Положение о защите персональных данных государственных служащих

Приказ Федерального космического агентства от 5 декабря 2011 г. № 200 "О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих Федерального космического агентства".

Защита и обработка персональных данных государственных гражданских служащих - тема, требующая отдельного рассмотрения. Поговорим о способах защиты конфиденциальной информации, обязанностях сотрудников кадровых служб, получающих доступ к таким сведениям, а также их ответственности за разглашение персональных данных или иные нарушения в работе с ними.
Основным законодательным актом, регулирующим защиту персональных данных, является Федеральный закон от 27.06.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон № 152-ФЗ). Помимо этого Закона существует ряд специальных законодательных актов, призванных обеспечить защиту персональных данных в отдельных правоотношениях.
ПРИМЕР
Так, правовое регулирование обработки и защиты персональных данных государственных гражданских служащих, помимо Закона № 152-ФЗ и гл. 14 Трудового кодекса РФ, осуществляется также Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (далее — Закон о госслужбе), Федеральным законом от 30.11.2011 № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» и рядом подзаконных актов:
• Указом Президента РФ от 30.05.2005 № 609 «Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела» (далее — Положение о персональных данных госслужащего);
• постановлением Правительства РФ от 03.11.1994 № 1233 «Об утверждении Положения о порядке обращения со служебной информацией ограниченного распространения в федеральных органах исполнительной власти»;
• постановлением Правительства РФ от 21.03.2012 № 211 «Об утверждении перечня мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных Федеральным законом „О персональных данных“ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами, операторами, являющимися государственными или муниципальными органами» (далее — Постановление № 211) и др.
На локальном уровне порядок обработки и защиты персональных данных госслужащих утверждается соответствующими государственными органами и подлежит официальному опубликованию.
ПРИМЕР
К примеру, утверждены следующие Положения о персональных данных:
• Положение об организации работы с персональными данными федеральных государственных гражданских служащих Министерства финансов Российской Федерации, заместителей руководителей Федеральных служб, находящихся в ведении Министерства финансов Российской Федерации, руководителей их территориальных органов, назначаемых на должность Министром финансов Российской Федерации, утв. приказом Минфина России от 04.07.2011 № 75н;

д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты  9. Обработка персональных данных государственного гражданского служащего должна осуществляться на основе принципов <*>21 июня 2010

• Положение о работе по обработке персональных данных в Министерстве энергетики Российской Федерации, утв. приказом Минэнерго России от 11.11.2008 № 166;
• Положение о работе с персональными данными государственного гражданского служащего ФСТ России и ведении его личного дела, утв. приказом ФСТ России от 07.11.2008 № 441-к;
• Положение об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего Управления делами Президента Российской Федерации, утв. приказом Управления делами Президента РФ от 28.07.2011 № 451 и др.
Необходимо также учитывать, что обработка персональных данных, в том числе и государственных служащих, должна осуществляться с учетом международных норм права.
Основными международными законодательными актами, призванными защищать персональные данные, являются:
Директива Организации по экономическому сотрудничеству и развитию о защите неприкосновенности частной жизни и международных обменов персональными данными;
Международная конвенция «Об охране личности в отношении автоматизированной обработки персональных данных» 1981 г.;
Европейская конвенция о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных;
Конвенция Совета Европы № 108 о защите личности в связи с автоматической обработкой персональных данных. Принципы обработки персональных данных
Требования к обработке, хранению и передаче персональных данных государственного гражданского служащего во многом совпадают с требованиями, предусмотренными гл. 14 ТК РФ.
Как и в трудовых правоотношениях, персональные данные госслужащего:
1) должны быть получены только у него лично;
2) должны обрабатываться нанимателем только в целях, предусмотренных законом;
3) не могут обрабатываться, если речь идет о политических, религиозных и иных убеждениях и частной жизни служащего, о его членстве в общественных объединениях, в том числе в профессиональных союзах;
4) могут передаваться третьей стороне только с письменного согласия государственного служащего;
5) защищаются за счет средств нанимателя;
6) не могут являться основой для принятия конкретных решений, если получены исключительно в результате автоматизированной обработки. Понятие и состав персональных данных
Обратите внимание
В случаях, установленных нормативными правовыми актами РФ, персональные данные, внесенные в личные дела, могут быть отнесены к сведениям, составляющим государственную тайну.

"О защите персональных данных федеральных государственных гражданских служащих центрального аппарата Федерального агентства по поставкам вооружения, военной, специальной техники и материальных средств"22 апреля 2011

Закон № 152-ФЗ определяет персональные данные как любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к субъекту персональных данных — определенному или определяемому физическому лицу. Иными словами, персональными данными является любая информация о человеке.
В то же время персональные данные государственного служащего идентифицируют его как специального субъекта, связанного с гражданской службой в конкретном государственном органе.
Поэтому под персональными данными государственного гражданского служащего понимается не любая информация, а лишь сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни госслужащего, позволяющие идентифицировать личность и содержащиеся в его личном деле либо подлежащие включению в личное дело (п. 2 Положения о персональных данных госслужащего).
При этом все персональные данные, внесенные в личные дела, относятся к сведениям конфиденциального характера. Исключение составляет информация, которая подлежит распространению в СМИ. В частности, общедоступными являются сведения о доходах государственного гражданского служащего.
НА ЗАМЕТКУ
К персональным данным относятся:
• фамилия, имя, отчество;
• пол, возраст;
• семейное положение, наличие детей, родственные связи;
• место жительства;
• образование, квалификация, профессиональная подготовка и сведения о повышении квалификации;
• место работы, размер заработка;
• наличие судимости;
• факт службы в армии и отношение к воинской обязанности;
• доходы, долги, займы, владение недвижимым имуществом, денежные вклады;
• прочие сведения, которые могут идентифицировать человека.
Меры по защите персональных данных
Обратите внимание
Перечень мер является обязательным для всех государственных и муниципальных органов
В целях реализации мер, предусмотренных Законом № 152-ФЗ, Правительством РФ было принято Постановление № 211, определившее Перечень мер, направленных на обеспечение выполнения обязанностей, предусмотренных вышеназванным Законом (далее — Перечень мер).
Защитные мероприятия включают:
1. Назначение приказом нанимателя лица (из числа госслужащих), ответственного за организацию обработки персональных данных в государственном органе.
СИТУАЦИЯ
Два сотрудника кадровой службы государственного органа приказом руководителя уполномочены получать, обрабатывать, хранить и передавать персональные данные госслужащих. Означает ли это выполнение требований законодательства о надлежащей организации обработки персональных данных в государственном органе?
В пункте 4 Положения о персональных данных госслужащего содержится следующее требование: представитель нанимателя определяет лиц, как правило, из числа работников кадровой службы государственного органа, уполномоченных на получение, обработку, хранение, передачу и любое другое использование персональных данных гражданских служащих и несущих ответственность в соответствии с законодательством РФ за нарушение режима защиты этих данных.
Однако на самом деле эти требования не аналогичны, так как речь идет о разных субъектах. В первом случае требуется определить лицо, ответственное за всю организацию работы с персональными данными в госоргане, во втором — назначить сотрудников, которые будут непосредственно осуществлять обработку персональных данных.
Как следует из положений ст. 22.1 Закона № 152-ФЗ, лицо, ответственное за обработку персональных данных, выполняет следующие обязанности.
Обязанность 1. Внутренний контроль за соблюдением оператором и его работниками законодательства РФ о персональных данных, в том числе требований к защите персональных данных.
Обязанность 2. Ознакомление работников оператора с положениями действующего законодательства о персональных данных, локальными нормативными актами по вопросам их обработки, требованиями к защите персональных данных.
Обязанность 3. Прием и обработка обращений и запросов субъектов персональных данных или их представителей и (или) контроль за приемом и обработкой таких обращений и запросов.
Конкретный объем правомочий ответственного лица отражается в должностном регламенте или инструкции, утвержденной нанимателем.
2. Утверждение актом руководителя госоргана ряда необходимых документов в области защиты персональных данных (табл. 1).
Наименование документа Целевое назначение документа Правила обработки персональных данных Устанавливают процедуры, направленные на выявление и предотвращение нарушений законодательства РФ в сфере персональных данных, а также определяют для каждой цели обработки персональных данных содержание обрабатываемых данных, категории субъектов, персональные данные которых обрабатываются, сроки их обработки и хранения, порядок уничтожения при достижении целей обработки или при наступлении иных законных оснований Правила рассмотрения запросов субъектов персональных данных или их представителей Устанавливают порядок получения госслужащими информации, касающейся обработки их персональных данных Правила осуществления внутреннего контроля соответствия обработки персональных данных требованиям к 

2.1. Обработка персональных данных государственных гражданских служащих Управления (далее - гражданские служащие) осуществляется с их письменного  2.6. В целях обеспечения защиты персональных данных гражданские служащие вправе


1. Положением об организации работы с персональными данными федерального государственного гражданского служащего  д) защита персональных данных от неправомерного их использования или утраты обеспечивается за счет средств ФМС 9 декабря 2015

Об утверждении положения об организации работы. С персональными данными государственного гражданского.  д) защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты14 мая 2012


Иск о признании гражданина банкротом

Заявление о признании должника банкротом. Инициаторы. Признание финансовой несостоятельности гражданина возможно как по его собственному заявлению, так и по обращению в судебные инстанции его кредиторов.

Требования ФЗ О банкротстве к заявлению о банкротстве физического лица (гражданина) Образцы исков и заявлений в суд.  Кроме того, заявление гражданина о признании его банкротом должно отвечать требованиям

Подробнее...

Овд в защите гражданских прав

1. Гражданско-правовые способы защиты жилищных прав граждан Характеристика жилищных прав граждан в Российской  Содержание. 1. Участие ОВД и обеспечение законности при осуществлении гражданских прав и исполнении обязанностей.

В соответствии с Конституцией РФ в целях обеспечения социальной защиты военнослужащих, сотрудников ОВД в нашей стране разработано и принято значительное количество нормативно-правовых актов о  Защита гражданских прав.

Подробнее...

Законность и правопорядок в вооруженных силах

Законность и правопорядок в Вооруженных Силах Российской Федерации Понятие законности и правопорядка в военных организациях Организационно-правовые способы обеспечения законности понятие, система и общая характеристика.

ТЕМА № 4: "Законность в Вооруженных Силах, способы ее обеспечения" Учебно-воспитательные цели: 1. Ознакомить студентов с основными направлениями работы органовуправления по укреплению законности и правопорядка.

Подробнее...

Конституция источник гражданского процессуального права

Исходя из этого, можно сделать вывод, что среди источников гражданского процессуального права Конституция занимает основополагающее место

2.1 Конституция Российской Федерации – источник гражданского процессуального права.  2.3 Закон как источник гражданского процессуального права. 2.4 Подзаконные акты. 2.5 Постановления высших судебных органов.

Подробнее...