Способы совершения коррупционных преступлений

указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение вышеуказанных деяний от имени или в интересах юридического лица (глава 23 и глава 30 УК РФ). За преступления коррупционной направленности УК РФ предусмотрены следующие

Предупреждение коррупционной преступности КОРРУПЦИОННАЯ ПРЕСТУПНОСТЬ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ПРЕСТУПНОСТИ Детерминанты коррупционной преступности Причины коррупционной преступности Криминологическая характеристика лиц, совершивших преступления в... Автотранспортная преступность: криминологическая характеристика этих... Криминологическая характеристика преступности в сфере экономической... Криминологическая характеристика преступности, связанной с незаконным... Криминологическая профилактика коррупционной преступности Главная Право Криминология
В результате изучения данной главы студент должен:
знать
• понятие коррупционной преступности;
• методы предупреждения коррупционной преступности;
уметь
• анализировать коррупционную преступность;
• применять понятийно-категориальный аппарат, основные законы юридической науки в профессиональной деятельности;
владеть
• навыками целостного подхода к понятию, причинам, мерам предупреждения коррупционной преступности;
• способностью занимать активную гражданскую позицию;
• навыками работы с правовыми актами. Криминологическая характеристика коррупционной преступности и лиц, совершивших преступления в данной сфере
Согласно Федеральному закону от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ "О противодействии коррупции" коррупция: а) злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами; б) совершение деяний, указанных выше, от имени или в интересах юридического лица.
В целом коррупция – использование должностными лицами, служащими коммерческих или иных организаций (в том числе иностранных) своего статуса для незаконного получения каких-либо благ (имущества, прав на него, услуг или льгот, в том числе неимущественного характера) либо предоставление последним таких благ.
Общественная опасность этих преступлений состоит в том, что в результате их совершения серьезно нарушается нормальная, регламентированная соответствующими правовыми актами деятельность государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, Вооруженных Сил РФ, других войск и воинских формирований страны, ущемляются права и законные интересы граждан или организаций, а в целом – интересы общества и государства. В результате совершения должностных преступлений наносится значительный материальный и моральный ущерб физическим и юридическим лицам, происходит дискредитация власти в целом.

группы; г) способы совершения коррупционных преступлений; 45.  По мнению автора, в Российской Федерации должны быть введены меры по конфискации доходов от коррупции за все виды коррупционных преступлений, поскольку в действующем

Коррупция – социальное явление, характеризующееся подкупом – продажностью государственных и иных служащих, принятием ими материальных и нематериальных благ и преимуществ за деяния, которые могут быть выполнены с использованием официального статуса данных субъектов, связанных с этим статусом авторитета, возможностей, связей.
Отличительная черта коррупционных преступлений состоит в том, что, посягая на нормальное функционирование указанных органов и учреждений, они не только снижают их авторитет в обществе, но и подрывают у граждан уверенность в защищенности своих прав и законных интересов.
Особенностью современной коррупции являются ее широкое распространение в стране, значительные масштабы, особая общественная опасность. Не случайно более половины российских граждан считают коррупцию одной из главных проблем страны, а свыше 80% полагают, что победить ее в ближайшие годы невозможно.
По вполне обоснованному мнению социологов, исследовавших современную коррупцию в России, главная закономерность экономической жизни страны, которую великий историк Н. М. Карамзин еще полтораста лет назад обозначил одним словом – "воруют", такова: на взятки в России ежегодно тратится 37 млрд долл., т.е. сумма, примерно равная доходной части годового бюджета страны.
При этом основная сумма ежегодно выплачиваемых коррупционерам средств приходится па структуры российского бизнеса (33,8 млрд долл.). На многослойную бытовую коррупцию приходится 2,8 млрд долл., в том числе: на поступление в вузы – 449 млн; на "бесплатное" медицинское обслуживание – почти 600 млн; на подкуп сотрудников автоинспекции – 368 млн; на подкуп судей – 274 млн долл.
Ежегодно в стране регистрируется около 22–25 тыс. этих преступлений, что составляет 0,8% общего объема преступности в стране.
За первые девять месяцев 2012 г. Следственным комитетом РФ было возбуждено более 16,6 тыс. уголовных дел о коррупционных преступлениях – на 42% больше, чем за такой же период предыдущего года. Почти на четверть возросло и число поступающих сообщений о коррупционных преступлениях– за те же девять месяцев их было более 33,5 тыс. При этом решения о возбуждении уголовных дел приняты более чем по каждому второму сообщению – в 56% случаев.
В подразделениях Следственного комитета РФ введена специализация следователей, занимающихся расследованием должностных преступлений, а также преступлений в сфере экономики, что также не могло не сказаться на результатах. Только за первые девять месяцев в суд направлены уголовные дела в отношении 4636 должностных лиц, совершивших коррупционные преступления. Каждое четвертое дело было связано с получением взяток (1095), примерно столько же – с мошенничеством с использованием служебного положения (1176). Примерно по 10% составили уголовные дела о превышении и злоупотреблении должностными полномочиями.

В параграфе 2.3 "Обстановка, способы совершения коррупционных преступлений сотрудниками ОВД, механизм следообразования" отмечается, что особенности обстановки данной категории преступлений обусловлены спецификой сферы

По данным, приведенным руководителем отдела по контролю за расследованием преступлений коррупционной направленности Следственного комитета В. Макаровым, за девять месяцев 2012 г. за коррупционные преступления привлечены к ответственности свыше 1600 сотрудников правоохранительных органов, в том числе сотрудников органов внутренних дел, за совершение более 5 тыс. преступлений. Второе место занимает сфера здравоохранения и социального обеспечения – привлечено 714 лиц за совершение более 3,3 тыс. преступлений. На третьем месте – сфера образования и науки, где выявлено более 3 тыс. преступлений, за совершение которых к ответственности привлечен 531 человек.
Пугающие различия в статистической оценке регистрируемой коррупционной преступности в России убеждают в том, что нормативное закрепление перечня коррупционных преступлений является первым и совершенно необходимым условием для организации борьбы с коррупционной преступностью. Отсутствие такого перечня позволяет заинтересованным административным и политическим структурам произвольно манипулировать не только общественным мнением, но и бюджетными ресурсами для целей борьбы с коррупцией.
Следует также учитывать, что незарегистрированная часть коррупционных преступлений по оценкам экспертов уже в конце 80-х гг. пошлого века в среднем была в десять раз больше зарегистрированной
[1]. По мнению экспертов, латентность должностных преступлений превышает 90%.
С высокой латентностью должностной преступности связана и весьма продолжительная преступная деятельность многих должностных лиц. Так, отдельные из них безнаказанно получают взятки в течение нескольких лет. Около 2/3 фактов преступной халатности продолжалось более шести месяцев, а 20% этих преступлений – свыше года.
Для личности должностного преступника характерны более высокий удельный вес лиц, достигших 30–40 лет, а также преобладание представителей низшего и среднего звена иерархии должностных лиц. Трудовая деятельность должностных преступников связана с различными отраслями народного хозяйства и управления, с работой в контролирующих и правоохранительных органах, с руководством предприятиями, учреждениями, организациями. При этом совершению этих преступлений зачастую способствует отсутствие у многих должностных лиц необходимого опыта работы, недостатки специальной управленческой и юридической подготовки, а также низкий уровень правосознания и нравственности.
Преступления должностными лицами совершаются умышленно (исключение составляет только халатность), в большинстве случаев из корыстных побуждений (67%), иной личной заинтересованности (защита ведомственных, местнических интересов). Лицам, допускающим халатность, присуща безответственность, небрежность в работе.
Между тем до настоящего времени в Российской Федерации нет действующего законодательного акта, в котором бы прямо говорилось о том, какие именно преступления следует относить к числу коррупционных.
Считаем возможным опираться на Указание Генпрокуратуры России № 52-11, МВД России № 2 от 15 февраля 2012 г. "О введении в действие перечней статей Уголовного кодекса Российской Федерации, используемых при формировании статистической отчетности".
В нем предусмотрен Перечень № 13 преступлений, которые могут быть совершены с использованием своего служебного положения из корыстной или иной личной заинтересованности должностным лицом, государственным служащим и служащим органов местного самоуправления, лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также преступлений, которые могут способствовать их совершению.
Исчерпывающий перечень коррупционных преступлений – не только технологическая проблема (эффективный учет и контроль над распространенностью коррупционных проявлений), по и этическая. Любая неопределенность в решении этой проблемы открывает бесчисленные возможности не только для политических спекуляций, но и для шельмования неугодных чиновников, от которых в условиях системной коррупции нередко избавляются посредством провокации взяток. К сожалению, ни ученый, ни правоприменитель (включая суд) не может сделать того, что должен сделать законодатель.
Особенностями коррупционной преступности являются:
– непосредственное причинение ущерба авторитету государственной службы, службы в органах местного самоуправления, службы в коммерческих и иных организациях;
– специфичность субъектов совершения преступлений. Коррупционные преступления совершают не тольк

Таким образом, законодатель устанавливает два способа совершения данного преступления: а)  12 Кондрат Е.Н. Основные способы легализации (отмывания) преступных доходов в результате совершения коррупционных преступлений


§2. Причины и условия совершения коррупционных преступлений9.  Нужно вводить персональную ответственность чиновника за создание избыточных барьеров и вырабатывать способы, как это можно оценить.

Поэтому тот или иной способ совершения коррупционного преступления зачастую имеет целью маскировку истинных намерений и действий "сторон". Известны следующие способы маскировки дачи-получения взятки


Проверка законности корпоративных наличных и безналичных расчетов

организации работы по обслуживанию счетов клиентов различных правовых категорий с обеспечением должного уровня сервиса, конфиденциальности, срочности и законности; организации безналичных расчетов и налично-денежного обращения

1. Наличные и безналичные расчеты. Платежи на территории Российской Федерации осуществляются путем наличных и безналичных расчетов.

Подробнее...

Кудрявцев в н о правопонимании и законности

Третий, конститутивный, наиболее важный элемент законности заключается вот в чем. Законность как особое, отличное от  Братусь С. Н. Юридическая ответственность и законность / С. Н. Братусь – М., 1976. Кудрявцев В. Н. О правопонимании и

Типы правопонимания - Теория государства и права.  Эта информация доводится до граждан через законы, начиная с Основного закона и другие правовые акты.

Подробнее...

Запрос котировок для субъектов малого предпринимательства

приказом директора МОУ ООШ с. Новое. от 29.11.2010 № 138. Извещение о запросе котировок для субъектов малого предпринимательства на право заключения муниципального контракта на поставку наглядных пособий.

О проведении запроса котировок. на поставку ноутбука для МУК ЦПКиО "Заречье". (только для субъектов малого предпринимательства). от 09 сентября 2010 г.

Подробнее...

Проблемы правоприменения договора складского хранения

По договору складского хранения товарный склад (хранитель) обязуется за вознаграждение хранить товары, переданные ему товаровладельцем (поклажедателем), и возвратить эти товары в сохранности (ст. 907 ГК РФ).

2. Договор хранения вещей на товарном складе. В соответствии со ст.907 ГК РФ по договору складского хранения товарный  26. Кравченко И.В. Договор хранения на товарном складе: проблемы регулирования, квалификации и применения.

Подробнее...