Виды экспертиза в законодательном процессе общее понятие

Тема: Законодательный процесс в РФ. Вид работы: Курсовая работа (п). Предмет: Другое. Когда добавили: 06.03.2012 20:20:09.  В данной норме не содержится указаний на обязательность проведения правовой экспертизы. В связи с этим следует

ГЛАВНАЯ СТРАНИЦА О ЦЕНТРЕ Правовой статус Руководство и структурные подразделения История Итоги работы Центра НОРМОТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПЛАНИРОВАНИЕ НОРМОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВКА ПРОЕКТОВ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ Автоматизированная система подготовки проектов нормативных правовых актов Методическое руководство ЭКСПЕРТИЗА В НОРМОТВОРЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ Общие положения Юридическая экспертиза Особенности проведения обязательной юридической экспертизы Центром Криминологическая экспертиза СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И СВОД ЗАКОНОВ Систематизация законодательства Свод законов НАУЧНАЯ И АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА Научно-исследовательская работа Института правовых исследований Публикации работников Центра В помощь юристу Наши издания КОНФЕРЕНЦИИ, СЕМИНАРЫ, КРУГЛЫЕ СТОЛЫ, КОНКУРСЫ УЧЕНЫЙ СОВЕТ Основные направления деятельности Состав ученого совета СОВЕТ ПО ЗАЩИТЕ ДИССЕРТАЦИЙ
Д 07.02.01 Правовые акты, регулирующие деятельность совета по защите диссертаций Состав совета по защите диссертаций Д 07.02.01 АСПИРАНТУРА Правовые акты, регулирующие подготовку научных работников высшей квалификации Перечень актуальных направлений диссертационных исследований в области права Перечень тем кандидатских диссертаций в области права, утвержденных ученым советом Обучение в аспирантуре Объявления МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРОФСОЮЗ О нас Мероприятия Спортивные достижения
Л ингвистическая экспертиза законопроектов: от теории к практике.
Рагойша Петр Вячеславович,
кандидат филологических наук,
главный советник отделения социального законодательства Национального центра законопроектной деятельности при Президенте Республики Беларусь
Необходимость комплексного и системного совершенствования законодательства обусловливает задачу улучшения качества подготавливаемых законопроектов. В значительной степени качество закона определяется качеством языка, на котором он написан. В связи с этим, проблема лингвистической (т.е. языковой) экспертизы законопроектов интересна как в теоретическом, так и практическом плане. В настоящей статье рассматриваются основные вопросы, касающиеся теории и практики лингвистической экспертизы в законодательном процессе, а также перспективы выделения лингвистической экспертизы в качестве отдельного института законодательного процесса в Республике Беларусь.
Прежде всего, необходимо определить степень взаимодействия языка и права, а соответственно, меру применения лингвистической науки в законотворческом процессе.
Язык – важнейшее средство передачи информации, общения, обмена мыслями. Без него невозможна жизнь человека в обществе. Благодаря языку отраженные в сознании признаки и отношения вещей воплощаются в материальную форму слов. Тем самым создается основа для идеальных объектов мышления – понятий, с помощью которых осуществляется мыслительная деятельность. Язык дает возможность человеку обогащать свои опыт и знания не только путем непосредственных восприятий и представлений, но и путем опыта предшествующих поколений, — знаний, накопленных всем человечеством.

1.1. Понятие и виды экспертизы законопроектов и законодательных актов 14-36.  Законотворческий процесс, его стадии и эффективность стали предметом анализа в работах А.С. Автономова, Н.С. Барабашевой, В.Б. Исакова, И.Ф. Казьмина, Д.А

Право способно воздействовать на волю и сознание людей только с помощью языка. Именно язык служит средством передачи информации о содержании правовых предписаний, с его помощью мысль законодателя оформляется и становится пригодной для внешнего использования. Юридические нормы в современных цивилизованных государствах не могут существовать иначе, чем в определенных языковых формах.
По мнению профессора А.С.Пиголкина, законодательный акт — это письменное литературное произведение, и к нему предъявляются такие же требования, как и к лю­бому другому произведению книжно-письменной речи: художественному, публицисти­ческому, научному. Для письменных литературных произведений характерны монологический способ изложения, наличие предварительного обдумывания, связность, информативность, целостность по своим структурно-смысловым параметрам, завершенность и полнота изложения. Общей чертой является необходимость писать произведение на литературном языке с соблюдением всех правил грамматики и синтаксиса.
Однако законодательный текст имеет свои отличия, позволяющие выделить его в отдельный вид литературного произведения. Будучи средством регулирования поведения людей, властного воздействия, он обращается не к чувствам и воображению людей, а к их воле и разуму. Законодательный текст не описывает события, факты, научные открытия, чувства и переживания, не доказывает, не объясняет, не убеждает и не развлекает, а властно предписывает субъектам права определенное поведение, формулирует общеобязательные предписания. В связи с этим, некоторые ученые даже выделяют особый нормативно-правовой стиль литературного языка.
Таким образом, язык закона по отношению к самому закону выполняет две взаимосвязанные и взаимозависимые функции:
а) отобразительную (язык выражает вовне волю законодателя);
б) коммуникативную (доводит эту волю до сведения участников общественных отношений).
Функция коммуникации заключается в воздействии на волю и сознание людей, чтобы создать побудительные мотивы вести себя правомерно, в соответствии с требованиями правовых предписаний, используя правомочия и исполняя юридические обязанности.

Купить готовый диплом: Лингвистическая экспертиза в законодательном процессе (Forensic linguistics).  Экспертиза в гражданском процессе Введение Глава I. Правовые основы для экспертизы §1. Виды экспертиз в гражданском процессе §2

Поэтому для того, чтобы воля законодателя была доступной, а ее истинное содержание и смысл не расходились с текстовыми формулировками, для того, чтобы достигнуть желаемого при воздействии результата, необходимы четкое изложение и ясная лингвистическая формулировка правовых норм. Как верно заметил академик Д.А.Керимов, " трудно переоценить значение логики, стиля и языка закона в законотворчестве, ибо вряд ли можно назвать какую-либо иную область общественной практики, где алогично построенная фраза, разрыв между мыслью и ее текстуальным выражением, неверно или неуместно использованное слово способны повлечь за собой тяжелые, иногда даже трагические последствия ".
Кроме того, тексты нормативных правовых актов, в силу их постоянного использования носителями языка, являются неотъемлемым элементом речевой культуры общества. Соответственно к языку законодательства должны предъявляться высокие эстетические требования.
Профессор Н.В.Марченко в своем фундаментальном труде "Общая теория государства и права" отметил: "правоведы, все причастные к разработке законопроектов профессионалы призваны знать особенности языка законов, специальную юридическую терминологию, возможности и пределы употребления разного рода научно-технических понятий, употребляемых в нормативном правовом акте. Юрист в силу своего профессионального долга, конкретных обязанностей по службе призван хорошо знать и при­менять не только языковые средства нормативных правовых актов, но и быть хорошо образованным человеком, знающим и чувствующим нормы языка, его стилистику, лексику, развивать умение и искусство писать и говорить".
Каким же критериям должен соответствовать язык закона?
Исходя из его функциональных особенностей, можно выделить стилистико-синтаксические, лексические, морфологические, пунктуационные и логико-структурные требования к тексту закона.
Нормативно-правовой стиль предполагает официальный характер, документальность и директивность. Язык закона отражает не индивидуальную волю и субъективные представления, а волю общественную. Эта воля носит государственно-властный характер и воплощается в определенных, заранее условленных формах, имеющих официальное значение – нормативных правовых актах.
В силу этого, в языке закона должна отсутствовать всякая эмоциональная окраска. Язык нормативно-правового акта должен быть нейтральным и безличным. Исключаются торжественность, пафос, риторические вопросы. Запрещается использование стилистических фигур (гипербол, метафор, аллегорий, метонимических переносов и др.). Также неуместны некоторые “канцеляризмы”, бюрократические обороты и штампы, например, “иметь место”, “на предмет”, “увязать вопрос”. Не допустимы неясные словесные сокращения и аббревиатуры.
Одно из основных требований законодательного акта — его ясность, точность, связность, компактность и лаконичность изложения. Только при ясности и точности изложения нормы права может быть реализовано известное правило, в соответствии с которым незнание закона не освобождает от ответственности, незнание закона не служит основанием для его невыполнения. Поэтому в тексте закона следует употреблять простые и понятные термины, известные и широко употребляемые обороты, легко воспринимаемые и по возможности короткие фразы. Недопустимо перегружать нормативные акты сложными грамматическими конструкциями, причастными и деепричастными оборотами, сложноподчиненными предложениями, особенно если одни придаточные предложения включаются в другие, образуя несколько ярусов грамматического подчинения.
В предложении в составе юридического текста должен соблюдаться преимущественно прямой порядок слов, что обусловлено возрастанием к концу предложения информа­ционной роли порядка слов в письменной речи. Использование различного рода инверсий смещает смысловые акценты во фразе и искажает первоначальное значение.
Данный тезис проиллюстрируем на примере проекта Закона Республики Беларусь "О погребении и похоронном деле", представленного на экспертизу в Национальный центр законодательства и правовых исследований Республики Беларусь (далее – также Центр). Часть первая статьи 21 проекта в предложенной разработчиками редакции гласила:
"Общественные кладбища предназначены для погребения умерших по решению специализированных органов".
По смыслу данной нормы общественные кладбища предназначены для захоронения тел тех граждан, которые умерли не в силу объективных при­чин, а по решению специализированных органов. А ведь целью разработчиков было установить, что специализированные органы осуществляют погребение.
Частым недостатком является употребление сложных падежных управлений в виде цепочки именных форм в родительном, дательном и предложном падежах. К концу подобных цепочек смысл управления и значение нанизываемых слов практически утрачиваются.
Директор государственного института регионального законодательства при Администрации Иркутской области Российс

Виды законов и понятие законодательного процесса. Автор admin, дата создания Вс, 03/14/2010 - 22:41.  Дополнительные две стадии появляются в законодательном процессе и при использовании Президентом права вето: 1) принятие предложений


Антикоррупционная экспертиза проектов нормативных правовых актов в законодательном процессе субъектов  Схема "Виды экспертиз по делам об убийствах". Схема "Экспертиза заявки и выдача охранного документа".

Участие в законодательном процессе его субъектов основано на их правах или обязанностях.  По¬следняя может быть вызвана видом нормативного акта (конституция, поправки к ней)  Судебная экспертиза (экспертология) (В.А.Назаров).


Ошибка и ее значение для квалификации преступлений

§ 7. Ошибка и ее значение для квалификации преступлений. В теории уголовного права под ошибкой понимается заблуждение лица или относительно юридической характеристики деяния, или относительно фактических обстоятельств

Квалификация осуществляется по направленности умысла как покушение на задуманное преступление.  — Махачкала,1994. Якушин В.А. Ошибка и ее уголовно-правовое значение.

Подробнее...

Естественная школа права кратко

1. Естественно-правовая концепция права.  Историческая школа – своеобразная реакция на идеи естественно-правовой теории. Основная идея этой концепции – отрицание возможности существования единого для всех народов права.

Предшественником исторической школы права в ХVIII веке явилась Геттингенская школа.  По мнению Пухты, обычное право есть первоначальная, естественная форма права, возникающая самостоятельно, и с известной необходимостью.

Подробнее...

Реализация имущества должника в процедуре конкурсного производства

Конкурсное производство — процедура банкротства, применяемая к должнику  Формированию конкурсной массы, под которой понимается имущество должника  И, наконец, завершающим мероприятием, подлежащим реализации в отношении

реализации конкурсной массы путем раздельной продажи имущества, продажи предприятия должника, проведения  активов, подготовки ходатайства в арбитражный суд о завершении процедуры конкурсного производства или переходе к внешнему

Подробнее...

Основные международные соглашения о правах человека

Конвенция СНГ о правах и основных свободах человека 1995 г. Одной из особенностей этой отрасли права  прав в конвенциях, пактах и соглашениях, но и разработав международный механизм для защиты прав человека.

Понятие и классификация основных прав и свобод человека и гражданина (1).  Международные конвенции и соглашения по торговле. Международные стандарты аудиторской деятельности.

Подробнее...