Причинно-функциональное соотношение права и иных социальных институтов

Теория государства и права – Автор неизвестен. 13.3.1. Соотношение права и иных социальных норм.  18.1.2. Виды правовых институтов.

Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы
§ 1. Общество: его понятие и структура
§ 2. Общество и его социальные и политические институты
§ 3. Общество и власть
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
§ 5. Первобытное (догосударственное) общество
Глава 5. Происхождение государства и права
§ 1. Причины и условия возникновения государства и права
§ 2. Особенности возникновения права
§ 3. Основные теории происхождения государства
§ 4. Основные теории возникновения права
§ 5. Соотношение общества и государства
§ 6. Общество и право
§ 7. Человек, государство и право
Глава 6. Государственно-правовое воздействие на экономику, политику и культуру
§ 1. Государственно-правовое воздействие на экономику
§ 2. Государственно-правовое воздействие на политику
§ 3. Государственно-правовое воздействие на культуру
Глава 7. Государство и право в политической системе общества
§ 1. Общая характеристика политической системы общества
§ 2. Закономерности развития политической системы общества
§ 3. Государство в политической системе общества
§ 4. Право и политическая система общества
Глава 8. Гражданское общество и правовое государство
§ 1. Понятие гражданского общества
§ 2. Структура гражданского общества
§ 3. Возникновение и развитие учения о правовом государстве
§ 4. Основные принципы правового государства
§ 5. О формировании правового государства в России
Раздел второй. Соотношение общества, государства и права
Глава 4. Общество, его структура, социальные, политические институты и регуляторы
§ 1. Общество: его понятие и структура
В научной и учебной литературе дается много определений и характеристик человеческого общества, но все они сходятся в одном: общество есть продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, внутренне противоречивый организм, сущность которого заключается в многообразных (экономических, нравственных, религиозных и др.) связях и отношениях между людьми, их объединениями и общностями. Это сложная, саморазвивающаяся система связей людей, объединенных экономическими, семейными, групповыми, этническими, сословными, классовыми отношениями и интересами. В обществе действуют прежде всего не биологические, а социальные законы.
Рассмотрение общества в качестве системы общественных отношений, основу которых составляют экономические (материальные) отношения, позволяет, во-первых, подходить к нему конкретно-исторически, выделять различные общественно-экономические формации (рабовладельческое, феодальное, капиталистическое, социалистическое общество); во-вторых, выявить специфику главных сфер общественной жизни (экономической, политической, духовной); в-третьих, четко определить субъектов социального общения (личность, семья, нация и др.).

= Перейти к содержанию учебника =. § 3. Соотношение норм права с иными социальными нормами.  Это легко. 6. Статут и общие институты и понятияколлизионного права 320.

Общество появилось, когда люди выделились из мира животных. Человек – его главная предпосылка и первичная клетка, ибо, как говорил еще Аристотель, человек есть существо общественное. Поэтому важнейшая черта общества заключается в том, что оно представляет собой систему взаимосвязей разумных существ. Взаимодействуя с обществом, человек развивается сам и развивает свои социальные, сущностные свойства и силы и тем самым становится личностью и стимулирует прогресс общества.
В разные периоды исторического развития общество принимало различные формы, изменялись степень его зрелости, внутреннее строение, т. е. экономическая, социально-классовая, политическая структура. Первобытное общество, например, долгое время было более или менее однородно-коллективистским, не знало социального и другого расслоения. Постепенно структура общества усложнялась: с изменениями экономических отношений появились социальные общности, группы, классы и т. п., имеющие свои интересы и особенности.
§ 2. Общество и его социальные и политические институты
Общество не может обойтись без социальных, а затем и политических институтов, т. е. устойчивых социальных или политических установлений, учреждений, объединений и общностей, выполняющих необходимые для общества социальные либо политические функции.
Как уже отмечалось, люди – существа общественные, они не могут жить, трудиться, не объединяясь по потребностям и интересам, целям. Словом, социальные и политические институты возникают в силу биологических, социальных, политических и других причин с объективной необходимостью. Исторически первым социальным институтом были родовые общины. Род представлял собой группу (общность) людей, объединенных кровным или предполагаемым родством, общей собственностью, совместным трудом и уравнительным распределением. Данный социальный институт был весьма устойчивым и жизнеспособным. Он обеспечивал выживание людей, которые еще во многом зависели от природных сил и могли существовать только на базе коллективного хозяйственно-социального единства. Роды существовали и функционировали многие тысячелетия, они объединялись в более крупные социальные институты – племена. Позднее появились религиозные объединения (ордена и др.), торгово-купеческие гильдии и иные социальные институты. Исторически первым политическим институтом, самым важным и крупнейшим, стало государство. По мере усложнения общества и развития демократии возникают новые социально-производственные (кооперативы), социально-политические (профсоюзы), политические (политические партии) и другие институты.

и иных социальных нормах Право ТЕМА 1: ПРЕДМЕТ И МЕТОД теории государства и права.  динамичные социальные институты, где причины их развития коренятся в  Система права и система законодательства, их соотношение и взаимосвязь

§ 3. Общество и власть
Вместе с человеческим обществом возникает социальная власть как его неотъемлемый и необходимый элемент. Она придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности и порядка. Иными словами, это систематизирующий элемент, обеспечивающий обществу жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь людей становится организованной. Таким образом, социальная власть есть организованная сила, обеспечивающая способность той или иной социальной общности – рода, группы, класса, народа (властвующего субъекта) – подчинять своей воле людей (подвластных), используя различные методы, в том числе метод принуждения. Она бывает двух видов – неполитическая и политическая (государственная).
Власть – явление надстроечное, ее природа, свойства, функции определяются экономическими отношениями, базисом общества. Однако она не может функционировать помимо воли и сознания людей. Воля есть важнейший элемент любой социальной власти, без учета которого невозможно понять ее природу и суть отношений властвования. Сказанное обусловлено тем, что власть означает, с одной стороны, передачу (навязывание) властвующим своей воли подвластным, а с другой – подчинение подвластных этой воле. Воля прочно соединяет власть с ее субъектом: власть принадлежит той социальной общности, воля которой в ней воплощена. Бессубъектной, т. е. никому не принадлежащей, власти нет и быть не может. Вот почему в учении о власти важное место занимает понятие «властвующий субъект» – первоисточник, первоноситель власти.
Власть невозможна и без объектов своего воздействия – индивидов, их объединений, классов, общества в целом. Иногда субъект и объект власти совпадают, но чаще всего властвующие и подвластные отчетливо различаются и занимают различное положение в обществе.
Подчеркивая значение воли как одного из определяющих элементов власти, не следует умалять и других ее структурных элементов, в частности такого, как сила. Власть может быть слабой, но лишенная силы, она перестает быть реальной властью, так как не способна претворять властную волю в жизнь. Власть бывает сильна поддержкой, доверием народных масс, т. е. опирается на силу авторитета. Властвующий субъект для навязывания своей воли подвластным часто использует силу идеологического воздействия, в том числе и обман, и популистские обещания. Но власть, особенно государственная, имеет предметно-материальные источники силы – органы насилия, принуждения, вооруженные организации людей.
Власть непрерывно воздействует на общественные процессы и сама выражается, проявляется в особом виде отношений – властеотношениях, суть которых заключается, как уже отмечалось, в единстве двух проявлений: передачи (навязывания) воли властвующего субъекта подвластным и подчинения последних этой воле. Влас-теотношения отличаются ярко выраженной целенаправленностью. Определяющая черта власти – способность властвующих навязывать окружающим свою волю, господствовать над подвластными. Отсюда негативная сторона власти, выражающаяся в возможности злоупотребления ею и произвольного ее использования. Она нередко становится предметом острой борьбы и столкновений людей, политических партий, слоев и классов.
§ 4. Общество, социальное регулирование, порядок и беспорядок
Веками люди мечтали об идеальном, гармоничном обществе добра и справедливости. Однако в действительности социум – это более или менее устойчивый баланс сил, конфликтов и соглашений, соперничества и сотрудничества. В нем действуют две закономерные, но противоположные тенденции – стремление к порядку и стремление к беспорядку.
Порядок в обществе – необходимое условие его нормальной жизнедеятельности. Это урегулированность, стабильность, слаженность, согласованность общественных отношений, определенная гармония в поведении людей. Порядок отражает достигнутый уровень организации общественной жизни, свидетельствует о таких качественных показателях, как планомерность, ритмичность, соразмерность и слаженность различных явлений и процессов в сфере материального производства, общественно-политической жизни, быта.
Кроме того, от уровня общественного порядка зависят и состояние общественного и личного спокойствия и безопасности, и степень удовлетворения людей условиями, необходимыми для реализации общественно значимых и личных интересов и потребностей. Словом, порядок – это великое благо для общества и личности. По мысли К. Маркса, урегулированность и порядок представляют собой форму упрочения всякого способа производства, а потому – его относительной эмансипации от просто случая и просто произвола. Создатели солидаристской

2.2. Соотношение права и обычаев; стр.15.  нормы "путь социологические законы" особый институт, являющийся атрибутом социальной формы движения материи".2  Выявление места и роли права среди иных социальных регуляторов имеет важное


Особое положение в системе социальных норм занимают обычаи, традиции и религиозные нормы.  ФГОУ ВПО Воронежский институт ФСИН россии. Кафедра теории и истории государства и права.

Похожие документы: "3. Соотношение права и иных социальных норм".  Институт собственности как институт. 4.4.3. Местное самоуправление как путь демократизации экономических связей в стране соотношения между спросом и предложением.


Договор хранения имущества с правом пользования образец

Чтобы учитывать амортизацию по такому имуществу в расходах, компания заключает договор хранения, согласно которому хранитель имеет право пользоваться переданными активами. По условиям сделки стоимость пользования совпадает со

Образцы уставов. Отношения наследования. Права собственности.  Договор хранения вещей (имущества).

Подробнее...

Кодификация арбитражного законодательства

2.3. Кодификация как форма систематизации законодательства  Суда РФ, акты Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, Центрального банка РФ.

5. Соединение арбитражного законодательства и предпринимательского во  О кодификации (систематизации) международного права и ее влиянии на

Подробнее...

Исковая давность партиями

Исковая давность – законодательно определенный срок  Обычно иск предъявляется в случае, если ответчик официально отклонил предъявляемое к нему требование.

ИСКОВАЯ ДАВНОСТЬ. Статья 195. Понятие исковой давности. Исковой давностью признается срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.

Подробнее...

Изъятие имущества является мерой административного пресечения

Изъятие является мерой административного пресечения, если оно производиться субъектом административной власти для  Эти разновидности изъятия имущества регулируются нормами административного права. Изъятие в ходе производства по

Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня.  Для обеспечения реального изъятия используется такая мера пресечения как арест имущества.

Подробнее...