Соотношение задатков и способностей в психологии развития

Гилфорда, Е. Торренса, Д. Б. Богоявленской и др. в психологии закрепилось

Несмотря на то, что категория « способности» давно является объектом научно-психологических исследований - однозначной, единой трактовкой этой психологической категории пока нет. В различных научных публикациях можно найти различные определения понятия способности, значительно отличающиеся друг от друга. Одним из ведущих специалистов в исследовании способностей является Б.М. Теплов.
По его мнению, способности - психические свойства личности, позволяющие успешно овладевать конкретными видами деятельности и совершенствоваться в них.
Индивидуально-психологические особенности личности проявляются в оригинальности и самобытности приемов, используемых в деятельности.
Индивидуально-психологические особенности, определяющие успешность деятельности человека, часто зависят от успешности обучаемости.
Способность переноса совокупности знаний, навыков и умений на новую ситуацию, при этом новая ситуация схожа с предыдущей не последовательностью способов действия, а требованиями к свойствам человека.
Способности следует рассматривать как прижизненные образования, которые находятся в постоянном развитии.
Развитие способностей происходит в процессе социализации личности, под влиянием социальных обстоятельств в широком смысле слова. Сильные, виртуозные, гибкие, тонкие пальцы в равной степени необходимы и высококвалифицированному врачу-нейрохирургу, и пианисту, и вору-карманнику («щипачу»). А вот кем станет ребенок, обладатель таких пальцев, во многом будет предопределено именно социальными обстоятельствами.
Способность, которая не получает своего совершенствования, которая не развивается, которой человек перестает пользоваться на практике, со временем теряется.
Следует подчеркнуть, что только благодаря постоянным упражненениям, связанным с систематическим занятием сложными видами деятельности, поддерживаются и развиваются соответствующие способности.
Необходимо также учитывать, что успешное выполнение любой деятельности зависит не от одной какой-то определенной способности, при этом сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. Дефицит каких-то одних способностей может компенсироваться за счет более сильного развития других. Фундаментом для развития способностей выступают задатки
Задатки создают предпосылки для развития способностей. Они весьма многообразны и многозначны (особенности психических познавательных, эмоционально-волевых процессов, психических свойств и состояний, образований).

Автор: Тарасова Людмила, 6.3. Задатки и способности - Общая психология: конспект лекций, Жанр: философия, Издание: 2009 г.  • соотношение первой и второй сигнальных систем; • генофонд (особенности структуры генов) и т. п.

Способности обуславливаются задатками, но ни в коем случае ими не предопределяются.
Задатки сами по себе ни на что не направлены. Они способствуют формированию способностей в процессе жизнедеятельности человека. По мнению абсолютного большинства психологов, человек далеко не в полной мере в процессе своей жизнедеятельности реализует свои задатки.
Способности должны актуализироваться. Актуализация способностей осуществляется при помощи соответствующих психологических механизмов:
- Мотивационный механизм-без мотива, без желания, способности не будут реализованы.
- Операционный механизм -набор операций (способов), с помощью которых реализуются способности, ведь способности от слова - способ.
- Функциональный механизм (процессуальный) - качество психических процессов, с помощью которых осуществляется функционирование операционного механизма способностей.
Каждая способность имеет свою специфику и вместе с тем общую структуру.
У одного и того же человека могут быть развиты разные способности к различным видам деятельности, но одна из них, как правило, будет более значимой, чем другие, с одной стороны, с другой - у разных людей наблюдаются одни и те же способности, но они различаются по уровню своего развития.
Для измерения уровня развития способностей применяются разные методики: Айзенка, Кеттела, Спирмена, Бине и др. Вместе с тем следует подчеркнуть, что более объективные результаты дают методики выявления динамики успешности в процессе деятельности. Успешность личности во многом предопределяется не отдельной способностью, а сочетанием целого ряда способностей. Сочетание способностей носит чисто индивидуальный характер.
Следует подчеркнуть, что на развитие способностей решающее влияние оказывают социокультурные факторы.
При рассмотрении проблемы классификации способностей необходимo исходить из их многообразия и разносторонности, а также из их уровней:
Репродуктивный уровень - обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать соответствующим уровнем навыков и умений.
Креативный уровень- обеспечивает создание нового, оригинального уровня знаний, навыков и умений.
Е.А. Климов связал способности с конкретными видами проффесиональной деятельности, разделив их на пять основных типов в зависимости от объектов, на которые эти профессии направлены.
Рассмотрим, что собой представляют некоторые виды способностей.

Тема: «Соотношение задатков и способностей, как проблема возрастной психологии».  Тип работы: Купить курсовую работу. Дисциплина: Психология. Год сдачи: 2011. Количество страниц: 42.

Природные (врожденные, естественные) - в своей основе они обусловлены биологически. Многие из этих способностей на уровне задатков человека и высокоорганизованных животных общие (восприятие, память, мышление, элементарная коммуникация и др.), но на уровне психологического механизма формирования способностей совершенно различны.
Специфические человеческие способности (СЧС) включают в себя способности, обеспечивающие жизнедеятельность человека в социальной среде. Они основаны на пользовании речью, логикой и мышлением и др. Эта группа способностей развивается только при наличии социального окружения.
Общие - обеспечивают относительную легкость и продуктивность овладения знаниями и осуществление различных видов деятельности.
Специальные (профессиональные) способности - система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в конкретном виде деятельности. Для специальных способностей необходимо развитие задатков особого рода. К ним относят: литературные и художественные, инженерные, конструкторские, лингвистические, музыкальные, спортивные и др. При этом следует подчеркнуть, что общие и специальные способности между собой тесно взаимосвязаны. Развитие специальных способностей невозможно без совершенствования общих.
Теоретические и практические способности предопределяют склонность человека либо к абстрактно-теоретическим размышления - либо к конкретным практическим действиям. Эти способности в отличие от других очень редко сочетаются друг с другом, такое встречается как правило, только у одаренных людей.
Учебные и творческие способности - определяют как успешность обучения человека, так и обеспечивают создание новых предметов материальной и духовной культуры. Они обеспечивают реализацию индивидуальных потребностей человека в различных сферах деятельности.
Способности к общению и взаимодействию - наиболее социально обусловленные потребности, обеспечивающие взаимодействие человека с социальным окружением посредством вербальных и невербальных форм общения, убеждения, внушения, примера и др.
Предметно-познавательные и предметно-деятельные способности обеспечивают адаптацию человека к окружающей действительности, ее освоение и преобразование, правильное восприятие действий окружающих, строить свое поведение в соответствии со складывающейся обстановкой. Особыми способностями выступают способности воспринимать людей и правильно их оценивать.
Особо успешная деятельность человека в одной или нескольких областях определяет его среди других.
Одаренность - особо успешная деятельность человека в какой то области деятельности и выделяющая его среди других, выполняющих аналогичные действия. Одаренность часто проявляется при наличии совокупности разносторонних способностей, предопределяющих успешность деятельности человека в нескольких сферах деятельности.
Талант - высокая степень одаренности. Особенность таланта заключается в том, что он создает что-то новое, неординарное, не noxoжее на то, что уже было. Характеризуется высоким уровнем креативности.
Гениальность - высшая степень одаренности. Гениальность создает шедевры, которые остаются в веках общечеловеческой культуры, Гений создает эпоху в своей сфере деятельности, то, что не потеряет своей уникальности со временем.
Наряду со способностями, существуют и неспособности.
Неспособность - определенные особенности психики человека предопределяющие его не успешность в некоторых сферах деятельности. Она вызывает синдром неуспеваемости. Синдром неуспеваемости — закономерные соотношения психологических особенностей с проявлением профессиональной неуспеваемости.
Разрешению этой проблемы способствует составление профессиограмм, ядром которых выступают психограммы (какие психологические качества обеспечивают наиболее эффективное функционирование личности в рамках данной профессии).
Развитие способностей предполагает в первую очередь не сковывание игр детей, а вовлечение их в творческие, комплексные игры, многоплановость и разнообразие видов деятельности, творческий характер деятельности, оптимальный уровень трудностей, соответствующая мотивация, положительный эмоциональный настрой.
Ермаков П П (Анонимно) | 3 часа 47 минут назад про: Способности человека
Александр (Анонимно) | 3 дня 22 часа назад про: Законы логики
Александр (Анонимно) | 4 дня 2 часа назад про: Психические расстройства при употреблении алкоголя
нина (Анонимно) | 1 неделя 3 дня назад про: Обсессивно-компульсивное расстройство
Александр (Анонимно) | 2 недели 6 дней назад про: Основные концепции психоанализа Зигмунда Фрейда
Анна (Анонимно) | 3 недели 4 часа назад про: Истерический невроз (истерия)
Михаил Иванович (Анонимно) | 1 месяц 2 часа назад про: Степени умственной отсталости

Способности не формируются из задатков. Способности и задатки являются свойствами: первые  3 Введение в психологию: способности человека СПОСОБНОСТИ И НАВЫКИ Остановимся на соотношении способностей и навыков.


2 Охарактеризуйте соотношение задатков и способностей.  6 Психология одаренности детей и подростков (Способности к Литературному творчеству) - М: Наука, 2000.

Актуальные проблемы психологии способностей (Б.М. Теплов, В. А. Крутецкий, В.Д. Шадриков и др.).  Рассмотренное соотношение задатков и способностей показывает, что, хотя развитие способностей зависит от природных предпосылок


Лишение прав краснодар

Депутаты предлагают ввести такую меру как пожизненное лишение прав.  Продажа и покупка новых и подержанных авто в Краснодаре, Сочи, Адлере, Новороссийске.

Краснодар, ул. Красноармейская, 55/1, 10 этаж, тел.: 8 (861) 259-08-24.  содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних влечет

Подробнее...

Как написать докладную записку на начальника

Как правильно пишется докладная записка на сотрудника: образец и нюансы составления.  Отчетная докладная своей целью имеет донесение до начальника сведений об окончании выполнения поручения конкретным лицом или рабочей группой.

Образец как написать докладную записку на сотрудника.  Спасибо за образец написания докладной записки, я скачал и написал ее на имя начальника за оскорбление!

Подробнее...

Посмотреть лишение прав гибдд

Мы обжаловали постановлен мирового судьи о лишении прав. районного суда еще не было,но в базе гибдд стоит что лишен прав — Мы  Лишили водительских прав на 1,5 года. После возврата, как нарушитель, я останусь в базе данных ГИБДД или нет?

Споры с ГИБДД, лишение прав, оставление места ДТП, провокация взятки.  Сообщение от УльянКа Посмотреть сообщение. Статья 32.7. Исчисление срока лишения специального права.

Подробнее...

Конфискация имущества условия применения

Таким образом, всестороннее исследование уголовно-правового института конфискации имущества является необходимым условием практического его применения

Согласно нововведению, конфискация имущества как «иная» мера уголовно-правового характера представляет собой принудительное безвозмездное обращение в собственность государства следующего имущества31 марта 2014

Подробнее...