Защита прав концессионера при коммерческой концессии

КОММЕРЧЕСКАЯ КОНЦЕССИЯ. Вступают в силу изменения в Федеральный закон от 21.07.2005 N 21 "О концессионных соглашениях".  Концессионеру предоставляется преимущественное право выкупа объекта концессионного соглашения после

Договор коммерческой концессии является одной из самых значимых и юридически сложных сделок с интеллектуальной собственностью. Договор коммерческой концессии зачастую именуют также договором франчайзинга, хотя некоторые экономисты и юристы призывают не смешивать эти понятия. Наиболее известные франшизы – "McDonald’s", "Subway", "Starbucks". С экономической точки зрения, франчайзинг представляет предпринимательские отношения, в которых одна сторона предоставляет право на ведение бизнеса под своим именем и предоставляетдругой стороне необходимые для этого технологии за согласованную плату. Мы же в этой статье обратимся к юридическим аспектам договора франчайзинга по российскому законодательству: требуется ли регистрировать договор, каковы его стороны и существенные условия.
Понятие договора коммерческой концессии
Стороны договора коммерческой концессии (франчайзинга)
Существенные условия договора франчайзинга
Другие условия договора коммерческой концессии
Форма и регистрация договора коммерческой концессии .
1. Договор коммерческой концессии: понятие
Договор коммерческой концессии – это соглашение правообладателя (франчайзера, franchiser) и пользователя (франчайзи, franchisee), по которому правообладатель обязуется предоставить пользователю за вознаграждение право использовать в предпринимательской деятельности комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта, включая право на товарный знак и другие предусмотренные договором объекты интеллектуальной собственности. Понятие договора франчайзинга закреплено в статье 1027 Гражданского кодекса.
С юридической точки зрения, договор коммерческой концессии представляет разновидность лицензионного договора с множественностью объектов интеллектуальной собственности в предмете договора. Поэтому согласно п.4 ст.1027 ГК к договору франчайзинга применяются положения части IV Гражданского кодекса о лицензионном договоре. Отличить договор коммерческой концессии от лицензионного договора позволяют следующие признаки:
предоставление права использования нескольких связанных между собой объектов интеллектуальной собственности разного вида (например, товарный знак, произведения дизайна, ноу-хау, патенты, коммерческое обозначение). Как правило, лицензия предоставляется на один объект или на несколько объектов одного вида (например, несколько фонограмм, охраняемых смежными правами);
предоставление права на использование зарегистрированного товарного знака является обязательным признаком договора франчайзинга по российскому законодательству. Это объясняется тем, что договор коммерческой концессии в первую очередь предполагает использование имиджа и деловой репутации, созданных в результате активной рекламы и длительной работы на рынке. Трансферт технологий по коммерческой концессии вторичен по отношению к средствам индивидуализации;

Закон о защите прав не действует по франшизе. Это коммерческая концессия. Статья 1037. Прекращение договора коммерческой концессии. [Гражданский кодекс РФ] [Глава 54] [Статья 1037].

широкий перечень прав и обязанностей сторон договора, связанных с поддержанием единых стандартов производства и продвижения товаров и обслуживания клиентов. Потребитель, приобретая товары или услуги, любого пользователя по договору франчайзинга, должен быть уверен в одинаковом качестве таких товаров и услуг. Потребителя интересует не конкретный производитель, а бренд. Условие об обеспечении единых стандартов качества товаров, кстати, устанавливаются в лицензионном договоре на товарный знак, но в нем кооперация между сторонами менее активная.
Таблица №1. Отличия лицензионного договора от коммерческой концессии
Таким образом, договор коммерческой концессии предполагает тесное сотрудничество между правообладателем и пользователем по вопросам использования комплекса объектов интеллектуальной собственности, включающего в любом случае как минимум один товарный знак .
2. Стороны договора коммерческой концессии
Сторонами договора коммерческой концессии являются правообладатель и пользователь. Ими могут быть только коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели, т.к. договор франчайзинга всегда заключается в целях ведения предпринимательской деятельности, направленной на извлечение прибыли.
На стороне правообладателя в договоре могут выступать, собственно, сами правообладатели, а также доверительные управляющие. Впрочем, второй случай является исключительным, что в том числе связано с противоречивой практикой Роспатента по регистрации договоров доверительного управления товарными знакамии регистрации договоров, заключенных доверительным управляющим. В субконцессионном договоре на стороне правообладателя выступает пользователь по основному договору.
Второй стороной договора коммерческой концессии является пользователь, который, как было сказано ранее, должен являться коммерческой организацией или индивидуальным предпринимателем. Фактически, при франчайзинге правообладатели часто предъявляют ряд дополнительных требований: опыт работы на рынке, количество работников, наличие недвижимости в собственности, хорошая деловая репутация, количество активов. Но эти требования являются экономическими, а не юридическими, поэтому в этой статье не рассматриваются.

Подробное описание договора договор коммерческой концессии (франчайзинга): форма, стороны, регистрация.  На момент заключения "Договора" в отношении "Комплекса исключительных прав" не имеется споров, связанных с защитой14 декабря 2015

Периодически сторон коммерческой концессии также именуют франчайзером (franchiser) и франчайзи (franchisee). Особенно часто эти варианты встречаются в договорах, составленных иностранными лицами и подчиненных английскому или американскому праву. По российскому законодательству, названия правообладатель и пользователь более корректны.
Схема №2. Стороны договора франчайзинга .
3. Существенные условия договора коммерческой концессии
Существенные условия договора франчайзинга – это условия, минимально необходимые и достаточные для заключения договора. Если хотя бы одно существенное условие не согласовано, договор коммерческой концессии является незаключенным, даже если подписан сторонами, и не порождает юридических последствий. К сожалению, на практике я не раз встречал ситуацию, когда стороны составляли договор на 20 страницах, писали в нем все что угодно, но правильно не индивидуализировали его предмет, в связи с чем ФИПС отказывал в его регистрации. Итак, договор коммерческой концессии должен содержать следующие существенные условия:
a. Предмет договора путем указания на комплекс объектов интеллектуальной собственности и предоставление права на их использование по концессии. Каждый из объектов должен быть достаточно индивидуализирован. Технически это легче сделать в приложении к договору в виде таблицы. Если объект проходил государственную регистрацию, следует указать реквизиты официального документа. Так, в России обязательно регистрируют товарные знаки, изобретения, полезные модели и промышленные образцы и некоторые другие результаты интеллектуальной деятельности, но они редко предоставляются по коммерческой концессии. Коммерческие обозначения, произведения дизайна и ноу-хау не регистрируются, поэтому стороны должны индивидуализировать их путем подробного описания.
b. Вознаграждение правообладателя. Цена франшизы обычно состоит из двух частей – единовременного первоначального платежа (license fee) и роялти (royalty). Роялти – это периодический платеж в процентах от дохода или прибыли пользователя . Кроме того, часто договор может предусматривать гонорар успеха (success fee), который уплачивается правообладателю при достижении определенного минимального размера прибыли. Однако договор коммерческой концессии может содержать условие о вознаграждении в другой форме.
c. Область предпринимательской деятельности и способы использования комплекса исключительных прав. Это существенное условие франчайзинга регулирует, как пользователь вправе использовать предоставленный ему комплекс исключительных прав. Например, вправе ли он при производстве товаров экспортировать их в другие страны.
d. Требования к качеству товаров, работ и услуг. Это условие, с одной стороны, защищает пользователя, который вправе требовать от правообладателя передачи документации, которая позволит выпускать товары в соответствии с требованиями к их качеству. С другой стороны, это условие защищает правообладателя, т.к. он имеет право расторгнуть договор, если пользователь неоднократно нарушает требования к качеству. В-третьих, это условие защищает потребителей, которые должны во всех предприятиях франчайзинговой сети получать товары и услуги одинакового качества.
Схема №3. Существенные условия договора франчайзинга .
4. Другие условия договора франчайзинга
Договор коммерческой концессии – один из самых сложных договоров в российском праве, поэтому многообразие его условий охватить довольно сложно. Во многом они зависят от области предпринимательской деятельности и комплекса исключительных прав. Перечислю ниже наиболее стандартные условия договора франчайзинга, не относящиеся к существенным:
территория использования интеллектуальной собственности ;
срок действия франчайзинга. По умолчанию, он равен сроку действия лицензионного договора, т.е. пяти годам;
право (а иногда обязанность) пользователя заключать субконцессионные договоры;
обязанность правообладателя поддерживать в силе исключительные права на товарные знаки и иные объекты, а также последствия несоблюдения этой обязанности;
запрет правообладателю и/или пользователю заключать договоры коммерческой концессии с другими лицами;
условия об обязательности для пользователя ценовой политики, предложенной правообладателем;
обязанность пользователя предварительно согласовывать с правообладателем место расположения коммерческих помещений .
5. Регистрация договора коммерческой концессии
Договор коммерческой концессии должен быть заключен в письменной форме, причем ее несоблюдение влечет недействительность договора. Напомню, общее правило, установленное Гражданским кодексом РФ, состоит в том, что несоблюдение простой письменной формы лишь лишает возможности ссылаться на свидетельские показания. Впрочем, представить заключение столь сложного договора в устной форме сложно.
Регистрация договора коммерческой концессии требовалась до 1 октября 2014 года. С этой даты вступили в силу изменения в часть 4 Гражданского кодекса и регистрация договоров по интел

Договор коммерческой концессии 1. По договору коммерческой концессии одна сторона (правообладатель)  Защита в суде. Надзорное производство. ГРАЖДАНСКИЕ ДЕЛА.  Ограничения прав сторон по договору коммерческой концессии.


Договор франчайзинга (коммерческой концессии). Дата: 26 Ноября 2011 в 18:15 Автор: Пользователь скрыл имя Тип: курсовая работа.  Договор и защита прав потребителя. Пользователь выступает в обороте под чужим именем, что может

1.1. История правового регулирования договора коммерческой концессии.  15. 1.3. Понятие и правовая природа договора коммерческой концессии. 22.  Представляется целесообразным предусмотреть Законом о защите прав12 июля 2007


Иск о признании наследства через суд

Главная Статьи Наследственное право Исковое заявление о признании наследства в суд.  Исковое заявление о признании наследства помимо общих требований к искам, установленных законом, должно содержать следующие сведения

Заявление, чтобы подать иск в суд и вступить в наследство. Вопрос о том, каким образом происходит наследование через суд был, есть и будет оставаться  Составить правильно заявление в суд о признании права довольно сложно.

Подробнее...

Признание законности существующей власти

При этом важно отметить, что проблема легитимности не в законности, не в формально-юридическом ее аспекте, а в  а в социально-политическом смысле, как признание правомерности существующей власти собственным обществом и

ЛЕГИТИМНОСТЬ (лат. legitimus - законный), признание об-вом и осн. политическими силами правомерности существующей  власти, основанной на вере в законность существующих норм и в право тех, кто находится у власти, отдавать распоряжения.

Подробнее...

Докладная записка за опоздание образец

Образец №1. Объяснительная записка об опоздании на работу. Чтобы скачать образец документа в формате Word, нажмите на ссылку.  Следующий пост: Как написать докладную записку? →

Как составляется докладная записка – образец оформления и содержания документа рассмотрим на примере.  Как правило, это сообщения об опозданиях, отлучках, прогулах, нахождении на работе в пьяном состоянии, невыполнении должностных

Подробнее...

Агентский договор по продаже недвижимости образец

Агентский договор продажи недвижимости для решивших открыть свой бизнес или начать свое дело.  1.2. Индивидуальные характеристики недвижимого имущества (далее по тексту - "Недвижимость"), являющегося предметом агентирования

Поручение, комиссия и агентирование. Агентский договор (образец).совершить от имени и за счет Принципала следующие юридические и иные. действия, связанные с (продажей на  АГЕНТСКИЙ ДОГОВОР по продаже жилой недвижимости.

Подробнее...