Судебные споры договор транспортной экспедиции

Вы здесь. Главная. Споры по договорам. Договор транспортной экспедиции.  Взыскание задолженности по договору подряда. Судебная практика 09.10.2015.

Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности (ТН ВЭД). Классификация товаров
Страна происхождения товаров. Применение преференциальных режимов и защитных мер
Таможенная стоимость товаров
Таможенные платежи
Запреты и ограничения
Электронное предварительное информирование
Таможенное декларирование товаров
Статистическое декларирование товаров
Таможенные процедуры: вопросы применения
Таможенный контроль
Деятельность в сфере таможенного дела. Уполномоченный экономический оператор
Вопросы административной ответственности. Судебная практика
Физическим лицам
Комментарий к постановлению Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции».
Предоставлен редакцией журнала «Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь»
Правовой и экономический контекст принятия постановления № 9
С учетом существенных особенностей перевозки грузов различными видами транспорта и вытекающих отсюда различий в их правовом регулировании постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 24.10.2012 № 9 «О некоторых вопросах рассмотрения дел, возникающих из договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции» (далее – постановление № 9) содержит разъяснения, относящиеся только к автомобильной перевозке грузов, а также к транспортной экспедиции (поскольку этот вид хозяйственных договоров очень близок к договору перевозки).
Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 26.04.2005 № 13 «Об отдельных вопросах практики рас­смотрения споров, вытекающих из договоров перевозки грузов» (далее – постановление № 13) признано утратившим силу. Сохранение его отдельных положений, относящихся к перевозке грузов железнодорожным транспортом, сочтено нецелесообразным ввиду изменения законодательства, регулирующего перевозки грузов этим видом транспорта, а также в связи с необходимостью приведения этих положений в соответствие с правилами нормотворческой техники.
В структуре дел, рассматриваемых хозяйственными судами в исковом производстве, споры о неисполнении или ненадлежащем исполнении обязательств по договору перевозки занимают четвертое место. При этом количество дел этой категории относительно невелико: в 2011 г. рассмотрено 896 дел (2,6% общего количества), в первом полугодии 2012 г. – 287 (около 2,5%).
При подготовке постановления № 9 учитывалась роль грузоперевозок в экономике как неотъемлемой ее части, обеспечивающей обмен товарами и сырьем и служащей фактором конкуренции. Кроме того, принимались во внимание интеграционные процессы на постсоветском пространстве, выражающиеся в создании Таможенного союза (ТС) и формировании Единого экономического пространства, в котором каждый субъект хозяйственной деятельности вправе рассчитывать на единообразное понимание и применение судами государств – участников этого объединения как международных соглашений, так и национального законодательства, если оно схожим образом регулирует правовые отношения. Тем более это важно для перевозчиков и экспедиторов, осуществляющих международные перевозки грузов автомобильным транспортом либо занимающихся их организацией.

Образцы (бланки) договоров. Договор транспортной экспедиции. 26.04.2013.  6.1. Все споры и разногласия между Сторонами, возникающие в период действия настоящего Договора, разрешаются путем переговоров.

Разработке проекта постановления № 9 предшествовало обобщение судебной практики по данной категории дел, обсуждение проекта проводилось с максимально широким участием профессиональных участников этих правоотношений – перевозчиков и экспедиторов, а также представляющих их общественных объединений – ассоциаций БАМАП и БАМЭ. Поскольку в ходе работы над проектом изучались такие вопросы, как аутентичность перевода Конвенции о договоре международной дорожной перевозки грузов (далее – Конвенция; КДПГ) на русский язык, унификация судебной практики хозяйственных судов с практикой судов государств – членов ТС, проект постановления направлялся не только заинтересованным государственным органам Республики Беларусь и объединениям профессиональных участников, но и в Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, Верховный Суд Республики Казахстан, Эко­номический суд СНГ.
Поступившие замечания и предложения были максимально учтены. Вместе с тем постановление № 9, даже исходя из его названия, предполагает разъяснение лишь некоторых вопросов рассмотрения дел названной категории. По ряду вопросов, озвученных в ходе общественного обсуждения проекта, разъяснения не были даны ввиду отсутствия сформированных правовых позиций.
Разграничение правового регулирования перевозки и транспортной экспедиции
При сохранении преемственности разъяснений, содержащихся в ранее действовавшем постановлении № 13, в постановлении № 9 разграничиваются вопросы правового регулирования договоров автомобильной перевозки грузов и транспортной экспедиции, а также договоров международной и внутриреспубликанской автомобильной перевозки грузов ввиду наличия ряда особенностей в таком регулировании.
Прежде всего внимание хозяйственных судов обращено на нормативные правовые акты, регламентирующие автомобильные перевозки грузов и транспортную экспедицию, сферу их применения, отношения, на которые их действие не распространяется.

Жилшищные споры в суде. Юридическая помощь.  Отдельные виды обязательств. Глава 41. Транспортная экспедиция. Статья 801. Договор транспортной экспедиции.

За период, прошедший после принятия в 2005 г. постановления № 13, законодательство претерпело изменения. В частности, изменения вносились в гл. 40 и 41 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее – ГК). Здесь необходимо обратить внимание на действующую редакцию п. 2 ст. 738 ГК, часть первая которого предусматривает возможность определять условия перевозки не только актами законодательства, но и соглашением сторон. В этом состоит ее отличие от предыдущей редакции этого пункта, которая предусматривала определение общих условий перевозки актами законодательства, допуская определение условий перевозки грузов отдельными видами транспорта и ответственность сторон по этим перевозкам соглашением сторон лишь в случае, если актами законодательства не установлено иное.
В 2007 г. был принят Закон Республики Беларусь «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках» (далее – Закон о перевозках), которым утверждение Правил соответствующих перевозок включено в перечень полномочий Совета Министров. Правила автомобильных перевозок грузов утверждены постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 № 970 (далее – Правила № 970).
Транспортно-экспедиционная деятельность регулируется Законом Республики Беларусь от 13.07.2006 «О транспортно-экспедиционной деятельности», Правилами транспортно-экспедиционной деятельности, утв. постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30.12.2006 № 1766.
КДПГ применяется, если указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участницей Конвенции. КДПГ действует в редакции Протокола, принятого в г. Женеве 5 июля 1978 г., поскольку Республика Беларусь присоединилась к названному Протоколу Законом от 23.06.2008.
Статья 41 Конвенции предусматривает, что всякое условие в договоре, допускающее отступление от ее постановлений, признается недействительным.
И КДПГ, и ГК содержат положения о том, что заключение договора перевозки груза подтверждается составлением накладной. Вместе с тем постановление № 9 предлагает хозяйственным судам для установления характера правоотношений, возникших между участниками перевозки, объема их прав и обязанностей учитывать не только факт наличия такой накладной, но и оценивать ее содержание (в частности, определение в ней размера провозной платы, наличие инструкций, указаний и оговорок), а также содержание иных документов, относящихся к перевозке. Такая рекомендация обусловлена, в частности, тем, что национальное законодательство (ст. 37 Закона о перевозках) содержит понятие «заказчик автомобильной перевозки», в качестве которого могут выступать не только грузоотправитель, но и грузополучатель либо экспедитор и на которого возлагается обязанность по оплате перевозки.
Также судам необходимо учитывать существование иных видов договоров, близких к договорам перевозки (договоры об организации автомобильных перевозок грузов и договоры о фрахтовании для автомобильной перевозки грузов).
В части регулирования договоров транспортной экспедиции внимание хозяйственных судов обращается на порядок их заключения (разовое поручение при наличии письменного согласия экспедитора или долгосрочный договор).
При оценке правового положения экспедитора судам следует учитывать, что экспедитор вправе вступать в отношения с третьими лицами от своего имени (например, в качестве заказчика по договору автомобильной перевозки груза) либо от имени клиента при наличии соответствующих полномочий.
Вопросы подсудности и соблюдения претензионного порядка
В главе 3 постановления № 9 хозяйственным судам предлагается учитывать правило специальной подсудности исков к перевозчику, вытекающих из договоров автомобильной перевозки грузов, предусмотренное частью третьей ст. 51 Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь (далее – ХПК), а также компетенцию судов по спорам, возникающим из договоров международных автомобильных перевозок грузов, подпадающих под действие КДПГ, которая определена ст. 31 Конвенции. Обращение в другие суды Конвенцией не допускается, за исключением арбитражного суда, определенного арбитражным соглашением.
В п. 17 постановления № 9 содержится разъяснение о том, что по спорам, возникающим из договоров международной автомобильной пере­возки грузов, подпадающих под действие КДПГ, не требуется обязательного соблюдения претензионного порядка урегулирования спора. Таким образом, обеспечиваются преемственность судебной практики (такое же положение содержалось в части второй п. 5 утратившего силу постановления № 13), единство практики применения Конвенции судами государств – членов Таможенного союза, а также равенство прав лиц, обращающихся в хозяйственный суд, поскольку, как указано в п. 1 ст. 1 КДПГ, ее применение не зависит от местожительства и национальности заключающих договор

Юридическая компания "ЮРЕ-ПРО":Юридическое обслуживание.Представительство в суде.Судебные иски.Арбитражные споры.Составление  Договор транспортной экспедиции должен быть заключен в письменной форме.


Проблемы правоприменительной практики при разрешении договорных споров в сфере транспортной экспедиции.  Судебная практика по договоры транспортной экспедиции. дипломная работа [107,3 K], добавлен 25.02.2015.

Предлагаем ознакомиться с Обзором судебно-арбитражной практики разрешения споров по договорам транспортной экспедиции. УТВЕРЖДЕН.17 июля 2015


Внутренний финансовый аудит в министерстве оренбургской области

1.1. Отдел внутреннего муниципального финансового контроля является структурным подразделением администрации города Сорочинска и  1.14. Положение об Отделе утверждается главой администрации города Сорочинска Оренбургской области.

Финансовый отдел. Администрации Грачевского района Оренбургской области.  Приказ об осуществлении внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита в финансовом отделе администрации Грачевского района от

Подробнее...

С какого времени начинается лишение водительских прав

С какого времени пошло исчисление срока лишения прав ?  Водительские права муж сдал перед тем, как отправиться в КП. Вопрос: с какого момента начинается исчисление срока лишения прав?

Темы: Срок лишения водительских прав, Лишение водительских прав, Юридическая помощь водителям.  Что мне делать, если срок лишения водительских прав у меня истёк, а сами эти права всё время лишения находились

Подробнее...

Договор коллективной материальной ответственности может быть заключен

Договор о полной материальной ответственности может быть заключен с совершеннолетним сотрудником, работа которого  Пример заключения договора о полной коллективной (бригадной) материальной ответственности.

Когда договор о полной материальной ответственности заключен, возмещать ущерб, причиненный организации, сотруднику  Письменный договор о коллективной (бригадной) материальной ответственности за причинение ущерба заключается

Подробнее...

Инструкция по делопроизводству номенклатура дел

Настоящая Инструкция по делопроизводству (далее – Инструкция) устанавливает единую систему  Индекс дела; номер дела - цифровое и/или буквенно-цифровое обозначение дела в номенклатуре дел организации, наносимое на его обложку.

Методические рекомендации по разработке инструкций по делопроизводству в федеральных органах исполнительной власти (утв. приказом Росархива от 23.12.2009 № 76) (раздел 3.5.1 «Разработка и ведение номенклатуры дел»)

Подробнее...