- проследить развитие теории кодификации в ходе исторического развития мировой и национальной правовой мысли; - определить место кодификации в системе современных социальных отношений

- в результате кодификации рождается новый, единый, юридически и логически цельный нормативный правовой акт.  СОЦИАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ И РЕГУЛИРОВАНИЕ 2.1 Человеческое общество: понятие, признаки, виды Право и

Концептуальные основы кодификации российского законодательства.
Тезисы доклада на Международных правовых чтениях им. М.М. Сперанского «Кодификация российского законодательства»
(Санкт-Петербург, 1 октября 2010 г.)
Уроки М.М.Сперанского
В этом высоком собрании уместно напомнить, что фамилия («прозвание») «Сперанский» (от лат. spero, sperare — уповать) была присвоена Михаилу Третьякову как подающему особые надежды учащемуся Владимирской епархиальной семинарии.
Сперанский в полной мере оправдал эти надежды, сделав все возможное (и невозможное, находящееся за пределами сил одного человека) для правового развития России. Если бы его планы поэтапного реформирования, ориентированные на сочетание сильной власти монарха и постепенной либерализации политико-правовой жизни страны в рамках конституционной монархии, были реализованы хотя бы в самом общем приближении (а умение Сперанского учитывать реалии российской жизни позволяло на это надеяться), то Россия не стояла бы сейчас перед проблемами экономической и технологической модернизации.
Показательно, что документ[1], который содержал в себе общий план Сперанского по преобразованию общественно-политического строя России (а по сути дела – план модернизации государственной системы страны), назывался «Введение к Уложению государственных законов». В этом документе он сформулировал основанную на идеологии конституционализма концепцию государственных преобразований, которая, по его замыслу, впоследствии должна была получить конкретизацию в системе кодифицированного (т.е. «уложенного» надлежащим образом) российского законодательства.
И когда много позже Сперанский по поручению уже Николая I занялся систематизацией действующего российского законодательства, он считал необходимым осуществить три этапа этой работы: 1) составление полного собрания законов, 2) составление Свода законов, т.е. расположение всех действующих законов в систематическом порядке, но без их изменения по существу и 3) составление Уложения, т.е. приведение в систему действующих законов с надлежащими дополнениями и исправлениями. И хотя по воле императора работа была ограничена первыми двумя этапами, тем не менее Сперанский сделал все возможное для того, чтобы «уложить» действующее законодательство в правовое русло, создать базу для возможности его развития в направлении утверждения верховенство права (в противоположность привычному для России законодательному произволу). Под его руководством были созданы «Полное собрание законов» (56 томов) и «Свод законов Российской империи» (15 томов).

21. Кодификация римского права Начало систематизации права Разработка Свода Юстиниана Corpus juris civilis Право и Закон в  42. Эволюция социально-правового строя Византии Сословный строй Зависимое население Крестьянская община.

Пример Сперанского поучителен в нескольких аспектах.
Прежде всего, он показывает, как много может сделать один человек даже в ситуации, «где, – по словам самого Сперанского, – общественное мнение слишком слабо, чтобы защитить усердие и талант от нападений, зависти и невежества»[2].
Другой, не менее важный, урок – это умение Сперанского сделать максимум возможного для практической реализации либеральных политико-правовых идей с учетом тех ограничений, которые обусловлены конкретно-историческим временем и местом[3].
Особый же интерес в контексте рассматриваемой темы представляет то обстоятельство, что в основу осуществленной Сперанским кодификации законодательства была положена хорошо продуманная концепция, опирающаяся на философско-правовые идеи конституционализма.
Кодификация и правовое развитие России
В наши дни работа по кодификации российского законодательства существенно облегчена тем, что она может и должна опираться на положения Конституции РФ, в которых идеология конституционализма уже нашла свое практическое воплощение. Именно заложенная в основу Конституции и конкретизированная в целом ряде ее норм идеология верховенства неотчуждаемых прав и свобод человека с ее представлением об индивидах как свободных и равноправных личностях и гражданах правового государства определяет концептуальные основы кодификации любой отрасли законодательства.
Из положений Конституции вытекают следующие принципы правового регулирования общественных отношений:
- принцип поддержания доверия граждан к закону и действиям государства;
- принцип правовой определенности и разумной стабильности правового регулирования;
- принцип предсказуемости законодательной политики.
Этими принципами, сформулированными в целом ряде правовых позиций Конституционного Суда РФ, необходимо руководствоваться в процессе любой деятельности, связанной правовым регулированием общественных отношений, в том числе и в процессе кодификации законодательства.
Наряду с этим можно выделить и такие специальные принципы кодификации, как системность (т.е. системный характер построения самой отрасли и ее надлежащая «вписанность» в систему законодательства), комплексность, целостность (исчерпывающий характер регулирования в рамках данной отрасли), преемственность с предшествовавшим правовым регулированием и т.д.
Реализация такого рода требований к кодификации законодательства невозможна без серьезного научного обеспечения этой работы.
Кодификация той или иной отрасли законодательства должна рассматриваться как составная часть работы по упорядочению всей правовой системы страны, т.е. как элемент продуманной и последовательной концепции правовой политики России, определяющей направления и формы совершенствования и развития современного российского государства и российской правовой системы.

145 ПРАВОВАЯ СИСТЕМА. Новая экономическая политика нуждалась нормативного наполнения. Еще в 1919 году П Стучка предложил начать кодификацию нового права Главное место в ней должна была занять Конституция, по которой шло "социальные

При разработке теоретических основ кодификации законодательства следует исходить из того, что целью кодификации является совершенствование и развитие не какой-то отдельной отрасли или подотрасли законодательства, а всей системы российского права. В конечном счете кодификация должна служить укреплению правовых начал государственной и общественной жизни в целом.
Результаты и успех кодификации, ее влияние на состояние и развитие правовой системы страны складываются из двух ее составляющих – во-первых, «доктринально-технических» параметров и, во-вторых, содержательного соответствия кодифицируемых норм принципам права применительно к потребностям развития общества в конкретно-исторических условиях.
Проблему кодификации в России предстоит решать одновременно с решением задачи наполнения российской правовой системы новым стратегическим содержанием. По существу, речь идет о кодификации как эффективном инструменте обеспечения единства правового пространства и развития России в свете задач модернизации.
В современных дискуссиях о направлениях и способах российской модернизации акцент обычно делается на технологической составляющей этого процесса. Разумеется, технологическая модернизация нуждается в адекватной правовой форме. Вместе с тем в социально-стратегическом плане модернизация предполагает прежде всего создание соответствующих социальных институтов, формирование социальной среды, способной к воспроизводству, внедрению и использованию технологий. В конечном счете – это формирование общества Модерна, адаптированного к конкретно-историческим российским условиям развития России на основе принципов конституционной законности, верховенства права и правового государства.
Культурную основу общества Модерна составляет почитание права, своеобразный культ права как квинтэссенции человеческого разума в социальной жизни. Все успехи западного общества на этом пути – результат того, что право (право человека) стало надежным гарантом свободы и равенства людей как субъектов общественных отношений. Именно право как форма и мера свободы обеспечило мощный импульс социально-экономическому развитию Запада. Благодаря праву на историческую сцену пришел человек нового типа – светский, верящий в разум. Этот человек пришел вместе с новой наукой и техникой, он пришел под знаменем научно-технического прогресса как основы социально-экономической эффективности.
Утверждение права как основы общества Модерна связано прежде всего с реализацией идеи равенства всех и вся перед законом и судом. По мере правового развития человечества идея равенства всех перед законом постепенно приобретала черты равенства перед правовым законом, т.е. перед законом, в основе которого – все более полное признание системы прирожденных и неотчуждаемых прав человека. С позиций такого подхода идея правового равенства наполняется более глубоким социальным содержанием, в основе которого лежит понимание того, что (как гласит ст.1 Всеобщей декларации прав человека) люди рождаются равными в своем достоинстве и правах. Свое институциональное выражение эта идея находит в социальных правах и социальном государстве как правовом гаранте такого качества жизни для каждого человека, который соответствует исторически меняющимся представлениям общества о человеческом достоинстве.
Система права как юридико-доктринальная основа кодификации
Основу кодификации законодательства составляет система права, которая является доктринальной юридико-логической моделью для законодательной практики. Система права отличается большей структурной стабильностью и консервативностью по сравнению с системой законодательства, которая более оперативно реагирует на новые потребности социальной практики в правовой регуляции. Поэтому в условиях все большей дифференциации и одновременно интеграции правового регулирования реально складывающаяся система законодательства, помимо отраслей законодательства, соответствующих отраслям права, включает в себя также комплексные отрасли законодательства и отдельные законодательные массивы. Однако при всех неизбежных несоответствиях между структурами системы права и системы законодательства определяющим ориентиром и юридико-логической основой для кодификации законодательства должна оставаться система права.
Обеспечение надлежащего внутреннего единства системы права и системы законодательства требует усилий не только со стороны законодателя, но и со стороны юридической науки, которая в современных условиях должна гибко и своевременно реагировать на изменения в общественных отношениях, корректируя правовую доктрину в соответствии с новыми общественными потребностями.
В силу необходимой логической взаимосвязи между системой права (как юридико-доктринальной конструкцией)

Перспективы развития. М., 2000. С. 123-142; Лисицина В.Н. Об основных направлениях кодификации законодательства в сфере  Конституция Российской Федерации закрепляет правовой статус граждан в сфере социального обеспечения, наделяя их


Право социального обеспечения (1).  Большое число издаваемых актов требовало систематизации и кодификации. С1649 по 1696 г. было принято более полутора тысяч актов, имевших силу закона.

Встала грандиозная задача по кодификации норм советского права. Эта работа была проведена в основном за 1922 -1923 годы.  правильно ли наряду с наказанием иметь меры социальной защиты; следует ли в ст. 7 УК помимо задачи правовой защиты


Оформление графика документооборота

1.Составление графика документооборота и порядка формирования архива Основные этапы документооборота: Составление и оформление документов

График документооборота документов, поступивших от подрядчиков. N°. п/п Наименование документа Регистрация документа Проверка документа Оформление.

Подробнее...

Институтами ответственности в международном праве являются аккреция

К аккреции относится образование новых островов к пределах территориальных вод.  ИНСТИТУТ МЕЖДУНАРОДНОГО ПРАВА- создан в 1873 г. В Генте (Бельгия) в целях содействия изучению международного права и его кодификации.

В международном праве, как и в любой правовой системе, противоправное деяние способно порождать различные виды правоотношений в зависимости от обстоятельств. Основные принципы международно-правовой ответственности

Подробнее...

Институт военной службы в административном праве россии

30. Институт военной службы в административном праве России.  46. Институт учета в административном праве России. 47. Лицензирование органами внутренних дел России деятельности в сфере оборота гражданского и служебного оружия.

Источники административного права: понятие и виды.  Отраслевой институт формирует нормы одной отрасли права, например институт наследования.  Военная служба — в России вид особой федеральной государственной службы

Подробнее...

Коллективный договор виды содержание и структура

Содержание и структура коллективного договора Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.  Виды соглашений Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и 9 декабря 2015

В литературе коллективный договор обычно рассматривают в виде правового акта, у которого есть структура, но у которого не определена сущность.  Содержание и структура коллективного договора.

Подробнее...