Задатки способности талант психология

Смотреть что такое "ЗАДАТКИ СПОСОБНОСТЕЙ" в других словарях  В противовес распространённой в зарубежной психологии концепции врождённых способностей большинство… …

Оглавление
Введение
1. Теоретические основы психологии музыкальных способностей
1.1 Понятие "музыкальные способности"
1.2 Музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез
2. Структура музыкальных способностей
2.1 Уровни способностей
2.2 Музыкальный слух
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность. Первые публикации Б.М.Теплова по вопросам способностей и одаренности - "Проблема одаренности", "Способности и одаренность" - представляли собой извлечение из его докторской диссертации "Психология музыкальных способностей", защищенной в 1940 г. (опубликована в 1947 году, повторно - в 1961 г. в книге избранных трудов автора; недавно издана во Франции). Именно в связи с изучением музыкальности им был произведен анализ основных понятий, относящихся к области способностей, и дана критика некоторых ошибочных точек зрения.
В последние 15 лет научной деятельности, когда Б.М.Теплов сосредоточил усилия своей лаборатории на исследовании типологических особенностей нервной системы, разработка вопросов способностей не приостановилась. Перспективу, основной замысел работы руководимого им коллектива он видел в подходе к изучению природных задатков развития способностей.
Таким образом, проблема способностей представлена в трудах Б.М.Теплова весьма разнообразно: в сферу исследования вошли как некоторые специальные особенности слухового восприятия и других компонентов музыкальности, так и некоторые свойства ума в связи с особенностями личности, и природные предпосылки всестороннего развития.
Б.М.Теплов стоял на той точке зрения, что недостаточное знание фактов и частных закономерностей не позволяет пока создать общую теорию способностей и одаренности. Более того, он считал, что "...всякие попытки сочинять теории или гипотезы о природе одаренности при том запасе положительных знаний, которыми мы сейчас обладаем, вредны".
Вместе с тем он систематически обращался к рассмотрению и теоретических вопросов. В его работах отчетливо видны некоторые исходные принципы исследования данной проблемы.
Музыкальные способности по Теплову можно разделится на две группы:
· технические (игре на данном музыкальном инструменте или пение)
· слуховые (музыкальный слух).
Музыкальные способности в существующий общей психологической классификации относятся к специальным, то есть таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой.
Цель исследования – рассмотреть психологию музыкальных способностей в трудах Б.М. Теплова.

Название работы: Задатки, способности, одаренность. Категория: Доклад. Предметная область: Психология и эзотерика.  Размер файла: 41.5 KB. Работу скачали: 22 чел. 27. Задатки, способности, одаренность.

Задачи исследования:
1. Изучить понятие "музыкальные способности".
2. Определить музыкальность как совокупность музыкальных способностей, их синтез.
3. Проанализировать уровни музыкальных способностей.
4. Рассмотреть музыкальный слух в структуре музыкальных способностей
Объект исследования – способности человека. Предмет исследования – психология музыкальных способностей.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Теоретической основой данной работы послужили работы таких авторов, как: Теплов Б.М., Тарас А.Е., Кирнарская Д.К. и других.
При написании работы нами были использованы следующие методы научного исследования: сравнительный метод; изучение монографических публикаций и статей; аналитический метод.
1. Теоретические основы психологии музыкальных способнстей 1.1 Понятие "музыкальные способности"
Музыкальные способности - индивидуальные психологические свойства человека, обусловливающие восприятие, исполнение, сочинение музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называют музыкальной одаренностью.
Музыкальные способности представляют собой относительно самостоятельный комплекс индивидуально-психологических свойств. Они могут сохраняться после утраты умственных способностей из-за психических заболеваний, а также присутствовать у людей, страдающих слабоумием. Иногда совокупность музыкальных способностей обозначают общим понятием "музыкальность". По определению Б.М. Теплова, музыкальность есть комплекс индивидуально-психологических особенностей, требующихся для занятий музыкальной деятельностью и в то же время связанных с любым видом музыкальной деятельности. Однако такое определение музыкальности не учитывает некоторых тонких качественных характеристик этого явления. Когда мы говорим о музыкальных способностях, то имеем в виду обычно "количественный аспект", понятие "музыкальность" отражает "качественный аспект" психологического взаимодействия человека и музыки.
Понятие "музыкальность" имеет разные, хотя и взаимосвязанные значения. Мы относим данное понятие прежде всего к особому свойству, качеству восприятия, переживания или исполнения музыки. Кроме того, музыкальностью называют индивидуально-психологическую характеристику личности, которая выражается в интуитивной глубине и тонкости эмоционального переживания смысла музыки, способности передавать его в интонировании, в исполнительской интерпретации музыкальных произведений. И в этом плане музыкальность выступает одним из синонимов музыкальной одаренности.

Шпоры по психологии способностей (163 kb.) Доступные файлы (1)  Способности, одаренность и талант: взаимосвязь и различия в этих явлениях [ лабораторная работа ].

Но с психологической точки зрения музыкальная одаренность шире музыкальности, поскольку включает в себя не только собственно музыкальные, но и другие свойства личности, например: активность воображения, богатство зрительных образов и их тесную связь со слуховой сферой, тонкость слуходвигательной реакции, эмоциональную реактивность и др. Людей, обладающих музыкальностью, гораздо больше, чем музыкально одаренных. Точно так же не следует отождествлять понятия "музыкальность" и "музыкальный талант". Человек может быть музыкальным, но не обладать талантом музыканта. Как ни парадоксально, но возможен и обратный вариант, когда обладание яркими исполнительскими способностями сочетается со слабо выраженной музыкальностью.
Итак, все понятия, которыми мы привыкли описывать индивидуальные проявления музыкальных способностей, акцентируют различные их психологические стороны и проявления. Музыкальность немыслима без основных музыкальных способностей, но и не сводится к ним.
Музыкальность прямо не зависит от сенсорных способностей, например от чувствительности слуха. Но бедность сенсорных способностей человека представляет серьезное препятствие для развития музыкальности. Эмоциональная реактивность на звуки прямо связана с тонкостью эмоционального переживания музыки. Вместе с тем эмоциональная реактивность на звуки может обнаруживаться и без ясного осознания звукоотношений. Такая реактивность - психологический феномен, обусловленный деятельностью вегетативной нервной системы, и потому встречается не только у человека, но и у высших животных.
В некоторых случаях музыкальность даже может вуалировать или восполнять ограниченные профессиональные данные музыканта-исполнителя. Музыкальность поддается развитию, но на основе уже проявившихся в той или иной форме ее признаков. Она формируется и развивается только в конкретной деятельности конкретного человека, поэтому у разных людей музыкальность разная, как различается она и у музыкантов разных специальностей.
Проблема диагностики музыкальности содержит в себе любопытное противоречие. В практических занятиях с учеником сравнительно нетрудно выделить детей с ярко выраженной музыкальностью. Но добиться точного ответа на все возникающие здесь вопросы исследователям не удается. В зарубежной музыкальной тестологии поиски критериев музыкальности ведутся на основе изучения способности создавать звуковые структуры. Полагают, что способности тонко переживать музыку и выражать себя при помощи музыки (т.е. звуковых структур) должны быть тесно взаимосвязаны. Среди характерных признаков музыкальности называют также раннее проявление музыкального слуха, наличие устойчивой потребности и избирательности в музыкальных впечатлениях, музыкальную активность (стремление слушать, петь, сочинять музыку), естественную (т.е. не привитую педагогами) выразительность исполнения.
Однако тесная взаимосвязь качества музыкального восприятия и воспроизведения, по-видимому, важна для диагностики музыкальности только на ранних ступенях музыкального развития. Многие музыканты проводили разграничительную линию между способностью понимать и глубоко переживать музыку и способностью выразительно исполнять ее, "говорить" на ее языке, т.е. способностью свободно выражать себя в музыке.
Иными словами, музыкальность восприятия и переживания музыки не предопределяет для профессионального музыканта практического музыкально-художественного мышления, которое опирается на исполнительский талант и профессиональное мастерство.
Прямо противоположным по смыслу музыкальности является понятие "амузия" (от гр. amusia - некультурность, необразованность, нехудожественность) - крайне низкая степень музыкальных способностей или патологическое их нарушение, отклонение от нормального музыкального развития человека, соответствующего данной культуре. Амузия встречается примерно у 2 - 3% людей. Ее следует отличать от отставаний в музыкальном развитии или музыкальной неразвитости (таких людей может быть до 30 %), которые могут быть исправлены индивидуальной педагогической работой.
В патопсихологии амузией называют полную утрату или частичное нарушение музыкального восприятия, узнавания, воспроизведения и переживания музыки или отдельных ее элементов (часто на фоне сохранных в целом речевых функций). В основе амузии лежит нарушение восприятия и переживания звукоотношений - последовательности звуков как смыслового единства.
В зависимости от первичного механизма возникновения различают несколько типов амузии. Сенсорные амузии вызваны чаще аномалиями или повреждениями физиологического аппарата слуха или поражениями правой височной области мозга. При сенсорных амузиях отмечаются грубые нарушения восприятия высоты звуков, тембра, созвучий, мелодий (глухота на мелодии), ритма (аритмия). Человек не узнает хорошо знакомых мелодий (например, государственный гимн), не замечает звуковысотных искажений мелод

Виды способностей. Задатки и способности.  Виды С.: одаренность(ранняя специализация в О; потенциальная О; поздняя О), талант, гениальность.


Автор: Тарасова Людмила, 6.3. Задатки и способности - Общая психология: конспект лекций, Жанр: философия, Издание: 2009 г.  Высокий уровень развития какой-либо отдельной способности не составляет таланта: так, яркое воображение без

Главная Психология Психология. < Предыдущая. СОДЕРЖАНИЕ.  гениальностью, а высшая степень способностей личности в определенной деятельности - талантом  Развитие способностей происходит поэтапно. Задатки весьма многозначны, они


Правовая природа коллективного договора

Первая — концепция публично-правовой природы коллективного договора, имеющего силу закона.  Вторая — договорная концепция, в соответствии с которой коллективный договор есть соглашение сторон.

1.3 Место коллективного договора в системе социального партнерства. ГЛАВА 2. Правовая природа коллективного договора. 2.1 Понятие и сущность коллективного договора как особой формы права.

Подробнее...

Исполнительная власть в сша предоставлена конституцией

Возможность расширить предоставленную конституцией власть президента представилась Гамильтону при защите  Величественная и независимая высшая исполнительная власть, вооружённая широкими и неопределёнными полномочиями

ее членами являются президент и вице-президент Президент может предоставлять ранг министра некоторым  2 Какова структура Конституции США? 3 Как проводятся выборы президента США?  6 Как в США организовано исполнительную власть?

Подробнее...

Права человека на информацию в международном праве

Провозглашение права на информацию в качестве одного из основных прав человека стало итогом соответствующей тенденции в международном праве, которая наметилась после второй мировой войны <*>.

Вместе с тем, авторы не уделяют должного внимания персональной коммуникации и реализации права человека на информацию. В международном плане важно не только регулирование массовой информации, т.е

Подробнее...

Защита персональных данных необходимые документы

Для того, чтобы, единый документ об обработке персональных данных в организации «предвосхитил» все вопросы, которые  Определить класс защиты персональных данных и осуществить подбор необходимых средств удовлетворяющих

Почему необходимо защищать персональные данные?  Разработать организационно-распорядительные документы по защите персональных данных.

Подробнее...