Высшее образование осужденных к лишению свободы

Исправительные колонии общего режима: условия отбывания лишения свободы.  Федеральным законом устанавливается, что осуждённые, являющиеся инвалидами  Высшее образование в исправительных колониях №2 и №10 г. Екатеринбурга. 3 апреля 2012

Содержание
Введение
Глава 1. Становление системыобразования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
1.1 История становления системы образованияосужденных к лишению свободы
1.2 Российский и международный опытнормативно–правового регулирования образования осужденных
Глава 2. Особенности организацииполучения образования осужденными к лишению свободы
2.1 Организация получения общего образованияосужденными
2.2 Организация полученияпрофессионального образования осужденными
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность темыисследования. Образование в современном обществе рассматривается какприоритетное направление деятельности государства. В отношении осужденных,отбывающих наказание в местах лишения свободы, оно выступает, согласноуголовно-исполнительному законодательству, одним из основных средствисправления осужденных.
Право на образованиеявляется конституционным социально-экономическим правом гражданина России (ст.43 Конституции РФ), однако в отношении осужденных к лишению свободы механизмего реализации имеет свои особенности. В представленной работе предпринятапопытка исследования проблем реализации этого весьма важного в условияхрыночных отношений социально-экономического права осужденных к лишению свободы.Образование является не только средством повышения конкурентоспособностирабочей силы на рынке труда, но и необходимым условием формирования личности.
Одним из важнейшихнаправлений реформирования уголовно-исполнительной системы является приведениенационального законодательства в соответствие с международными стандартами.Вместе с тем, правоприменительная практика показывает, что для более полноговоплощения законодательных положений, относящихся к реализации прав и законныхинтересов осужденных в процессе отбывания наказания, требуетсясовершенствование механизмов их реализации.
Учитывая сказанное,актуальность рассматриваемой темы состоит в рассмотрении проблем правовогорегулирования и организации получения образования осужденными к лишению свободыв условиях реформирования уголовно-исполнительной системы и применения новыхобразовательных технологий.
Цель курсовой работы –рассмотреть особенности организации получения общего и профессиональногообразования осужденными к лишению свободы.
Для достижения указаннойцели были поставлены следующие задачи:
— изучить историческийаспект развития норм, закрепляющих возможность получения образованияосужденными к лишению свободы, на разных этапах формированияуголовно-исполнительной системы;

Суть его в организации получения высшего образования осужденными в местах лишения свободы. ФСИН России высоко оценила этот проект: "СГА создала уникальную систему

— проанализировать нормыуголовно-исполнительного права, а такжемеждународно-правовых актов,регламентирующих реализацию конституционного права на получение образованияосужденными к лишению свободы;
— изучить особенностиорганизации процесса получения осужденными общего и профессиональногообразования.
Теоретико-методологическойосновой написания данной курсовой работы послужили работы А.И. Зубкова, А.С.Михлина, С.В. Познышева, В.И.Селиверстова, И.Л. Трунова и др.
Нормативную базуисследования составили международно-правовые документы по правам человека,Конституция Российской Федерации, Уголовно-исполнительный кодекс РФ, Закон РФ«Об образовании», Закон РФ «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовныенаказания в виде лишения свободы», другие федеральные законы, подзаконные актыв сфере исполнения наказания в виде лишения свободы.
Глава 1. Становлениесистемы образования осужденных и его нормативно-правовое обеспечение
1.1 История становлениясистемы образования осужденных к лишению свободы
Изменениегосударственного устройства России в XX веке привело, в том числе, к изменениюполитики в области пенитенциарных проблем. В 20-е годы прошлого столетия вРоссии кардинальным образом меняется отношение к проблеме средств наказаниялиц, осужденных за преступления различной степени тяжести. Наряду с режимом итрудом, как основными средствами исправления осужденных, немалую роль начинаетиграть обучение. Одним из первых, кто подчеркивал позитивное воздействиеобучения на исправление осужденных, был С.В. Познышев. Еще в 20-х годахпрошлого столетия он писал: «Образование в пенитенциарном учреждении должноиметь место, поскольку оно необходимо, чтобы уничтожить тот умственный мрак, вкотором порок и преступление скрывают свои глубокие корни… Образование,даваемое в школе мест заключения, должно, насколько возможно, затрагивать мирнравственных понятий и жизненных идеалов» [13].
Значительнымизменениям подверглась вся система исполнения уголовных наказаний в советскийпериод, приведшая к разработке гибкой системы условий пребывания в местахлишения свободы. Именно в этот период стал утверждаться принцип – от тюрем квоспитательным учреждениям. Организаторы системы исполнения наказания исходилииз гуманистического в своей основе положения, что изоляция человека от обществауже сама по себе несет карательную функцию, поэтому ужесточение условийсодержания и еще большее ограничение прав заключенного вступают в противоречиес задачами исправления и перевоспитания.
Особенноевнимание стало уделяться проблеме обучения осужденных, которое становитсясоциально ответственным. В стране началась широкая кампания борьбы снеграмотностью. Были изданы Декреты «О мобилизации грамотных» (1918 г.) и «Оликвидации безграмотности среди населения РСФСР» (1919 г.), которые имелинепосредственное отношение, в том числе, и к организации обучения лиц,содержащихся в местах заключения. Обучение осужденных закреплялось рядомнормативных актов. Так, в Положении о работных домах (1918 г.) определялосьсоздание при каждом работном доме школы. Во временной инструкции «О лишениисвободы как мере наказания и о порядке отбывания такового» (1918 г.)разъяснялись вопросы организации общего образования и воспитания заключенных,формирования учительских кадров и т.п.

Может кто-то спросит, зачем обучать осужденных, да еще высшее образование им предоставлять. Ответ будет ясный и простой — по Конституции все равны.  Общее образование осужденных к лишению свободы.

«Положениеоб общих местах заключения» (1920 г.) определяло обязательность обучения длявсех заключенных, не достигших пятидесятилетнего возраста, и содержало описаниесистемы норм, регулирующих не только учебный процесс, но и воспитательнуюработу с осужденными. Успехи в учебе наряду с примерным поведениемрассматривались в Положении как показатели исправления и перевоспитаниязаключенных. В обязательном порядке они отражались в характеристиках иучитывались при решении вопросов об условно-досрочном освобождении (применялосьв лагерях до 1939 года) или о предоставлении заключенным тех или иных льгот.
Следуетотметить, что тенденция к увеличению роли воспитательной работы и образованияосужденных из числа трудящихся, а также культурно-просветительской работы срединих прослеживается во всех законодательных актах 20-х годов. В то же время спринятием в 1922 году Уголовного кодекса РСФСР среди научных и практическихработников шли споры о возможности применения воспитательно-исправительных мерк заключенным – выходцам из классово-враждебной среды. Здесь, в отличие отабсолютно принимаемой позиции применения воспитательного воздействия напреступников из числа рабочих и крестьян, в применении такого же воздействия кпредставителям классово-враждебных слоев единства не было.
16октября 1924 года ВЦИК утвердил Исправительно-трудовой кодекс РСФСР,законодательно определивший систему мест заключения с различными видами режимасодержания осужденных. В кодексе впервые было дано определение понятию режима вместах заключения, который основывался на правильном сочетании принциповобязательного труда заключенных и культурно-просветительской работы. В качествезадачи-минимум определялись ликвидация неграмотности, обучение политическойграмоте, культурно-просветительское воспитание осужденных.
В30-е годы продолжалась работа по развертыванию культурно-просветительскойработы в лагерях. Традиционно культпросвет работа соответствовала классовомухарактеру исправительно-трудовой жизни заключенных, происходящих из рабочегокласса и крестьянства. Такая работа должна была показывать, что исправительнаясистема лагерей, построенная на обязательном труде, дает заключеннымвозможность постепенного облегчения лагерного режима, включительно до приближенияего к вольным работам.
Винструкции по проведению политико-воспитательной работы в лагерях особогоназначения в разделе «Школьная работа» приводятся следующие рекомендации иположения:
–минимум школьной работы заключается в ликвидации неграмотности средизаключенных. Причем преподавание должно поставить себе задачей научитьзаключенного читать книгу, газету и подтолкнуть его на путь самообразования;
–занятия с неграмотными проводить ежедневно не менее одного часа, а смалограмотными не менее двух раз в неделю;
–посещение школы является обязательным для всех неграмотных и малограмотных, недостигших 50-летнего возраста;
–наряду с общеобразовательными школами могут организовываться школыпрофессионально-производственного типа (сельскохозяйственные и др.) взависимости от производственного уклона того или иного лагеря;
–программы занятий разрабатываются учителями и заведующим культурным отделом иутверждаются начальником лагеря.
Дальнейшаятенденция на гуманизацию пенитенциарной системы продолжилась в Исправительно-трудовомкодексе 1933 года. Правда, в нем была предусмотрена уже некультурно-просветительская, а политико-воспитательная работа, в сферу которойвключалось и общеобразовательное обучение. В 30-е годы проблема малограмотностиуже не являлась для большинства населения колоний актуальной. На первое местовыходят задачи подготовки грамотных кадров для развивающейся промышленности исельского хозяйства. В то же время наряду с привитием трудовых навыков сзаключенными проводились мероприятия по поднятию их интеллектуального уровня иполитической грамотности путем общеобразовательного и профессиональногообучения.
Вгоды Великой Отечественной войны культурно-воспитательная работа с заключенныминаправлялась, главным образом, на развитие их трудовой активности. Но еевозможности на первых порах в значительной степени ограничивались тем, чтоплана перевода ИТУ на новый режим работы в условиях военного времени несуществовало. Но очень скоро заключенные стали привлекаться к строительствуважнейших предприятий оборонного значения. О

договорное правовое регулирование, высшее образование осужденных, пенитенциарная система. Keywords  сфере исполнения наказания в виде лишения свободы).


1.1 История становления системы образования осужденных к лишению свободы.  Например, согласно части 3 ст.43 Конституции РФ осужденный как любой другой гражданин «вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование

Заметим, что УИК РФ в первоначальной его редакции не регламентировал получение осужденными к лишению свободы высшего и среднего профессионального образования. Таким образом, по мнению М.С. Рыбака


Соотношение права и иных социальных институтов

С другой стороны, проблемы соотношения норм права и других социальных норм есть и проблемы разграничения сферы их влияния, так как в реальной жизни и нормы права, и иные  1.3. Соотношение договора комиссии со смежными институтами 1.3.

Право и мораль, их соотношение и взаимосвязь.  Четко отделено от правосознания и действуют относительно определенных общественных отношений, в рамках тех или иных социальных институтов формируется в духовной жизни общества, не связана

Подробнее...

Изъятие имущества является мерой административного пресечения

Изъятие является мерой административного пресечения, если оно производиться субъектом административной власти для  Эти разновидности изъятия имущества регулируются нормами административного права. Изъятие в ходе производства по

Административно-восстановительными мерами являются и так называемые финансовые санкции: взыскание недоимки, пеня.  Для обеспечения реального изъятия используется такая мера пресечения как арест имущества.

Подробнее...

Договор хранения имущества с правом пользования образец

Чтобы учитывать амортизацию по такому имуществу в расходах, компания заключает договор хранения, согласно которому хранитель имеет право пользоваться переданными активами. По условиям сделки стоимость пользования совпадает со

Образцы уставов. Отношения наследования. Права собственности.  Договор хранения вещей (имущества).

Подробнее...

Что понимается под сроком исковой давности

о применении исковой давности, по смыслу закона понимается лишь лицо

Последствия пропуска срока исковой давности. Требования, на которые исковая давность не распространяется. Под сроком защиты гражданских прав понимается срок, в течение которого лицо, право которого нарушено, может требовать

Подробнее...