения, изменения и прекращения отдельных правоотношений требуется юр. Состав, т.е. сосвкупность фактов.
Объектом КП отношений – общественные отношения. Это могут быть материальные блага (зарплата Президента, депутатов), нематериал. блага (жизнь, свобода, достоинство), поведение, действия субъектов (ответственность депутатов за совершение преступлений).
Виды КП отношений:
1).Конкретные - четко определены субъекты, их взаимные права и обязанности
2).Общие – конкретно не определены субъекты, их взаимные права и обязанности
5. Источники конституционного права Республики Беларусь. Их общая характеристика и иерархия. Источники КП – внешние формы выражения конституционно-правовых норм. Источниками КП РБ являются НПА, которые содержат нормы КП.
НПА – официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного лица в пределах компетенции или путем референдума с соблюдением процедуры установленной законодательством РБ, содержащий общеобязательные правила поведения и рассчитанный на неопределенный круг лиц и неоднократное применение.
Система НПА в нашей республике определяются Конституцией и изданными в соответствии с ней подконституционными актами. В них определенны органы, имеющие право принимать нормативные акты, и порядок издания таких актов. НПА – это официальный документ установленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченного государственного органа или путем референдума с соблюдением установленной законодательством РБ процедуры, содержащие общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг людей и неоднократное применение.
Иерархия НПА: Конституция, междунар. Договоры, законы, декреты и указы Президента, постановления Правительства, н-пр. акты министерств и ведомств, акты, принятые местными органами гос. Власти.
РБ признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.
Конституция – Основной закон страны, главный источник КП.
Конституц. Законы: законы о внесении изменений и дополнений, о введении в действие Конституции, акты о толковании Конституции.
Программные законы – законы, принятые в установленном законом порядке и по определенным вопросам: законы о осн. Направлениях внутренней и внешней политики, о военной доктрине.
Кодекс – закон, обеспечивающий полное системное регулирование опред. Области общ. отношений.
Обычные законы регулируют вопросы гос. И общ. жизни, носят комплексный характер
Контроль за конституционностью НПА осуществляет Конституц. суд.
6. Место конституционного права в системе права Республики Беларусь. КП – это отрасль права, которая представляет собой систему правовых норм, устанавливающих и закрепляющих основы конституционного строя, правовое положение личности в обществе и государстве, основы организации и деятельности системы государственных органов, а также органов самоуправления.
КП – это отрасль права, представляющая собой совокупность правовых норм, устанавливающих и закрепляющих К-П отношения в обществе и государстве.
Какие же общественные отношения регулируются данной отраслью права, т.е., что является п

III. Система нормативных актов в Республике Беларусь. 50. 3.1. Иерархическая структура источников права в Республике Беларусь.


Источники и система конституционного права Право Конституционное право.  Их иерархия определена в Законе Республики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь» от 10.01.2000г. (с послед. редакциями).

В любом современном государстве источники права (и прежде всего законы) упорядочены, но вместе с тем они вряд ли составляют строгую систему  3. Василевич Г.А., «Конституционное право Республики Беларусь»: учебник- Минск, 2002 год.


Одновременно естественным правом и обязанностью является

Характер взаимоотношения права и личности является важнейшим показателем состояния общества в целом, целей и перспектив его разлития.  Таким образом, осуществление естественных прав каждого человека встречает лишь те границы

Это право является одновременно также обязанностью природопользователей - не собственников.  пользования водными объектами естественное или искусственное исчезновение водных объектов переход права пользования водными объектами в

Подробнее...

Общая характеристика правонарушений в местах лишения свободы

1 Общая характеристика преступности в местах лишения свободы. Преступность в России характеризуется неизменным  повышения эффективности деятельности по исправлению преступников, а значит, и по профилактике правонарушений в их среде.

Понятие и виды, общая характеристика преступности в местах лишения свободы.  ВведениеОсновную массу правонарушений в местах лишения свободы составляют насильственные проступки, они же представляют собой наибольшую общественную

Подробнее...

Поддержка малого предпринимательства владимирской области

Информируем Вас о том, что Департаментом развития предпринимательства, торговли и сферы услуг администрации Владимирской области создан новый инструмент поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - Фонд

Во Владимире обсудили меры поддержки малого и среднего предпринимательства. По поручению главы Владимирской области Светланы Орловой первый вице-губернатор Алексей Марченко провел заседание16 декабря 2015

Подробнее...

Общие и специальные методы науки административного права

2.2. Предмет, метод, методология и задачи науки административного права.  Частнонаучные (специальные) методы познания: аналитическое и социологическое обследование, статистический анализ, сравнительно-правовой

2. Метод административного права.  При систематизации же административного права как науки в роли таких «кирпичиков» выступают наши знания в этой сфере.  Наряду с общим и специальным административно-правовым статусом, каждый из

Подробнее...