Содержание и сущность основных институтов административного права

Подотрасли и правовые институты административного права. Административное право Украины. admin / 15.10.2014.  Происхождение, сущность и функции политических партий (317).

Основные понятия, характеризующие административное право Основные институты административного права Субъекты административного права: понятие и виды.... Административное право как отрасль Административное право отрасль права, науки и учебная дисциплина Субъекты административного права: понятие и виды.... ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Основы административного права Предмет, метод и задачи административного права Понятие и предмет административного права Главная Право Административное право
Лекция І. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА Лекция 1. СУЩНОСТЬ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Предмет административного права
Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы общественных отношений, которая регулируется этой отраслью права. Круг общественных отношений, регулируемых данной отраслью, составляет предмет административного нрава. Входящие в него общественные отношения отличаются принципиальной однородностью. В связи с этим разграничение между различными отраслями проводится, прежде всего, по предмету правового регулирования. Этот подход справедлив и для понимания природы административного права.
Административное право регулирует особую группу общественных отношений, специфика которых заключается в том, что они возникают в сфере реализации исполнительной власти (государственного управления). В юридической науке эта сфера обозначалась латинским термином (управление). В связи с этим в теории административного права сформировался вывод о том, что эта отрасль права связана с регулированием государственно-управленческой деятельности, являясь по своему юридическому назначению управленческим правом или — правом управления.
Для характеристики предмета административного права и раскрытия его основных черт необходимо уяснение понятий таких категорий, как "государственное управление" и "исполнительная власть".
Вопрос о том, что представляет собой государственное управление как сфера деятельности и юридическая категория, в настоящее время является в известной мере дискуссионным. Будучи сложным явлением, государственное управление исследуется под разным углом зрения в рамках различных концептуальных схем.
Подход к рассмотрению государственного управления как юридической категории определяется тем, что его понятие рассматривается с позиций наук теории государства и права, конституционного и административного права в неразрывной связи с осуществлением функций государства и понимается как один из видов государственной деятельности по их реализации.

Понятие и сущность административного права СОДЕРЖАНИЕ 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ  Административное право является опорной, базисной отраслью правовой системы наряду с конституционным, гражданским и уголовным.

В юридической науке анализ государства обязательно предполагает рассмотрение его функций, представляющих собой важнейшие качественные характеристики его деятельности. В теории государства и права под функциями государства понимаются основные направления внутренней и внешней деятельности государства, в которых выражаются и конкретизируются его сущность и социальное назначение. Они реализуются в законодательной, управленческой и судебной деятельности государственных органов.
В теории государства и права управленческая деятельность (государственное управление) представляет собой основанную на законах реализацию органами исполнительной власти исполнительно-распорядительных функций в сферах развития экономики и культуры, социального обеспечения и здравоохранения, транспорта и связи, обеспечения безопасности государства и охраны общественного порядка, обороны страны и т.д.
Помимо своего содержания государственное управление отличается от законодательной и судебной деятельности еще тем, что осуществляется органами исполнительной власти в особых формах. Так, этими органами издаются подзаконные нормативные правовые акты, направленные на реализацию их функций. Эти акты не должны противоречить законам и могут быть издаваемы лишь в том случае, если закон уполномочит к тому те или другие органы исполнительней власти.
Органы исполнительной власти и должностные лица совершают действия, направленные на исполнение законодательных и иных нормативных правовых актов. К такого рода действиям относится выдача удостоверений, документов, разрешений на производство какой-либо деятельности, а также другие исполнительные действия. Наконец, в установленных законом случаях сотрудники этих органов (например, сотрудники милиции) имеют право на осуществление принудительных действий, применение в определенных случаях физической силы и оружия.
Таким образом, государственное управление является одной из форм государственной деятельности. От законодательной и судебной деятельности оно отличается как своим содержанием, так и теми формами и методами, в которых проявляется, и теми органами, от которых исходит. Каждая из указанных форм, в том числе и государственное управление, с учетом свойственных ей способов и средств служит целям реализации функций государства.
Можно выделить следующие черты государственного управления как административно-правовой категории.
1. Государственное управление как вид государственной деятельности имеет самостоятельные цели. Они заключаются в повседневном исполнении, т.е. в проведении в жизнь, требований законов и подзаконных актов. Это означает, что государственное управление практически выражается в осуществлении исполнительной по своему характеру деятельности.

13. Понятие и содержание института квотирования. 14. Понятие и основания  3. Основные направления развития административного права в XXI веке.  Тема 9. Понятие и сущность специальных административно-правовых режимов, их виды.

2. Государственное управление носит непосредственно деятельностный характер, т.е. в процессе его осуществления непосредственно реализуются функции государства в различных сферах: политических, хозяйственных, социальных и др.
3. Государственное управление носит государственно-властный характер и представляет собой единый процесс, в котором исполнительная и распорядительная стороны взаимно обусловлены.
4. Субъектами, осуществляющими государственное управление, являются Президент РФ, Правительство РФ и органы исполнительной власти, а также ряд других государственных органов, в частности органы военного управления, имеющие определенную законодательными и иными нормативными правовыми актами компетенцию, направленную на их реализацию.
5. Государственное управление является видом государственной деятельности, в рамках которого реализуется исполнительная власть. Все субъекты исполнительной власти являются органами государственного управления. Однако государственное управление по своему субъектному составу является более широким, чем исполнительная власть, поскольку к его субъектам необходимо также отнести Президента РФ, а также определенные государственные органы, не являющиеся органами исполнительной власти.
6. Законодательством РФ предусмотрена возможность административного правотворчества, сочетающего правоприменение и правоустановление.
С учетом изложенного, государственное управление как юридическая категория представляет собой одну из форм государственной деятельности, направленную на исполнение положений законов и иных нормативных правовых актов, осуществляемую Президентом РФ, Правительством РФ и органами исполнительной власти и другими субъектами государственного управления, сущность которой состоит в осуществлении ими нормативно определенных задач и функций путем использования принадлежащих им государственно-властных полномочий.
Понятие государственного управления, выработанное юридической наукой, как организационно-правовой формы осуществления исполнительной власти, вида государственной деятельности, направленного на исполнение законов и иных нормативных правовых актов, отличается по своей сущности от понятия "управление", используемого в кибернетике, теории управления, политологии, экономике и ряде других наук. Это обусловлено тем, что понятие "управление" ("государственное управление"), используемое в юридической науке, не является общим понятием для таких разных по своей сущности явлений, как управление в кибернетическом смысле (взаимодействие субъектов и объектов в природе и технике путем механизма прямых и обратных связей); социальное управление как воздействие государства и его институтов на общество, а также управление как деятельность, направленная на организацию функционирования учреждения, предприятия и организации (менеджмент).
Для понимания сущности государственного управления и определения субъектов, его осуществляющих, особое значение имеет проблема соотношения этой категории с понятием "исполнительная власть", которая закреплена в Конституции.
В демократических государствах разделение форм деятельности государства осуществляется на основе разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Поскольку существуют три основные функции государственной власти — законодательная, исполнительная и судебная, то каждая из этих функций должна исполняться самостоятельно соответствующим органом государственной власти. Согласно ст. 11 Конституции государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ. Государственную власть в субъектах РФ осуществляют образуемые ими органы государственной власти.
Говоря об исполнительной власти в Российской Федерации, необходимо отметить, что в соответствии со ст. 110 Конституции исполнительную власть РФ осуществляет Правительство РФ. Согласно ст. 77 Конституции в пределах ведения и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуют единую систему исполнительной власти в Российской Федерации. Федеральные органы исполнительной власти по соглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ могут передавать им осуществление части своих полномочий, если это не противоречит Конституции и федеральным законам. Органы исполнительной власти субъектов РФ по соглашению с федеральными органами исполнительной власти могут передавать им осуществление части своих полномочий.
Сущность исполнительной власти состоит в ее организующем и распорядительном характере. Она необходима для налаживания сложной сети общественных связей в экономической, социально-культурной и административно-политической

СОДЕРЖАНИЕ. Следующая >. Общая часть. Основные институты Административного права.  Предмет административного права. Для понимания сущности и особенностей любой отрасли права важно понимание сферы


Содержание. Понятие и сущность административного ПРАВА3. Административно - правовое регулирование государственной СЛУЖБЫ7.

Сущность и основные институты административного права. Дата добавления: 2014-10-23; просмотров: 66.  Виды и содержание таких функций обусловливаются сферой или областью государственного управления.


Какие суды осуществляют судебную защиту гражданских прав

Статья 11. Судебная защита гражданских прав. 1. Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет в соответствии с подведомственностью дел, установленной процессуальным законодательством, суд, арбитражный суд

В статье 46 Конституции РФ каждому человеку гарантируется право на судебную защиту нарушенных прав – гражданских  Наша юридическая фирма осуществляет квалифицированную судебную защиту прав в любых судах по различным

Подробнее...

Лишение свободы за вождение в нетрезвом виде

штрафы, лишение водительских прав, ограничение свободы и пр. Однако статистика неумолима: по вине автовладельцев  По решению суда автовладелец, задержанный за рулем в нетрезвом состоянии и уже наказанный за вождение в пьяном виде

Причём минимальный предел ограничивается 2-мя годами лишения свободы, когда  Такое лишение прав за пьянку применяется при повторно выявленном нарушении в виде вождения в нетрезвом виде или передачи управления пьяному водителю.

Подробнее...

Марксистская теория права тгп

Марксистская теория государства и права развивалась и развивается на собственной методологической, политической и идеологической основе.

Определение термина марксистская теория происхождения государства и права. marksistskaya teoriya proishozhdeniya gosudarstva i prava это. Похожие слова.

Подробнее...

Иск о признании гражданина безвестно отсутствующим

ЗАЯВЛЕНИЕ. о признании безвестно отсутствующим.  Подтвердить обстоятельства, указанные в иске, могут следующие свидетели  Приложения: 1. Доказательства, подтверждающие безвестное отсутствие гражданина (ответы

Например, заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим в суд может подать банк или иное кредитное учреждение, выдавшее ссуду гражданину.

Подробнее...