Взаимодействие права и института государства

На правах рукописи Мелентьев Андрей Борисович ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ОБЩЕСТВА И ГОСУДАРСТВА В РОССИИ 22.00.04 - социальная структура, социальные институты и процессы Автореферат

Оцените статью
Нельзя не видеть, что основным институтом, конституирующим гражданское общество, является институт личности. Не только институт является – в категориальном смысле – личностью, но и личность есть институт. Различаются употребление слова «личность» в обыденном языке, личность как предмет научного изучения, личность в духовно-религиозном смысле и институт личности. При этом в обыденном словоупотреблении перечисленные значения могут в различной степени смешиваться.
Идея Личности, личного существования – результат духовного развития человечества. В европейской культуре проблема личности, как известно, имеет достаточно длительную историю, истоки которой восходят к средней классике античности, или более конкретно – к философским взглядам Сократа. Сократ обратил первостепенное внимание на нравственные качества человека, его способность духовными усилиями, разумом постигать свое предназначение, смысл своего бытия и т. д.
Особенное понимание было связано с развитием именно классического правового представления о личности как лице и субъекте гражданско-правовых отношений.
Начиная с Лютера, личность – субъект моральной автономии. С идеей личности также связано представление о том, что человек должен «персонально» отвечать за свои поступки перед Богом и людьми и, следовательно, обладать свободой воли в рамках определенного набора возможностей, по отношению к которым он обладает правом самостоятельного выбора на свой страх и риск.
Вместе с тем, Идея Личности – результат процесса индивидуализации человека, выделения его из сообщества, рода, коллектива, группы. Ее генезису предшествует возникновение индивидуального сознания. Но личность –это не просто индивид. Идея личности опирается на представления о душе, которые психология ассоциирует с психикой, а культурология с «персональным» измерением культурных норм-образцов, культурным типом человека и т.д. Ибо при наличии социокультурных условий, которые являются «духовными опорами», идея личности институционализируется, что происходит далеко не во всякой культуре. Социокультурный институт личности обеспечивает воспроизводство целого ряда новых представлений, касающихся человеческих отношений: о межличностных отношениях, приватной сфере, частной жизни и т. д. Эти представления накладываются на другие, связанные с функционированием в обществе политических, экономических и правовых институтов, прежде всего, на представления о частной собственности, а также о гражданине как активном участнике экономической и политической жизни, обладающем правами. Возникает политико-правовой институт личности, воспроизводящий юридическое понятие личности как лица и представление о личных правах.

кафедра социологии. Институт государства. Выполнил Тарасов И. А.  а) Государственное право. б) Демократия.  Социальный порядок -- это удачное сочетание взаимодействия институтов и соблюдения ими независимо-сти по

Воспроизводство социокультурного института личности выступает культурным фундаментом для устойчивого функционирования и развития политико-правового института личности. В то же время заимствование поли-тико-правового института личности теми культурами, которые, как китайская и японская, не имели ярко выраженного социокультурного института личности, предоставляет благоприятные возможности для создания послед-него. Тип социокультурного института личности, являющегося одной из наиболее устойчивых конститутивных черт общества, гораздо меньше поддается внешнему искусственному воздействию, чем тип политико-правовых институтов. Так, согласно политико-идеологическим постулатам для преобразования института личности из «буржуазного» в институт «социалистической» личности потребовалась, помимо политической, еще одна революция – культурная, последствием которой стало формирование особого типа личности . Такая личность в последующем крайне плохо и неохотно приспосабливалась к новым условиям рыночной экономики. И здесь базовым институтом становится экономический индивид, который и есть «естественный» тип личности. Поэтому нужно лишь преодолеть «извращение» человеческой природы и вернуться к более «естественному» состоянию, чему мешает только «мента-литет». Но менталитет – лишь один из важных компонентов института личности. А экономический индивид также имеет искусственные компоненты, которые когда-то тоже казались противоестественными.
Необходимо отметить, что несомненной актуальностью обладает стратегия на индивидуализм, индивидуальное как форму деятельного, свободного и ответственного саморазвития и самоопределения человека, личности, что является основополагающим условием современного социо-экономико-культурного, политического и правового обустройства и дальнейшего развития и самого человека, и социального целого.
Коль скоро мы намерены строить гражданское общество, то уважение к личности, философию и идеологию личности, философию индивидуализма, знающего меру своей свободы и ответственности, следует восстанавливать.
Политико-правовая трактовка гражданского общества должна отталкиваться не только и даже не столько от абстрактных принципов субстанциального значения гражданского общества для формирования пространства со-временной правовой культуры, пространства правовой организации общественной и государственной жизни. Здесь следует исходить из сущностного определения человека, личности как основного политико-правового института гражданского общества. При этом необходимо опираться на уже известные нам из истории общества и его многочисленных философских систем понятия и принципы, отражающие объективную диалектику социальности человека во всех измерениях его бытия, включая и пространство правовой сферы, и правовой культуры.

Реферат: Взаимодействие государственной службы с институтами и структурами гражданского общества. Содержание.  Список литературы. 1. Морозова Л.А. Теория государства и права: Учебник. Изд.

Вместе с тем, для устойчивого существования политико-правового института личности, помимо духовной нужны также материальные основы (опоры). Важнейшей материальной опорой личности как политико-правового института является институт собственности.
В истинно-демократических государствах нерушимость института частной собственности признается характерной гарантией индивидуальной свободы – как экономической, так и личной свободы в целом. Право обладать частной собственностью, неприкосновенность частной собственности в этих государствах закреплены как одно из неотъемлемых и неотчуждаемых прав личности. Пользуются покровительством государства и другие формы собственности (коллективная, акционерная, общественная, государственная и т. д.). Конституции истинно-демократических государств закрепляют многообразие и равенство форм собственности. В государствах, провозгласивших себя социальными, утверждается принцип социально-ответственного владения собственностью. Так, в Конституции ФРГ записано: «Собственность обязывает. Пользование ею должно служить общественному благу».
Кроме частной индивидуальной собственности пользуется защитой и признается одним из наиболее значимых правовых институтов межотраслевой институт собственности. При анализе становления и развития общественных и политико-правовых институтов институт собственности должен быть рассмотрен не натуралистически, как продукт господствующих социально-экономических отношений, а как один из принципов институционализации общего блага. Ибо апелляция к идее общего блага в форме признания и защиты собственности опосредует опору правового государства на институт собственности.
Таким образом, во-первых, государством признается и защищается собственность, трактуемая в гражданско-правовом смысле. Во-вторых, государство сохраняет, поддерживает и стремится приумножить собственность, которая по своей правовой природе является «общественным достоянием». И, наконец, в-третьих, в связи с собственностью подданных власть накладывает ограничения на свои действия: как заметил еще Дж. Локк, принятие законов, ведущих к разорению подданных, противоречит естественному праву. Действия же государства, способствующие обогащению подданных (как в прямом смысле, так и в смысле «общественного достояния»), вызывают ответную поддержку государства гражданами.
Институт собственности в ценностном плане тесно связан и с другими рассмотренными выше фундаментальными ценностными идеями (Идеей Свободы, Идеей Равенства, Идеей Справедливости). Например, с Идеей Свободы институт собственности связан через владение, пользование и распоряжение, которые понимаются как возможности. Идея же Справедливости выражается, конечно, не в фактическом равенстве – «все поделить поровну», а в формально-правовом равенстве всех по отношению к «правилам игры» с собственностью, а также в равноправии форм собственности.
С институтом личности тесно связан один из древнейших социокультурных институтов человечества – институт семьи, а, кроме того, институты брака, отцовства и материнства. В XX веке в качестве неотъемлемых и неотчуждаемых прав личности признаны права вступать (или не вступать) в брак, право иметь детей, международное закрепление получили права ребенка. В культурном плане данные институты опираются на идею продолжения рода и базируются на национальных традициях и правовых системах, которые служат основанием для формулировок семейного законодательства. Большое, хотя и не решающее влияние на институт семьи оказывают материальные (социально-экономические) отношения, господствующие в обществе. Правовое (формальное) закрепление свободы в истинно-демократических государствах привело к законодательному закреплению права на развод. Институт брачного контракта, правовое закрепление обязанностей родителей по отношению к детям и детей по отношению к родителям и т. д. – все данные институты касаются и материальных отношений, равенства материнских и отцовских прав. Семья является важнейшим институтом воспроизводства гражданского общества в масштабе смены поколений, имея при этом материальную основу в институте собственности и праве наследования.
В то же время, на основе конституционно закрепленных прав и свобод получили распространение и другие субъекты и институты гражданского общества неполитического характера. Так, с институтом собственности и экономическими свободами связано развитие разнообразных экономических и финансовых институтов, обеспечивающих стабильность инфраструктуры гражданского оборота и предпринимательства. Это банки, биржи, инвестиционные и страховые компании, транспортные сети. «Поверх» ни

Введение3 1.Происхождение государства и права5 2. Понятие государства и права как социальных институтов9 3.Взаимодействие государства и права12 Заключение16 Список литературы18.


Xreferat.com » Рефераты по государству и праву » Государство и общество: процессы взаимодействия.  Современное демократическое государство вырабатывает и реализует свою политику только с привлечением институтов

3. Правосознание и право: взаимодействие. 4. Правовой нигилизм. 5. Правовая культура.  С точки зрения воздействия на социальные институты, в том числе на государство и право, общественное мнение может выполнять контрольную


Положение о защите персональных данных клиентов спорткомплекса

Положение о защите персональных данных в ОАО «Первобанк» (далее – Положение) устанавливает  Клиент – физическое лицо, субъект персональных данных, являющейся представителем юридического лица, индивидуального

ПОЛОЖЕНИЕ о защите персональных данных клиентов.  4.1. Цель обработки персональных данных - осуществление комплекса действий направленных на достижение цели, в том числе: 4.1.1.

Подробнее...

Нормативно правовое регулирование документооборота

В нормативной части, как и в существующем сегодня документе, определяются основные задачи и функции, правовое регулирование деятельности  Понятие «документооборот», его развитие и нормативно-методическая регламентация.

Анализ нормативно-правовой и методической базы регулирования электронного документооборота показал, что для полноценного использования электронных документов необходимо дальнейшее

Подробнее...

Международные стандарты по защите прав человека

Понятие международных стандартов в области прав человека. Содержание принципа уважения прав человека  помощь при ДТП Авторское право Конфликты интернет-среды Юридическое сопровождение интернет-проектов Защита прав

Международное право - Авторский коллектив. § 3. Международные стандарты прав и свобод человека.  § 4. Международные механизмы обеспечения и защиты прав человека.

Подробнее...

Институт медиации и права

Задачи Центра медиации и права: Внедрение и развитие института медиации и иных альтернативных методов урегулирования споров в Белгородской области

Аттестация медиаторов продолжается. Председателям судов о медиации. Медиация: от Парижа до Сибири.  20 февраля 2015 года г. Караганда, Казахстан состоится Международная конференция «Медиация - новый правовой институт как средство

Подробнее...