Общие правила наложения административных взысканий конкретизируют конституционные принципы законности, целесообразности, гуманизма, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и

"Характер административного правонарушения и индивидуализация ответственности".  законного вида (например, придания законности полученным деньгам - взятке  Таким образом, учет характера совершенного административного

Главная страница
Учебники по предметам Аграрное право Адвокатура Административное право Арбитражный процесс Банковское право Безопасность жизнедеятельности Всемирная история Государственное управление Гражданское право и процесс Договорное право Естествознание Жилищное право Земельное право Институциональная экономика Информатика История государства и права История России История экономики Культурология Международное право Мировая экономика Наследственное право Политология Предпринимательское право Прокурорский надзор Психология Религиоведение Семейное право Социальная работа Социология Теория государства и права Торговое право Трудовое право Уголовное право Философия Финансовое право Экологическое право Экология Экономическая теория
§ 3. Назначение административного наказания
§ 3. Назначение административного наказания
Глава 4 КоАП посвящена основным правилам назначения административных наказаний. Кроме общих правил назначения административных наказаний, регламентируются обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения; исчисление сроков административного наказания и сроков давности привлечения к административной ответственности; порядок возмещения причиненного административным правонарушением имущественного ущерба и морального вреда.
Наказание за административное правонарушение назначается в пределах, установленных нормативным актом, предусматривающим ответственность за совершенное правонарушение, в точном соответствии с Кодексом об административных правонарушениях, законодательными актами субъектов РФ.
Общие правила назначения административных наказаний конкретизируют принципы равенства перед законом, презумпции невиновности, законности, индивидуализации ответственности с учетом характера правонарушения и личности нарушителя.
Принцип равенства перед законом означает, что лица, совершившие административные правонарушения, равны перед законом. Физические лица подлежат административной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Юридические лица подлежат административной ответственности независимо от места нахождения, организационно-правовых форм, подчиненности, а также других обстоятельств.
Особые условия применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении и привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией РФ и федеральными законами.

Только в совокупности они обеспечивают индивидуализацию, законность  критериев назначения наказания; д) в учете не только степени, но и характера  Глава 2. индивидуализация ответственности за преступления

Из принципа презумпции невиновности следует, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассмотревших дело. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу.
Законность применительно к назначению административных наказаний заключается в том, что судья, орган, должностное лицо, рассматривающий дело об административном правонарушении, может назначить виновному только то наказание, которое установлено законодательным актом и только в пределах их компетенции и санкции конкретной правовой нормы, предусматривающей ответственность за административное правонарушение. При этом законность назначения административного наказания обеспечивается рядом правовых гарантий:
а) в Кодексе об административных правонарушениях закреплена система административных наказаний, за пределы которой не может выйти ни один правоприменитель;
б) в каждой правовой норме (статье Кодекса) закреплены вид и размеры наказаний;
в) за административное правонарушение может быть наложено из предусмотренного санкцией правовой нормы ряда альтернативных наказаний только одно основное административное наказание;
г) назначение административного наказания в рамках санкции определяется компетенцией органа и должностным положением правоприменителя. Законом устанавливается, какой орган и какого ранга должностное лицо (руководитель, инспектор и т.д.) может назначить за определенное правонарушение указанное наказание;
д) законом установлено правило, согласно которому за одно и то же административное правонарушение на виновного может быть наложено только одно основное либо основное и дополнительное наказания, установленные за данное правонарушение. При этом не исключается сочетание мер административной, дисциплинарной, материальной ответственности, если они предусмотрены нормативными актами.
При применении мер административного принуждения не допускаются решения и действия (бездействие), унижающие человеческое достоинство.

2. Виды правонарушений. По своим антиправовым свойствам и характеру общественной  являются правомерность, законность, обоснованность, правовая  2) Индивидуализация и конкретизация юридической ответственности с учетом

Индивидуализация административного наказания выражается в том, что при его назначении учитывается характер правонарушения, личность нарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
При назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, а также обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Индивидуализация наказания предполагает смягчение или усиление его на основе оценки всех обстоятельств дела и личности виновного. Орган (должностное лицо), рассматривающий дело об административном правонарушении, избирает прежде всего вид наказания, указанный в санкции нормы. Особенно это важно при альтернативных санкциях, предусматривающих возможность применения различных видов наказаний. Затем он определяет его размер, но при этом не вправе превысить установленный санкцией нормы предел или снизить его ниже минимума. Если же орган (должностное лицо) приходит к выводу о нецелесообразности назначения наказания даже в минимальном в рамках санкции размере, то при наличии установленных законом условий он вправе освободить нарушителя от административной ответственности.
Особую роль при назначении обоснованного и справедливого административного наказания играют обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения.
Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются: раскаяние виновного; предотвращение виновным вредных последствий правонарушения; добровольное возмещение ущерба или устранение причиненного вреда; совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения несовершеннолетним, беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.
При этом орган или должностное лицо, решающее дело об административном правонарушении, может признать смягчающими и обстоятельства, не указанные в законе, например преклонный возраст нарушителя, его болезнь, безупречное поведение на производстве и в быту до совершения правонарушения и т.д.
Обстоятельствами, отягчающими ответственность за административное правонарушение, признаются: продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его; повторное в течение года совершение однородного правонарушения, за которое лицо уже подвергалось административному наказанию; вовлечение несовершеннолетних в совершение правонарушения; совершение правонарушения группой лиц; совершение правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах; совершение правонарушения в состоянии опьянения (орган, должностное лицо, назначающие административное наказание, в зависимости от характера административного правонарушения могут не признать это обстоятельство отягчающим).
Данные обстоятельства не могут учитываться как отягчающие в случае, если они предусмотрены в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения соответствующими нормами об административной ответственности за совершение административного правонарушения.
Перечень обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не может быть расширен юрисдикционными органами и их должностными лицами: он является исчерпывающим, в отличие от перечня смягчающих обстоятельств.
При совершении одним лицом нескольких административных правонарушений наказание назначается за каждое правонарушение в отдельности. В то же время, если лицо совершило несколько административных правонарушений, дела о которых рассматриваются одним и тем же органом (должностным лицом), наказание назначается в пределах только одной санкции, установленной за более серьезное нарушение. В этом случае к основному наказанию может быть присоединено одно из дополнительных наказаний, предусмотренных статьями об ответственности за любое из совершенных правонарушений.
При решении вопроса о привлечении правонарушителя к административной ответственности учитываются давностные сроки назначения административного наказания. Оно не может быть назначено позднее двух месяцев со дня совершения проступка, а при длящихся правонарушениях (например, проживание без регистрации) - двух месяцев со дня его обнаружения.
В соответствии со ст. 4.5 КоАП эти сроки не распространяются на нарушения налогового, валютного, антимонопольного, экологического, о защите прав потребителей, таможенного законодательства и на некоторые другие случаи, когда предусмотрен годичный срок давности со дня совершения либо обнаружения административного правонарушения.
За административные правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, лицо может быть привлечено к административной ответственн

⇐ Принципы законности, неотвратимости, индивидуализации ответственности и  В зависимости от специфики вида наказания и вида правонарушения  проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и


тезис о необходимости совокупного учета всех критериев индивидуализации административной ответственности.  Она обеспечивает законность, гуманность, 9.  В диссертации отмечается, что характер совершенного правонарушения

По мнению И.С. Самощенко и М.Х. Фарукшина, индивидуализация ответственности предполагает тщательный учет индивидуальных черт конкретного правонарушения и его субъекта, назначение такой меры ответственности


Роль гражданского общества в поддержании законности

Роль гражданского общества в развитии электоральной культуры через призму индивидуализма и коллективизма: постановка вопроса.

Именно институты гражданского общества (семья, школа, церковь, добровольные организации и союзы) способны играть подобную роль.  Безопасность государства можно охарактеризовать такими параметрами, как поддержание конституционных

Подробнее...

Комитет таможенного контроля министерства финансов рк

Об этом сообщил начальник отдела борьбы с контрабандой наркотиков Управления по борьбе с контрабандой департамента таможенного контроля Комитета таможенного контроля Министерства финансов РК

Таможенный комитет реорганизован в Комитет государственных доходов Минфина РК.  «Комитет таможенного контроля Министерства финансов Республики Казахстан сообщает о своей реорганизации путем слияния в Комитет10 сентября 2014

Подробнее...

Международный экономический правопорядок

Существующий международный экономический правопорядок представляет собой подсистему международного правопорядка как системы.

«Международный экономический правопорядок и международная экономическая безопасность». Выполнил студент группы ЭВ-46 Котельникова Ю. С.

Подробнее...

Значимость электронного документооборота

Обеспечение юридической значимости электронного документооборота ОАО «РЖД» с сопредельными железными дорогами Галдин А.А

СодержаниеТеоретическая значимость результатов исследования Практическое  ^ Первая глава «Понятие электронного документооборота», состоящая из двух

Подробнее...